Тараторкин, Георгий Георгиевич
- 1 year ago
- 0
- 0
Гео́ргий Гео́ргиевич Ши́шкин (род. 25 января 1948 , Свердловск ) — русский художник , разработавший свою особую технику с оригинальным методом подготовки основы под пастель , мастер современного портрета , автор картин цикла «Русские сны» (с 1992), триптиха «Посвящение Русскому балету Дягилева» (1997), а также автор почтовых марок Монако и России.
Родился в 1948 году в Свердловске в семье Георгия Ивановича Шишкина (1923 — ?), музыканта- скрипача (первая скрипка оркестра Свердловского театра музыкальной комедии), ветерана Великой Отечественной войны , участника боёв за Сталинград и Галины Кузьминичны (урождённой Кушниной), инженер-строитель, работала в институте Уралгипроруда. Дед Иван Мефодиевич Шишкин переселился в Екатеринбург из Вятской губернии . Его прадед (по материнской линии), которого Георгий знал, ослепшим, до девятнадцати лет, — Ефим Иванович Корабельщиков был врачом в Русской армии.
Бабушка Анна Ефимовна Кушнина (урождённая Корабельщикова), воспитывавшая внука, работала на дому швеёй-модельером. В девичестве она училась у французской швеи-модельера. Её родители, крестьяне дореволюционной России, создавшие своим трудом небольшое, но крепкое хозяйство, платили за учёбу дочери золотом значительную по тем временам сумму. Накануне первой мировой войны их состояние позволяло им записаться в разряд купцов I-й гильдии. Анна Ефимовна в молодости пела в церковном хоре , любила оперу . Она осталась вдовой с двумя малолетними детьми на руках после того, как в 1937 году Кузьма Петрович Кушнин — инженер-механик, специалист по строительству и реконструкции уральских заводов, работая на « Уралмашзаводе », «погиб под трамваем, возвращаясь с работы». Эта версия не подтверждается в действительности: на городском кладбище нет его могилы. Позже бабушка вспоминала, что в последнее время до его исчезновения за ним следовал какой-то человек. Кузьма Петрович происходил из известной до революции в Тюмени семьи Кушниных, хлебосольной и славившейся благотворительностью. Отец его Пётр Степанович Кушнин любил лошадей и держал конюшни.
В комнате, оставшейся Анне Ефимовне от их 4-комнатной квартиры после подселения в войну эвакуированных с Украины, любили собираться творческие люди, и она пела романсы, аккомпанируя себе на гитаре.
С шести лет учился в музыкальной школе по классу скрипки, но «был уже уверен, что должен стать художником», и практиковался в рисовании. В детстве испытал сильное влияние атмосферы дома прадеда и прабабушки (по материнской линии), сохранивших уклад дореволюционной жизни, русские традиции. Дом был снесён в 1968 году, а на его месте построено безликое здание общежития.
В десять лет поступил в Художественную школу при Художественном училище Свердловска, которую окончил с отличием в 1963 году, в числе трёх лучших выпускников, получив рекомендацию для продолжения учёбы. Eго преподавателем был художник , впоследствии художник-график, иллюстратор русских сказок.
После художественной школы по настоянию родных поступил в Строительный техникум.
Затем работал два года в архитектурной мастерской главного архитектора Уралгипромеза . Архитектор и художник, энциклопедически образованный человек, Гуляев стал надолго (до своей кончины в 1984 году) его учителем и другом. Они вместе ходили на этюды (и в дождь, и в холод), обсуждали проблемы искусства. Именно Гуляев настоятельно посоветовал юноше продолжить учёбу.
В 1975 году окончил Свердловский архитектурный институт , филиал Московского архитектурного института (МАрхИ) , (ныне Уральская государственная архитектурно-художественная академия ), где в то время преподавали ведущие художники Урала.
В период учёбы (1969—1975) он путешествовал с этюдником по старинным городам России. Один или вместе с другом — молодым преподавателем истории искусства Анри Юрьевичем Каптиковым , выпускником Академии Художеств, знатоком русской архитектуры, открывшим ему целый ряд видений древней Руси. Большое впечатление на него оказали фрески Андрея Рублева в Успенском соборе Владимира .
