Профессия: ведьма
- 1 year ago
- 0
- 0
Ве́дьма ( ст.‑слав. вѣдьма — «та, что обладает ведовством, знанием» от ст.‑слав. вѣдати — «знать, ведать»; также вештица, колдунья , волшебница , чаровница ) — женщина, практикующая магию ( колдовство ), а также обладающая магическими способностями и знаниями; женщина, вступившая в союз с дьяволом или другой нечистой силой с целью обретения сверхъестественных способностей . Персонаж низшей мифологии и народных поверий народов Европы . В современном русском языке слово «ведьма» имеет также ругательное и саркастическое значение.
Людей, владеющих опасными знаниями и умениями, издавна уважали или опасались. В Средние века сложилось представление, что женщина становится ведьмой, заключив договор с дьяволом . Ведьмам приписывалось участие в шабашах на « лысых горах » для общения с нечистой силой (например, в Вальпургиеву ночь ), куда ведьмы слетались верхом на помеле, козле или свинье, в которых могли превратить человека ; совокупление с демонами в образе мужчин ( инкубами ); принесение в жертву младенцев.
Подобное суеверие привело к всплеску с конца XV — до середины XVII веков массовых преследований и казней женщин, считавшихся ведьмами. Этот период в Западной Европе вошёл в историографию под названием « охота на ведьм ». Руководствуясь, в частности, написанным в 1486 году трактатом « Молот ведьм », Святая инквизиция начала массовые судебные процессы над так называемыми «ведьмами». Ведовские процессы велись не только инквизицией: они происходили и в протестантских государствах, а также в американских колониях Англии ( Салемские ведьмы ). Преступлением (ересью), требующим применения пыток и смертной казни, объявлялось даже неверие в существование ведьм .
Во многих славянских странах ведовские процессы были менее распространены, и приговоры были мягче.
У славян основными умениями ведьм считались:
Считалось, что даже приснившись, ведьма может привести к неприятностям.
Национальный научный фонд (США) относит существование ведьм к одному из наиболее распространённых среди американцев псевдонаучных убеждений .
Ведьма (буквально: «та, кто владеет тайными сведениями») — один из ярчайших персонажей демонологии . Её описания и характеристики довольно детально представлены в этнографической литературе. Она символизирует не только абстрактное зло; иногда она может выступать символом смертоносной язвы или даже смерти , и в этом смысле её действия подобны действиям вампира .
Бледное морщинистое лицо, крючковатый нос, который ловит всяческие запахи, большие алчные губы, каждый глаз по пятаку, недвижимые веки, которые не может пошевелить даже направленный в глаза солнечный луч — вот портрет нечестивого существа в облике женщины, без участия которой не обходилось ни одно нехорошее дело на земле .
От сердитого и мстительного характера некоторых ведьм этимологи выводят происхождение ругательного значения слова «ведьма» — «злая, сварливая женщина». Близко этому и слово «ворожея́» (от «ворог» — «приворожить, вор, враг, вред»). Характерной способностью ведьмы является умение быть «всегда молодой» и перевоплощаться в разные образы («быть разнообразной»). В современной жизни христианского населения ведьма может быть символом нехорошей, сварливой женщины, а также человека, который много знает и может влиять на ход событий.
В народе разделяли ведьм на две категории — «от рождения» и «учёных». Прирождённая, природная, или «от рождения» ведьма появляется, если у кого-то рождается подряд семь девушек, а между ними ни одного мальчика, или является представительницей третьего поколения внебрачных девушек или является просто дочерью ведьмы (в зависимости от региона). Прирождённая ведьма могла родиться у матери, которая, будучи беременной, готовила праздничные вечерние кушанья и ненароком проглотила уголёк, или же когда ребёнка ещё в утробе матери прокляли «в такую минуту». Или когда ребёнок рождается вследствие чужой смерти.
«Учёная» ведьма набирается своих сверхъестественных сил от другой ведьмы, или от чёрта , вообще от нечистой силы . Отличия между «прирождённой» и «учёной» ведьмами в том, что прирождённая ведьма может иногда и исправить причинённый вред, но учёная никогда этого не сделает: «Хуже ведьма учёная, чем прирождённая» .
Также встречается поверье, что прирождённые ведьмы и колдуны, не могут иметь потомства с обычными людьми. Только при совместном союзе ведьмы и колдуна одновременно может родиться один мертворождённый и один живой ребёнок.
Училась ведьма у другой ведьмы или у чёрта. Народные пересказы связывают с процессом «инициации» ведьмы ритуалы, такие как, например, топтание иконы, прочтение молитвы наоборот, перебрасыванием через нож. Старшая ведьма также может умыть свою ученицу волшебным отваром , после чего та вылетает на улицу через печную трубу и возвращается уже настоящей ведьмой .
Нет ситуации в сельской жизни, в которую ведьма не могла бы вступить и не наделать вреда: она может вызвать град, разные болезни, и даже смерть, завивая закрутки на ниве; воровать звёзды с неба и вызвать затмение Солнца и Луны.
