Interested Article - Махатма Мориа

Учитель Мориа в представлении Германа Шмихена , 1884

Махатма Мориа ( англ. Morya ) — в теософии и Агни-Йоге (также Владыка Мориа , Морья, Мория, Владыка М., Махатма М., М. М.) — один из «Учителей Мудрости», в Учение вознесённых владык (под именем Эль Мория ) — один из «Вознесённых Владык».

Первые упоминания о Махатме Мории принадлежат Елене Петровне Блаватской . По её заявлениям, Кут Хуми Лал Синг и Махатма Мория помогли ей основать Теософское общество . Внешность Махатмы Мориа и личные встречи с ним были описаны в деталях различными теософами.

Современная историческая наука отмечает, что не имеется достаточных доказательств существования Учителей Блаватской . Также отсутствуют надёжные материальные свидетельства и несомненные факты, которые, по крайней мере, могли бы подтвердить существование людей, послуживших прообразами теософских махатм.

Связь с Еленой Петровной Блаватской и Теософским обществом

Елена Блаватская писала, что махатмы Мориа и Кут Хуми тесно сотрудничали с ней в работе над её двумя трудами « Тайная доктрина — синтез науки, философии и религии » и « Разоблачённая Изида ».

Блаватская утверждала, что Махатма Мориа с детства являлся ей в снах и видениях, и что 12 августа 1851 года , в день её двадцатилетия, в Гайд-парке ( Лондон ) состоялась их первая встреча. Графиня Констанс Вахтмейстер, вдова шведского посла в Лондоне, со слов Е. П. Блаватской передаёт подробности того разговора, в котором Учитель сказал, что ему « требуется её участие в работе, которую он собирается предпринять », а также, что « ей придётся провести три года в Тибете, чтобы подготовиться к выполнению этой важной задачи » .

С 1852 по ок. 1854 год Блаватская провела в Индии. В своей книге « Из пещер и дебрей Индостана » Блаватская в литературной форме описала путешествия по Индии со своим Учителем, которого в книге она называет Такур Гулаб-Сингом .

Письма Махатм

«Письма Махатм» представляют собой переписку двух Махатм с А. П. Синнетом , редактором индийской газеты «Пионер» и А. О. Хьюмом , орнитологом , высокопоставленным чиновником английской администрации в Индии. Переписка началась в 1880 году и продолжалась около пяти лет. Позже письма были собраны и изданы Тревором Баркером в 1923 году, уже после смерти Синнета, который по определённым причинам был против публикации переписки.

Полемика о существовании махатм

Хотя многие участники Теософского общества в девятнадцатом веке описывали свои встречи с Махатмой Мориа и другими Махатмами, само их существование большинство лиц и организаций (в их числе — Лондонское Общество психических исследований ) подвергали сомнению даже в те времена.

Критики отмечают, что имеется мало доказательств того, что Учителя Блаватской когда-либо существовали .

Историк эзотеризма (англ.) утверждает, что «Учителя», о которых писала Блаватская и чьи письма представила, в действительности являются идеализациями тех людей, которые были её менторами . Джонсон заявляет, что «Учитель Мориа» — это Махараджа Ранбир Сингх из Кашмира, который был самым влиятельным королевским покровителем Теософского Общества. Махараджа Сингх умер в 1885 году .

Вместе с тем сестра Блаватской Вера Желиховская , со ссылкой на «Boston Courier» от 18 июля 1886 года , приводит следующее мнение семидесяти учёных- пандитов из Негапатама по поводу отчёта Лондонского Общества психических исследований, поставившего под сомнение существование Махатм:

«Мы, нижеподписавшиеся, были несказанно удивлены, прочитав „Отчет Психического Лондонского Общества“ о теософии. Смеем заявить, что существование Махатм, — иначе Садху, никоим образом не измышлено ни г-жей Блаватской и никем другим. Наши прапрадеды, жившие и умершие задолго до рождения m-me Blavatsky, имели полную веру в их существование и психические силы, знали их и видели. И в настоящие времена есть много лиц в Индии, не имеющих ничего общего с Теософическим Обществом, находящихся в постоянных сношениях с этими высшими существами (Superior Beings). Мы владеем многими средствами для доказательства этих достоверных фактов; но нет у нас ни времени, ни охоты доказывать это европейцам…» [ неавторитетный источник ]

Поскольку контакты с Учителем Мориа во время жизни Блаватской были не только у неё одной, то после её смерти люди, занятые в теософском движении, продолжали заявлять, что они встречают Учителя или получают от него послания. В их числе были Уильям Куан Джадж , лидер Американской секции Теософского Общества, и Анни Безант , глава Европейской секции.

