Interested Article - Софер
- 2021-11-10
- 1
Со́фер ( ашкеназ. со́йфер, ивр. סופר , мн. ч. סופרים , софри́м ; др.-греч. γραμματεΐς , лат. scribae , рус. кни́жники ), также со́фер-стам ( аббрев. סופר סת״ם , сефер Тора , тфилин , мезуза ), или перепи́счик сви́тков — еврейская религиозная специальность по написанию свитков Торы, пергаментов для тфилин и мезуз, свитков Эстер и других книг Танаха . Иногда тот же метод письма используется также при написании различных каббалистических амулетов (камеот).
Манускрипты пишут особым квадратным письмом, так называемым «ассирийским» шрифтом. Этим письмом были начертаны Скрижали Завета , он сохранялся в среде священников Храма . К моменту вавилонского изгнания он очень узко использовался евреями, которые для повседневных записей пользовались так называемым « финикийским » письмом. Поэтому пророки Ездра и Неемия провели реформу письма, канонизировав по возвращении из вавилонского изгнания правила написания этим письмом. Потому шрифт и назван «ассирийским» — в честь вернувшихся из Ассирии. Пророки Ездра и Неемия в еврейской традиции называются также « писцами » ( ха-софри́м ).
Написание манускриптов требует специальной техники, знания законов написания букв, особой сосредоточенности. От софера требуется особая богобоязненность и честность, тщательное выполнение заповедей Торы.
Соферы образовали учёную комиссию или корпорацию, известную под названием «великой синагоги», а впоследствии — « Синедриона ». Число членов этой корпорации было неопределённым; впоследствии оно приблизительно определялось в 70 человек.
Согласно первой книге Паралипоменон , писцы-соферы (в синодальном тексте Библии переведено как «соферийцы») жили в одном из городов колена Иудина — в городе Иавис или Иабец ( יעבץ ; Ιαβες ; Iabes , 1Пар. ). Поскольку писцы-соферы занимались написанием религиозных текстов, то они происходили в основном из колена Левия . Соферы стали первыми толкователями текстов Священного Писания.
В христианстве соферы известны под именем «книжники». В Новом Завете , в Евангелии , Иисус Христос многократно обращается к книжникам с различными обличениями, начиная их с фразы: « Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры » ( Мф. , , , , , , , ).
Епифаний Кипрский в своей книге « На восемьдесят ересей » выделил книжников в особую иудейскую секту, что не является верным, книжники могли быть как фарисеями , так и саддукеями . Более поздние христианские авторы: Иоанн Дамаскин (VIII век) в книге «Περὶ αἱρέσεων ἐν συντομίᾳ ἑκατόν, ὅθεν ἤρξαντο καὶ πόθεν γέγονασιν» («О ста ересях вкратце») и Никита Хониат (XIII век) в книге «Θησαυρὸς ὀρθοδοξίας» («Сокровище православия») , использовавшие сочинение Епифания «Панарион», повторяя деление Епифания, писали о книжниках как об отдельной иудейской ереси.
См. также
Примечания
- . Дата обращения: 26 апреля 2016. 20 ноября 2015 года.
- . Дата обращения: 26 апреля 2016. 7 апреля 2016 года.
- . Дата обращения: 26 апреля 2016. 27 января 2016 года.
Ссылки
- // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона . — СПб. , 1912. — Т. XII.
- Лопухин А. П. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
- // Православная богословская энциклопедия . Том 12. 1911. стр. 189.
- // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
- — статья из Электронной еврейской энциклопедии
- Неклюдов К. В. // Православная энциклопедия . — М. , 2014. — Т. XXXVI : « Клотильда — Константин ». — С. 134-138. — 752 с. — 29 000 экз. — ISBN 978-5-89572-041-7 .
- Епифаний Кипрский . На восемьдесят ересей .
- Архимандрит Никифор (Бажанов)
- 2021-11-10
- 1