С 1974 года начал участвовать в профессиональных художественных выставках. В том же году стал лауреатом Всероссийского конкурса студенческого творчества и был приглашён к участию во Всесоюзной выставке «Творчество молодых» на ВДНХ СССР в Москве.
После окончания института с 1975 по 1978 год работал архитектором в 1-й мастерской Свердловскгражданпроекта.
С 1978 по 1988 год преподавал на кафедре рисунка Свердловского архитектурного института (УрГАХА). С 1981 по 1982 год стажировался в Московском высшем художественно-промышленном училище имени Строганова .
В 1985 году стал членом Союза художников СССР.
С 1986 по 1987 год прошёл стажировку на кафедре повышения квалификации в Московском архитектурном институте .
Ряд персональных выставок Георгия Шишкина прошёл в России в 1980-х годах.
По приглашению от дирекции Центрального дома работников искусств (ЦДРИ) в 1987 году он приехал с выставкой в Москву.
Более 10 выставок состоялись в Москве и Московской области, в городке космонавтов Звёздном, в городе физиков Дубне.
В 1987 году его картины были представлены в научно-популярной телепередаче «Очевидное-невероятное» её ведущим Сергеем Петровичем Капицей .
В 1988 году художник осуществил поездку по России, посетив, в частности, Ферапонтов монастырь с фресками Дионисия и Кирилло-Белозерский монастырь .
В январе 1989 года вышла статья о его творчестве в журнале «Огонёк» (тиражом 3 млн экземпляров).
С 1989 года участвует в выставках за рубежом, сначала в Западной Германии. В этом же году вступил в Международную федерацию художников-графиков при ЮНЕСКО .
В 1991 году переехал в Москву, перевелся в Московскую организацию Союза художников России . Является членом Московского Союза художников .
В 1993 году впервые посетил Францию, в 1996 году остановился в Париже и в этом же году приглашён с выставкой в Монако. С 1998 года является резидентом княжества Монако.
Принимает участие в различных благотворительных мероприятиях, особенно в пользу детей России .
С 1974 года, будучи студентом, Георгий Шишкин начал участвовать в профессиональных художественных выставках.
Обучаясь на 3-м курсе Свердловского архитектурного института, разработал дизайн светильников для Исторического сквера Свердловска.
Экспериментируя в разных техниках, с 1980 года отдаёт предпочтение пастели.
Первая его персональная выставка состоялась в Свердловске в 1981 году. Несколько картин с этой выставки было приобретено Государственной картинной галереей Свердловска.
С 1982 по 1985 год создал музей Свердловского государственного академического театра оперы и балета , включающего в себя пространственно-консольные конструкции с экспонатами, две настенные росписи и галерею портретов ведущих солистов театра.
Также работал архитектором в 1-й мастерской института Свердловскгражданпроект над несколькими проектами, по которым были построены в Свердловске: Дом кинематографистов, Центр хирургии, Дом для зарубежных гостей, НИИ Сельэнергопроект.
Разрабатывал предложения образного решения станций метро.
В 1980-х годах в России прошёл ряд персональных выставок художника.
С 1989 года он участвует в выставках за рубежом, сначала в Западной Германии.
В 1991 году сделал несколько росписей для фасада екатеринбургской церкви Всех Святых, в дар церкви, где он был крещён во младенчестве.
С 1992 года, после первых поездок за границу (в Западную Германию и Голландию), Георгий Шишкин, начал работу над картинами цикла «Русские сны», в которых стремился выразить духовную сущность бытия, объединяя абстрактное с реальным.
В 1993 году картина Шишкина, посвящённая Фёдору Шаляпину , была представлена в Большом театре в Москве на юбилейном концерте в присутствии потомков Шаляпина.
Приезд Георгия Шишкина в Париж в 1993 году принёс ему встречи со «старыми русскими», которые сохранили русскую культуру вдали от Родины, и дал ему импульс для продолжения его цикла «Русские сны». Именно в Париже, центре искусства и индустрии развлечений, он осознаёт себя русским художником.
В 1995 году выставку Георгия Шишкина в Версале открывает мэр города Андре Дамьен, член Французской Академии. К выставке издается альбом с предисловием Андре Дамьена и со статьей писателя и искусствоведа Пьера-Марка Левержуа, автора книги о Родене .
