Сложная трёхчастная форма
- 1 year ago
- 0
- 0
Каракача́ны (также каракацаны , саракацаны , влахи ; греч. Σαρακατσάνοι ) — этническая группа греков , населяющая горные районы Греции ( Фессалия , Македония , Эпир , Пелопоннес , около 10 тысяч, 2008, оценка), Румынии , юго-западной Болгарии (4,1 тысячи, 2001, перепись), юго-восточной Сербии и юго-восточной Северной Македонии . Говорят на диалекте новогреческого языка (с дорийскими чертами). Верующие — православные .
Этноним каракачан является однозначно тюркским. Неясным является только время его происхождения: оно могло появиться в раннее Средневековье или могло быть получено позднее от турок-османов. Болгарский исследователь В. Маринов приводит три варианта происхождения наименования «каракачаны»: в одном случае оно выводится от турецкого кыра кычан «убегать в поле»; в другом случае кара качан переводится как «чёрные беглецы», «чёрные кочевники»; в третьем случае вслед за другими авторами В. Маринов соглашается, что этот этноним происходит от названия села Сираково в Пиндских горах — Саракачаны, которое турки произносили как «Каракачаны» .
У соседних народов каракачаны известны также под другими названиями: у болгар — цинцары, греческие пастухи, куцовлахи (так же, как и романоязычные аромуны ); у сербов — черновунцы, цинцары, белучане, греки или ашаны .
Имеется несколько гипотез этногенеза каракачан. Согласно одной из них, каракачаны являются потомками греческой по происхождению этнической группы, с древности занимавшейся кочевым скотоводством. По другой гипотезе, каракачаны представляют собой несколько групп арумын-влахов, перешедших на язык окружавшего их греческого населения, но сохранивших при этом кочевой образ жизни. Ряд исследователей видело в каракачанах потомков эллинизированных племён фракийского, иллирийского или смешанного фракийско-иллирийского происхождения. Упоминается также о значительной роли славян в этногенезе каракачан (прежде всего, по наличию в их языке славянского лексического пласта). По мнению М. Н. Губогло , каракачаны представляют собой группу эллинизированных тюрков. Формирование каракачан он относит к XI—XIII векам, когда на Балканский остров переселялись тюркоязычные кочевые племена печенегов , узов и половцев . Они принимали христианство и постепенно в результате межэтнических контактов с греческим населением Византийской Империи переходили на греческий язык. Возможно, одно или несколько таких тюркских племён стали основой кочевого населения горных районов современных Греции, Болгарии и Северной Македонии. В пользу этой гипотезы говорит диалект каракачан, в котором присутствуют тюркизмы хозяйственной терминологии и в то же время отсутствуют архаические элементы греческого языка, сохранившиеся у некоторых оказавшихся в изоляции групп греческого населения. Характерны для каракачан также некоторые элементы материальной культуры кочевых тюрков .
Местом формирования каракачан были, по-видимому, труднодоступные горные районы Пинда , откуда их частично вытеснили аромуны . В процессе перекочёвок каракачаны расселились по горным местностям Пелопоннеса , Эпира и Фессалии , а также проникли в ряд районов современных Болгарии, Румынии, Северной Македонии и Сербии. Во Фракии , кочуя по горам Родопы и , каракачаны доходили до долин Серр и Босфора .
До середины XX века каракачаны занимались в основном отгонным скотоводством , а также торговлей мясом и молоком. В летние месяцы каракачаны жили в болгарских Родопах, а на зиму возвращались в Грецию . Миграция на север начиналась в весенний Юрьев день, а обратная миграция — на Дмитриев день. К настоящему времени каракачаны перешли на оседлый образ жизни, занимаются земледелием, сливаются с местным населением. В Болгарии переход к оседлости во многом стал результатом давления местных властей, конфисковавших каракачанский скот . В Османской империи каракачаны пользовались относительной независимостью. Однако, вследствие нередких конфликтов с турками, они, по свидетельству болгарского гайдука , мечтали о свержении османского ига .
По данным антропологических исследований у каракачан обнаруживаются те или иные монголоидные черты . Так, например, греческие учёные отмечают в строении лица представителей каракачанской этнической группы крайне незначительный процент эпикантуса в сочетании со среднем выступлением скул. Некоторые монголоидные признаки выделяются у каракачан также в исследованиях О. Некрасовой ( Румыния ), П. Боева ( Болгария ) и Г. А. Кюпперса ( Австрия ) .