Ллуэлин Дэвис, Майкл
- 1 year ago
- 0
- 0
Карага́ши ( татары-карагачи , старое название — кундровские татары , самоназвание — карагаш-ногайлар , от кара агаш «чёрное дерево», тат. карагачлар ) — астраханских татар (или же астраханских ногайцев ) , проживающая на территории Астраханской области .
В быту пользуются карагашским языком . Говорят также на литературном ногайском , татарском , казахском и русском языках. Исповедуют ислам суннитского толка ханафитского мазхаба .
Происхождение карагашей связано с Малой Ногайской Ордой ( Казыев улус ), которая в середине XVI века отделилась от других ногайцев Волги и Урала и переселилась на Северный Кавказ . По преданиям, карагаши кочевали тогда в районе современного Пятигорска (Бештау). В 1720—1740-х гг. вместе с другими ногайцами Малой Ногайской Орды были подчинены калмыками и были переселены ханом Дондук-Омбо в 1740 году с Кубани в низовья Волги , до конца XVIII в. кочевали в пределах Калмыцкого ханства . В 1771 году после ликвидации Калмыцкого ханства были оставлены в Красноярском уезде Астраханской губернии, в официальных документах упоминаются как кундровские татары . В 1788 году были образованы два селения карагашей — Сеитовка и Ходжетаевка , во 2-й пол. XIX в. — другие поселения на левобережье Волги , в нач. XX в. — в окрестностях Астрахани.
Делились на роды и 4 племени (куб): найман , ас , мангыт и отделившиеся от найманов тобетпес . Каждый род управлялся советом старейшин (маслагат), имел свою мечеть и место на кладбище, тамгу и боевой клич. Отдельные роды в составе карагашей образовывали жившие вместе с карагашами мангышлакские туркмены ( туркпен ) и казанские татары ( каракалпак ) , в конце XVIII — начале XIX вв. служившие в армии, потом покинувшие её, жившие в казахской Букеевской Орде и во 2-й пол. XIX в. приписанные к обществу карагашей ( калпак ). Некоторые группы карагашей, тесно связанные с казахами Букеевской орды, испытали влияние казахского языка и культуры, во 2-й четверти — середине XIX в. переселились к ханской ставке в Урду (в современной Атырауской области в Казахстане ).
Карагаши Г. О. Авляевым упоминаются в числе калмыцких родов, а также в числе народностей, в этногенезе которых приняли участие калмыцкие элементы . По сведениям Ю. А. Евстигнеева, основу карагашей составили монгольские по происхождению племена мангыты, найманы и салджиуты , смешавшиеся с кыпчаками , язык которых лёг в основу языка карагашей .
В рамках политики унификации малых народов с 1926 года в переписях карагаши записывались татарами , преподавание в школах, как и до революции, велось на татарском языке. С 1964 — на русском языке.
С конца 1980-х годов у карагашей идёт процесс возрождения самосознания и ногайской культуры, устанавливаются тесные контакты с ногайцами Северного Кавказа. В 1990-х гг. в некоторых школах введено преподавание ногайского языка и литературы. Однако, с 2020 года, во всех школах, где татарский язык заменили на ногайский, преподавание ногайского языка, даже факультативно не ведётся.
В 1991 в Астрахани создано общество ногайской культуры «Бирлик», в 2003 — Молодёжный центр ногайской культуры «Эдиге». Проводятся ежегодные межрегиональные «Джанибековские чтения», Дни ногайской культуры, создаются песенные и танцевальные коллективы.
При этом сохраняется тесная связь с татарским культурным ареалом, особенно в городской местности, то есть можно говорить не о смене, а о расширении культурного поля карагашей. Как одно из следствий связи с татарским миром можно отметить и обратное влияние ногайского языка и культуры на язык и культуру татар Астрахани и Астраханской области. Браки между карагашами и татарами не воспринимаются как смешанные как внутри карагашской общности, так и у татар и у окружающих народов. Одновременно с этим в некоторых местах (с. Малый Арал) наблюдаются интенсивные взаимные ассимиляционные процессы с казахским населением.
Одной из проблем современных карагашей стала разработка газового месторождения в районе их компактного проживания, создавшая необходимость их переселения из санитарно-защитной зоны и как следствие ускорение ассимиляции.
Компактно проживают в Красноярском районе , селе Лапас Харабалинского района , селе Растопуловка Приволжского района и пригородных посёлках Астрахани — Кири-Кили , Свободный , Янго-Аул и мкр. Бабаевского.
Численность оценивается на 4570 человек, в переписи же причисляет себя к татарам , либо к ногайцам , так по переписи 2010 лишь 16 человек указали карагашскую национальность.
Основное традиционное занятие — полукочевое скотоводство . С кон. XIX века стали переходить к овощеводству, с нач. XX в. — к рыболовству. С коллективизацией кон. 1920 — нач. 1930-х гг. карагаши насильственно переводят на оседлость, рыболовство становится основным занятием. Сохраняется искусство изготовления туфяков ( миндеров ) с шёлковым чехлом с аппликацией ( карга тил ). До 1970-х гг. делали шерстяные ковры-киизы ( кийиз ). Калмыцкое влияние прослеживается в типе разборной юрты ( караш уьй ).
Характерны: мужской головной убор-папаха-кубанка, женские головной убор мезбек и бобровая шапка. Девушки до 1930-х гг. носили серьгу в правой ноздре ( алка ). Невеста надевала конический головной убор ( саукеле ) и покрывало ( бой тастар ), скрывавшее фигуру. Были распространены элементы татарской одежды (напр., женская расписная обувь или мужские тюбетейки ), узбекские халаты и ткани для женской одежды.
Сохраняются блюда :
Из напитков употребляется чай с молоком, чай, сваренный на молоке (ногай-шай, кара-шай) кислое молоко ( ак ), в прошлом — кумыс из кобыльего и — из верблюжьего молока.
Для свадебного обряда (той) характерны обычаи знакомства родителей жениха и невесты ( (исык)эсик ашар ); привоза подарков от жениха ( кода-туьсер-той ); забоя скота на свадьбу ( той мал сойнар ); застолье на стороне невесты ( кыз якында той ) и жениха ( икон той , то есть большой той ); соревнование ( джиин ) мужчин в исполнении эпоса и стихотворных поздравлений; угощение невестой и её родственницами родных и друзей жениха чаем ( келин шай ) и др.
Эпические и бытовые песни ( джыр, йыр, оьзин ногай джыр ) исполняются мужчинами (без сопровождения). Известные певцы — из Керменчика и (кон. XIX — нач. XX вв.), (1911-91) из с. Лапас . В XX веке были заимствованы элементы татарского песенного и танцевального фольклора.
Музыкальные инструменты — гармоника ( саз , прежнее название кобыз ) и бубен ( кабал ); до кон. 1990-х гг. сохранялась традиция игры на домбре .
Сохранялась вера в мифических существ ( албаслы , джалмауза, бир-танов, су-анасы и др.). Распространено почитание суфийского аулья (места погребения) Сеит Баба Ходжетайлы на кладбище у с. Малый Арал Красноярского района. Это практика языческая, не-исламская на базе доисламских верований.
Из карагашей вышли видные деятели просветительства и государственные деятели: