Однополые браки в США
- 1 year ago
- 0
- 0
Однополые браки в Грузии официально не признаются, а любые другие формы семейных союзов (в том числе фактический брак ) ни для однополых , ни для разнополых пар действующим законодательством не предусмотрены.
Подавляющее большинство населения Грузии выступают против признания браков между лицами одного пола. Однако по мере интеграции Грузии с Западом эта тема широко обсуждается в обществе. При этом данная тема часто используется политиками для спекуляций. Данный вопрос поднимался в том числе в ходе конституционной реформы в Грузии.
Действовавшая до ноября 1992 года Конституция Грузинской ССР 1978 года по образцу Конституции СССР 1977 года гласила 51-й статье: «Брак основывается на добровольном согласии женщины и мужчины» . Её сменил «Указ о государственной власти», просуществовавший до принятия нового конституционного закона.
Конституция Грузии , принятая в 1995 году, не содержала прямого определение брака, в её 36-й статье было написано, что «брак как добровольный союз основывается на равноправии супругов» . При этом Гражданский кодекс, принятый в 1997 году в 1106-й статье определяет «брак как добровольный союз женщины и мужчины с целью создания семьи» .
В 2014 году накануне подписания соглашения об ассоциации с Европейским союзом премьер-министр Ираклий Гарибашвили предложил внести в Конституцию определение брака как союза мужчины и женщины .
В 2015 году на фоне легализации однополых браков в США поднялась дискуссия в грузинском обществе. Ираклий Гарибашвили повторил свою инициативу. Против неё выступил основатель сооснователь Республиканской партии Леван Бердзенишвили . С проповедью против признания однополых браков выступил патриарх Грузинской православной церкви Илия II .
В 2016 году адвокат Георгий Татишвили подал иск в Конституционный суд Грузии с требованием признать, что однополые браки защищены основным законом. Это вызвало бурную дискуссию в обществе. С осуждением выступили члены правительства, Грузинской церкви и даже ЛГБТ-организации. Последние в своём совместном заявлении указали на несвоевременность инициативы и высказали подозрение о провокации перед выборами . В итоге эта инициатива была отклонена .
В ответ консервативные группы собрали более сотни тысяч подписей за проведение референдума по вопросу о внесении в Конституцию определения брака как союза между мужчиной и женщиной. Со второй попытки эта инициатива была зарегистрирована ЦИК. Однако президент Грузии Георгий Маргвелашвили отклонил её, сославшись на то, что гражданский кодекс уже содержит это определение, а также невозможность проведения референдума на территории Абхазии и Южной Осетии. Попытка провести голосование в парламенте по внесению подобной правки также провалилось. Премьер-министра Георгий Квирикашвили пообещал внести изменения после выборов . Необходимость этой реформы обосновывалось политиками необходимостью противостоять пропаганде России о том, что якобы после вступление в Евросоюз Грузия будет обязана признать однополые браки .
В ходе подготовки конституционной реформы в 2017 году тема однополых браков дискутировалась между членами конституционной комиссии. Было предложено внести в Конституцию определение брака как союза мужчины и женщины. Возражая против этого, член комиссии Георгий Гоциридзе указал, что определение брака как союза мужчины и женщины является проявлением гомофобии. Представитель Центра конституционных исследований Университета Ильи Георгий Мумладзе обвинил правящую партию в популистских манипуляциях накануне предстоящих президентских выборов . Венецианская комиссия в своём докладе указала, что такая формулировка не должна исключать признания союзов между лицами одного пола. В итоге эта формулировка была принята в 2018 году .
Согласно исследованию «Pew Research Center», проведённому в 2015—2016 годах, общественная поддержка однополых браков в Грузии находится на одном из самых низких уровней среди стран Европы: за их признание выступает лишь 3 % населения. При этом низкая поддержка отмечалась среди всех возрастных групп .