Махатма Мориа в посттеософских движениях

Агни-йога

Источниковая база Живой Этики та же, что и « Тайной доктрины » Блаватской , переводчиком которой на русский язык была Е. И. Рерих . По утверждению его создателей, учение Живой Этики возникло в процессе общения между Н. К. и Е. И. Рерих и «Великим Учителем», известным в теософских кругах под именем Махатмы Мории . Это общение продолжалось в 1920—1940 годы . Вопрос о существовании человека, которого можно было бы отождествить с Махатмой Морией Рерихов, до настоящего времени также остаётся спорным . Из дневниковых записей Е. И. Рерих следует, что на первых этапах для общения использовалось так называемое автоматическое письмо , дальнейшие записи были получены путём яснослышания , которым, по её собственному утверждению, обладала Е. И. Рерих. Впоследствии она уверяла, что сама не пользовалась автоматическим письмом для контактов с Великим Учителем . Основу учения Агни-Йоги составляют 14 книг с текстами, описываемыми Е. И. Рерих как записи этих бесед. Последняя из этих книг, «Надземное», была впервые опубликована в 1990 году.

Дневники Елены Рерих — это хроника её общения с Махатмой Мориа, или Великим Владыкой: информация, полученная путём яснослышания, ответы на вопросы, видения и комментарии происходящего . Рерих считала себя ясновидящей и яснослышащей , однако не считала это медиумизмом и в письмах писала:

«Из книг Учения Вы можете видеть, насколько Владыка М. предупреждает против всякой магии и в каких сильных выражениях Владыка говорит против медиумизма и всяких насильственных механических приемов для открытия центров, рекомендуемых безответственными псевдооккультными школами. Там, где Владыка М., там нет ни механических приемов, ни магических знаков.»

Мнение почитателей Агни Йоги о контактах Елены Блаватской с Учителями нашло отражение в некоторых современных философских изданиях России. Так, д.ф.н. , ответственный секретарь Международного центра Рерихов, в статье «Краткого философского словаря» сообщает:

Блаватская называла себя не творцом системы, а лишь проводником Высших Сил, хранителем сокровенных знаний Учителей, Махатм, от которых она получила все теософские истины .

Словарь «Русская философия» в статье о Е. П. Блаватской авторства сторонницы учения «Живой Этики» к.ф.н. даёт следующую трактовку сотрудничества Махатмы Мория с Е. П. Блаватской:

В 1851 г. в Лондоне произошла встреча Блаватской с её Учителем Махатмой Мориа, потомком властителей Пенджаба в Индии … <…> По поручению Махатм Б.[лаватская] была первым вестником сокровенного знания на Западе .

Учение Вознесённых Владык

Учение Вознесённых Владык ведет свои корни из теософии, а «Вознесенные Владыки» — это те, кого теософы называют «Учителями Мудрости», веря в их существование . Учение зародилось в 1930 году , когда (англ.) , по его утверждению, неожиданно встретился на горе Шаста с человеком, представившимся ему графом Сен-Жерменом , одним из Учителей, которые были представлены миру теософией после ухода Елены Блаватской . Как утверждал Баллард, Сен-Жермен сообщил ему, что принадлежит Братству Вознесенных Владык, которое среди других также включает Иисуса , Будду , Майтрейю и Эль Морию. Учения, переданные Сен-Жерменом Балларду, стали основой (англ.) . Они были изданы Баллардом под псевдонимом Годфри Рэй Кинг в таких работах, как « Открытые тайны », « Магическое присутствие » и « Беседы о Я ЕСМЬ »

Считается, что Эль Мория играл важную роль и в других организациях, связанных с Учением Вознесенных Владык (в котором Эль Мория известен также как «Чохан Первого Луча»), основанным на работах Балларда. Джеральдин Иносэнт ( ), основавшая «Мост К Свободе» ( ), утверждала, что получала послания от Эль Мории (первоначально они публиковались от имени Томаса Принца — Thomas Printz) ; (англ.) и Элизабет Профет заявляли, что Эль Мория призвал их основать «Саммит Лайтхаус» ( ) .

