Юпитер и Каллисто (картина Кауфман)
- 1 year ago
- 0
- 0
«Наказание Купидона» ( англ. Punishment of Cupid ) — картина неоклассической художницы Ангелики Кауфман , написанная во время её пребывания в Великобритании в конце 1770-х годов. Известна также и под другими названиями: «Обезоруживание Купидона» ( англ. Disarming of Cupid ) , «Амур, связанный нимфами» ( нем. Amor wird von Nymphen gefesselt ) , «Амур у позорного столба» ( нем. Amor am Pranger ) , «Амур, привязанный к дереву грациями» ( нем. Amor von den Grazien an einen Baum gebunden ) .
Картина принадлежит серии работ, изображающих противостояние трёх граций и Купидона (Амура). Этот мотив был популярен в европейском искусстве XVIII века. Благодаря выполненной в 1777 году гравюре-копии картина «Наказание Купидона» была широко растиражирована в декоративно-прикладном искусстве, прежде всего фарфоре.
Картина принадлежит серии из шести работ, созданных Ангеликой Кауфман в конце 1770-х годов. К тому времени художница уже продолжительное время жила в Великобритании и заслужила большую известность и уважение как «живописица»: она, будучи женщиной, одна из основателей Королевской академий художеств . При этом стиль её живописи характерно женский, что позже назовут профеминистическим уклоном .
На указанной серии картин изображены сцены борьбы трёх граций ( Аглаи , Евфросины и Талии ) с Амуром (Купидоном). Грации в античной мифологии являлись богинями веселья и радости жизни, олицетворением изящества, красоты и привлекательности, а также покровительницами дружбы. Они были спутницами и помощницами богини любви Венеры . Хотя традиционно грации изображались как обнажённые девушки, однако позднее ряд деятелей искусства (например, Кристоф Мартин Виланд и Антон Рафаэль Менгс ) настаивал на том, что они должны быть одеты, поскольку красота выражается в том числе в искусном оформлении. Ангелика Кауфманн в своих картинах следует этому представлению. Сын Венеры от бога войны Марса Амур олицетворял чувственную любовь, он мучал людей своими стрелами. Исследователи отмечают, что истории о грациях и Амуре распространились в европейском искусстве в XVIII веке, в том числе благодаря ренессансу древнегреческих стихотворений Анакреонта . При этом сюжет их противостояния, мимолётно встречающийся у античного поэта, получил серьёзное развитие .
Ангелика Кауфман могла быть знакома с помпейской фреской «Венера наказывает Купидона», растиражированной благодаря гравюре, выполненной Агостино Караччи около 1590 года. Художница также скорее всего читала поэзию Мэтью Прайора , который много сочинял о приключениях Амура. Исследователи отмечают его стихотворение 1709 года «Обезоруженный Амур». В нём богиня плодородия Хлоя находит Амура спящим и связывает его. Когда тот проснулся, она обвиняет его в злобе и взамен на свободу требует его лук и стрелы. Развязав Амура, Хлоя становится владелицей его атрибутов и, следовательно, божественной силы. При этом новая богиня любви распоряжается своим даром более благоразумно. В этом сюжете ряд исследователей видят отображение социально-экономических процессов в Англии, где прагматичность становится основой человеческого счастья . Другим источником для вдохновения Кауфман было либретто Пьетро Метастазио « » ( лат. Le grazie vendicate ), написанное в 1735 году в честь дня рождения германской императрицы Елизаветы . В произведении изображена беседа трёх граций, которые жалуются друг другу на проделки Купидона и благосклонность к такому поведению со стороны их повелительницы Венеры. Аглая рассказывает, что Амур привязал её во сне к дереву и издевался над ней. Евфросина жалуется, что он ранил её из лука, а когда она пожаловалась Венере, то та его похвалила. Грации решают отомстить сыну и его матери, которые пренебрегают дорогими богиням гармонией и порядком, и провозгласить новую богиню любви — Элизу (именинницу Елизавету), тем самым вернув миру благоденствие . В 1769 году была опубликована иллюстрированная антология «Отомщённые грации». В ней в частности есть гравюра Жана-Мишеля Моро с изображением связанного грациями Амура. Последний нарисован юношей, к которому пристают богини .
На картине Ангелики Кауфман «Наказание Купидона» божественный младенец изображён привязанным к дереву в правой части полотна. Грации держатся от него на значительном расстоянии. В центре картины одна из них переламывает через колена лук Амура. Две другие грации стоят у неё за спиной и держат в своих руках свои атрибуты — цветы, которыми они видимо хотят заменить оружие Амура, положив конец его бесчинствам .
Исследователи отмечают, что цикл Кауфман о грациях и Амуре не заканчивается в конечном итоге сломом иерархии как в литературных источниках. В её картинах ссора между эротической любовью и дружбой носит временный характер. В конечном итоге они дополняют друг друга. Грации смягчают озорной нрав Амура, гармонизируя мир. Тем самым женщине, женскому вкусу, любви и дружбе придаётся высокий общественный статус, но «феминизация» культуры происходит не через прямое противостояние патриархальным устоям .
Картина, вероятно, принадлежала Арчибальду Филиппу Примроузу, 5-му графу Розбери . Его сын Гарри Примроуз продал картину на Кристис 5 мая 1939 года за 110 фунтов стерлингов. Новый частный владелец продал картину там же 30 апреля 2010 года за 37 250 фунтов стерлингов .
Ангелика Кауфман часто делала повторения своих картин. Известно о такой реплике диаметром 61 см в коллекции британского Томаса Кука . Также известно о копии в коллекции .
, подаренной по завещанию 1955 года , внукаС этой картины лат. «Etiam Amor Criminibus Plectitur» ). Реплики этой и других работ серии получили широкое распространение. Благодаря чему Ангелика Кауфман была прозвана «художницей граций». Начиная с XVIII века, картина «Наказание Купидона» стала широко применяться в декоративно-прикладном европейском искусстве, прежде всего в росписи фарфора. В XX веке в странах Варшавского договора широкое распространение приобрели фарфоровые сервизы, прозванные « Мадонна » и украшенные деколями по мотивам картин « Юпитер и Каллисто » и «Наказание Купидона» .
в 1777 году была сделана гравюра-копия под названием «Даже любовь переплетена с преступлениями» (