В народных поверьях ведьмы способны летать , как непосредственно, так и используя для этого веник [ источник не указан 555 дней ] или метлу. Натираются неким снадобьем или наносят на запястье специальную мазь [ источник не указан 555 дней ] ; вылетают через печную трубу. В восточно-славянской мифологии цель их полёта, обычно — Лысая Гора под Киевом , в немецкой — Брокен , в итальянской — Беневентский дуб. Здесь они организуют свои шабаши , то есть сборища («разгульные банкеты»), и отчитываются о совершённых злодеяниях перед высшей нечистой силой.
Перед посещением шабаша ведьма (группа ведьм), во время заклинаний, полностью натирает себя особой мазью на основе: змеиного жира, резеды, аконита, белены , белладонны , дурмана , истолчённого в порошок сухого красного мухомора , пепла коры волчьего лыка ( «Вечірній колдовник» , XVII век).
После смерти, ведьмы, как и упыри , могут вставать из могил, особенно если испытывали в жизни какую-то несправедливость, за которую хотят отомстить. На вере в это построена повесть Н. В. Гоголя « Вий ».
Ведьмы по народным представлениям могут иметь влияние на погоду, задерживать дождь и насылать таким образом засуху. В связи с этим суеверием был обычай испытания ведьм водой, о котором упоминает в своём «Слове» 1274 года Серапион , епископ Владимирский, который был первым архимандритом Киево-Печерской лавры и написал своё «Слово» против самосудов над ведьмами на основании своих наблюдений за жизнью народа.
В судебных актах XVIII века встречаются непосредственные указания на испытание ведьм водой, так называемый «Суд Божий». Так, в 1709 году крестьяне и шляхтичи испытывали водой шляхтянку Яворскую: её раздели догола, связали накрест, как это обычно в таких случаях делалось — большой палец правой руки привязывали к большому пальцу левой ноги, а палец левой руки привязывали к пальцу правой ноги, — между связанными руками и ногами продели шнур и спустили горемычную в воду. И если она тонула, её признавали невиновной .
Описание подобного испытания водой показал Григорий Квитка-Основьяненко в своём произведении « Конотопская ведьма ».
В своё время профессор В. Б. Антонович обратил внимание на отличия в отношении к ведьмам у славян, и в Западной Европе, где ведьм очень строго преследовали и сжигали. В Западной Европе главным основанием для преследования ведьм было подозрение в отношениях с нечистой силой, отступлении от «правильной» религии, то есть в так называемой апостасии . У славян, вместе с тем, все процессы против ведьм были построены на жалобах о каком-то конкретном вреде, который якобы причинила ведьма.
В России ведьмы, наравне с проститутками, находились под защитой закона (пусть и с предельно низким общественным статусом), за их оскорбление полагалась выплата («бесчестье»); ведовство само по себе не являлось преступлением. Судебник 1589 года гласит: «…А блядям и видмам бесчестия 2 деньги против их промыслов» . В Западной Европе ведьму привлекали к ответственности государственные, а чаще церковные учреждения.
Причина мягкости судебных приговоров относительно ведьм у славян и вообще отличного от западного трактования ведьм заключалась не столько в гуманизме православных судей, сколько в отсутствии в России демонологических представлений, вызывающих на западе жестокое преследование колдунов .
«Допуская возможность волшебного таинственного влияния на бытовые, повседневные обстоятельства жизни, не видели взаимосвязи этих влияний со злым духом; демонология не только не была развита, как стройно упорядоченная система представлений, но до конца XVIII века, насколько можно судить, совсем не существовала в народном воображении. Народный взгляд на волшебство был не демонологический, а исключительно пантеистический. Допуская существование в природе сил и законов, вообще неизвестных, народ считал, что многие из этих законов известны лицам, которые сумели тем или иным способом их познать. Итак, само по себе познание тайны природы не считалось за что-то греховное, противоречащее религиозному обучению…» В. Б. Антонович
Рассматривая и дополняя вышеуказанный взгляд Антоновича, К. Ф. Штеппа в киевском «Перв. Гражданстве» (1928, кн. II), в свою очередь, отмечал, что
«не отсутствие демонологии, как думал Антонович, а особый, отличный от Западной Европы характер её был причиной и особого отношения нашей общины к её адептам» К. Ф. Штеппа
С конца XV века, после издания «ведовской буллы» папы Иннокентия VIII — « Summis desiderantes affectibus » (1484), в Европе начинаются времена массовых процессов против ведьм . В те времена инквизиция начала беспощадное искоренение ведьм и колдовства; количество жертв данной буллы исчислялось сотнями тысяч человек. После принятия буллы, за первые 150 лет в Германии, Испании и Италии на аутодафе было сожжено более 30 тысяч женщин. Самые масштабные расправы над ведьмами проходили в XVI и XVII веках. Практическими руководствами по охоте на ведьм для инквизиторов служили используемые церковью того периода труды « Directorium Inquisitorum » и « Молот ведьм ». В отношении женщин, подозреваемых в ведовстве, святой инквизицией применялись такие методы наказаний и пыток, как «деревянный конь» , « позорный стул », « стул ведьмы » и др. Последней женщиной в Европе, приговорённой к смерти за ведьмовство, была швейцарка Анна Гёльди (1734—1782).