Литература

Теософская традиция
Учение Рерихов
Учение вознесённых владык
  • Профет М.Л., Профет Э.К. Владыки и их обители. — М-Аква, 2006. — 592 с.
  • Эль Мория. Чела и Путь. — Лонгфелло, 2006. — 240 с.
Художественная литература

Примечания

  1. // Sasson D. Yearning for the New Age: Laura Holloway-Langford and Late Victorian Spirituality.— Indiana University Press , 2012.— с. 142—144.— ISBN 9780253001771
    «Hermann Schmiechen was a German painter living in London who had joined the Theosophical Society. He agreed to take part in a „psychical experiment“ to see if images could be transferred to his mind from those who had seen the Masters...»
  2. от 18 августа 2016 на Wayback Machine :
    «Владыка М., Владыка Шамбалы и Владыка Майтрейя — Единая Индивидуальность… Владыка Мира есть Владыка Мориа»
  3. от 25 октября 2018 на Wayback Machine :
    «Владыка М., Владыка Шамбалы, сейчас именно Водитель и Правитель нашей планеты»
  4. от 5 ноября 2011 на Wayback Machine / Письма Е. И. Рерих. Том 3 (1935). МЦР, 2001.
  5. . Дата обращения: 14 июля 2022. 7 декабря 2018 года.
  6. Melton J. G. (англ.) . Encyclopædia Britannica .
  7. New Religions: A Guide: New Religious Movements, Sects and Alternative Spiritualities / Partridge C. (ed.) — New York: Oxford University Press , 2004. от 24 октября 2018 на Wayback Machine
  8. Jenkins P. Mystics and Messiahs. — New York: Oxford University Press , 2000.— с.41—42.
  9. Андреев А. И. Гималайское братство: Теософский миф и его творцы (Документальное расследование).— СПб: Изд-во СПбГУ , 2008. — 432 c. ISBN 978-5-288-04705-3
  10. Wachtmeister C. от 29 ноября 2014 на Wayback Machine — London: Theosophical Publishing Society; New York: The Path, 1893. — P. 56-58
  11. Hall M. P. «The Russian Sphinx» in The Phoenix.— Los Angeles: The Philosophical Research Society, 1995.— с. 115.
  12. Блаватская Е. П. Письма друзьям и сотрудникам. Сборник. Перев. с англ.— М., 2002. — С.221
  13. Johnson P. K. Initiates of Theosophical Masters.— Albany, New York: State University of New York Press, 1995.
  14. Желиховская В. П. от 5 января 2009 на Wayback Machine . — СПб., 1893.
  15. (Международный Центр Рерихов, ответственный секретарь) от 9 сентября 2016 на Wayback Machine // Краткий философский словарь / А. П. Алексеев, Г. Г. Васильев и др.; Под ред. А. П. Алексеева — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004
  16. Назаров В. Н. от 24 октября 2015 на Wayback Machine // Новая философская энциклопедия : в 4 т. / Ин-т философии РАН ; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В. С. Степин . — М.: Мысль , 2000—2001. — ISBN 5-244-00961-3 .
  17. от 25 октября 2011 на Wayback Machine // Новейший философский словарь. Сост. А. А. Грицанов . — Мн.: Изд. В. М. Скакун, 1998. — 896 с.
  18. — Ряд исследователей отрицают реальность существования Учителя Мория. См. например:
    • Андреев А. И. Гималайское братство: Теософский миф и его творцы (Документальное расследование).— СПб.: СПбГУ , 2008.— 432с. ISBN 5-288-04705-7 , ISBN 978-5-288-04705-3 . ( от 4 марта 2016 на Wayback Machine )
    • Jenkins P. Mystics and Messiahs.— New York: Oxford University Press , 2000.— c.41—42.
      — Некоторые из исследователей предполагают историчность личности Махатмы Мория, например:
    • Росов В. А. от 14 января 2020 на Wayback Machine / Николай Рерих: Вестник Звенигорода. Экспедиции Н. К. Рериха по окраинам пустыни Гоби. Книга I: Великий План.— СПб.: Алетейя; М.: Ариаварта-Пресс, 2002.— 272 с.— c.12—13
  19. См. напр. Носачёв П. Г. от 4 марта 2016 на Wayback Machine // Вестник ПСТГУ .— М.: ПСТГУ , 2009.— с.81-86
  20. § 3. Агни Йога // Основы религиоведения. (Гл. XVII. Надконфессиональная синкретическая религиозная философия) / Ю. Ф. Борунков, И. Н. Яблоков и др.; Под ред. И. Н. Яблокова .— М.: Высш. шк. , 1994.— 368 с. ISBN 5-06-002849-6
  21. Росов В. А. от 2 августа 2010 на Wayback Machine / Елена Рерих. Листы дневника. Т.1: 1920—1923.— М.: РУССАНТА; Государственный музей Востока, 2009. — 512 с.
  22. Статья главного редактора публикаторского отдела МЦР (Москва) Т. О. Книжник (недоступная ссылка) . Сборник «Защитим имя и наследие Рерихов» — М.: МЦР. — Т.3. — С.470 — 493.
    • Рерих Е. И. Записи Учения Живой Этики: в 25 т. Том 1. — М.: МАГ, Прологъ. 2007. — 240 с. ISBN 978-5-9900704-6-2 (т.1), ISBN 978-5-9900704-5-5 . Предисловие.
    • Рерих Е. И. Письма. Т.3. М., 2001, с. 653 от 21 июля 2011 на Wayback Machine « АВТОР книг САМ ВЕЛИКИЙ ВЛАДЫКА М. Я слышу и записываю, также и Н. К. [Н. К. Рерих] »
  23. Рерих Е. И. Письма. Том III (1935 г.) — М.: МЦР, 2001 [Письмо Е. И. Рерих — А. М. Асееву от 15.10.1935]
    « Сама я никогда автоматически не писала, но имела случай наблюдать этот процесс письма в Америке, где он очень распространен ».
  24. Книжник Т. О. (недоступная ссылка) (опубликована в сборнике «Защитим имя и наследие Рерихов» — М.:МЦР. — Т.3. — С.470 — 493)
  25. Рерих Е. И. Письма. Т.3. 1935, М., 2001. Письмо к А. М. Асееву от 6 июля 1935 г.
    • Там же. Письмо к З. Г. и М. Лихтманам от 20 июля 1935 г.
    • Там же. Письмо к американским сотрудникам 2 августа 1935 г.
    • Там же. Письмо к А. М. Асееву 7 декабря 1935 г.
    • Там же. Письмо к Ф.Грант от 12 июля 1935 г.
    • Там же. Письмо к З. Г. и М. Лихтманам 2 августа 1935 г.
    • Фосдик З. Г. Мои Учителя. Встречи с Рерихами. По страницам дневника 1922—1934. М., 1998. Дневниковая запись от 13.VI.26
  26. от 2 января 2009 на Wayback Machine // Краткий философский словарь / А. П. Алексеев, Г. Г. Васильев и др.; Под ред. А. П. Алексеева — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004.
  27. О том, что к.ф.н. Л. И. Крашкина, автор статьи о Е. П. Блаватской в словаре «Русская философия», является сторонницей учения Агни Йоги, свидетельствуют следующие источники:
    • . Рериховские Чтения. Материалы международной конференции 1997 . Дата обращения: 10 июня 2012. 13 февраля 2010 года.
    • Путляева Л. В. // Вопросы психологии . — 1994. — Вып. 2 . — С. 152—155 . 4 марта 2016 года.
    • Крашкина Л. И. . Электронная версия журнала «Новая Эпоха», №3 (11) 1996 . — «Особенность рериховского подхода к теме будущего России в том, что они создали образ Новой России и утвердили его концепцией «Живой Этики», которая может и должна стать новой идеологией будущей России.» Дата обращения: 23 июля 2012. 16 мая 2013 года.
    • . Дата обращения: 26 июля 2012. 8 марта 2016 года.
    • . Дата обращения: 26 июля 2012. 9 марта 2016 года.
  28. [www.pseudology.org/Psyhology/RussianPhilosophyDictionary/02.htm Блаватская Елена Петровна] / Л. И. Крашкина // Русская философия: Словарь / Под общ. ред. М. Маслина.— М.: ТЕРРА — Книжный клуб; Республика, 1999.— 656 с.
  29. James R. Lewis, Jesper Aagaard Petersen. Controversial New Religions (англ.) . — Oxford University Press, 2005. — P. . — 483 p. — ISBN 9780195156836 .
  30. James Beverley. Nelson's Illustrated Guide to Religions: A Comprehensive Introduction to the Religions of the World. — Thomas Nelson Inc, 2009. — С. . — ISBN 9781418577469 .
  31. Eugene V. Gallagher. The New Religious Movements Experience in America. — Greenwood Publishing Group, 2004. — С. . — 297 с. — ISBN 9780313328077 .
Источник —

Same as Махатма Мориа