В том же году проходит выставка Георгия Шишкина в Каннах , на которой французы приобретают четыре картины художника, из них три — из цикла «Русские сны».
Эксперт и коллекционер искусства, лорд , член Совета по культуре и искусству Великобритании, посетив выставку Шишкина в Париже, посвятил ему статью в лондонском журнале «The European Magazine» под названием «Художник, улавливающий загадку России» ( «Painter who captured the enigma of Russia» ; 21—27 сентября 1995), отметив высокое мастерство художника.
В 1998 году Георгий Шишкин приглашён участвовать в престижной выставке «XXXII-й Международный приз современного искусства Монте-Карло», организованной Фондом принца Пьера в Монако. Приглашён выставить триптих «Посвящение Русскому балету Дягилева» в Музеe изобразительных искусств в Ментоне (Menton), Франция.
В 1999 году художник стал лауреатом Гран-при Фонда Тейлора.
В том же году Георгий Шишкин приглашён почётным президентом выставки «Творцы сегодня» во Дворце конгрессов Сан-Ке-Портрие (Saint-Quay-Portrieux) во Франции и участвовал в выставке «Мэтры современного портрета» в Музеe изобразительных искусств в Ментоне.
На аукционе Кристис (Christie’s) в Монако 5 марта 1999 года картина Георгия Шишкина заняла четвёртое место по уровню цен среди произведений 12-ти художников: Арман , Ботеро , Матта , . Этот факт отметила французская газета « Фигаро »(« Le Figaro ») в номере от 20 марта 1999 года. Картина Шишкина была приобретена Лучано Паваротти .
Персональные выставки Георгия Шишкина прошли во Дворце Фестивалей в Каннах (1999), в Галерее музеев в Ницце (2000), в Музее импрессионизма Овер-сюр-Уаз (2001), в Галерее ART 3 в Париже (2005), в Форуме Гримальди в Монако (2006).
Приглашённый к оформлению интерьеров, художник осуществил серию картин для Дворца президента Объединённых Арабских Эмиратов шейха Зайда ибн Султана Аль Нахайяна , а также написал несколько картин по заказу министра, сына президента, Мухаммеда ибн Зайда Аль Нахайяна.
В 2008 году стал почётным приглашённым гостем Международной выставки Пастели в Лиможе (Франция).
В 2010 году состоялась персональная выставка «Русские сны» Георгия Шишкина в Париже, в Год России во Франции.
В 2012 году выставка Георгия Шишкина в Бельгии, в Ватерлоо, открылась 6 июня в присутствии Александра Пушкина (потомка поэта), живущего в Брюсселе, коллекционера почтовых марок Монако. В этом выставочном зале проходили выставки знаменитых художников: Дельво, Магритта, Фолона… 14 июня состоялась конференция — встреча с художником.
На торжественном открытии Года России в Монако 2015 года в присутствии правящего князя Альберта II в Гримальди Форуме была показана выставка Георгия Шишкина «Посвящение Русскому балету», прошла презентация почтовых марок Года России и посвящённых Русскому балету Дягилева, над которыми работал художник.
В 2015 году — Год России в Монако — состоялась персональная выставка «Русские сны» Георгия Шишкина в Монако, в Центре конгрессов имени Ренье III. В своём приветственном письме к открытию выставки Михаил Швыдкой, специальный представитель президента РФ по международному культурному сотрудничеству, назвал художника «народным дипломатом».
На торжественном вечере закрытия Года России в Монако в Опере Монте-Карло была представлена его картина, посвящённая композитору П. И. Чайковскому . Он также — автор почтовой марки Монако в честь 175-летнего юбилея Чайковского .
В 2017 году состоялась в Санкт-Петербурге.
Произведения Георгия Шишкина находятся в музеях и частных коллекциях во многих странах мира, в частности, в Санкт-Петербургском музее театрального искусства, во Владимирском музее изобразительных искусств, в Княжеском дворце Монако , в коллекции королевы Великобритании Елизаветы II , Лучано Паваротти , графа Гислена де Вогюэ, братьев лордов Дэвида и Фредерика Барклей (потомков героя войны 1812 года Барклая де Толли ), лорда Алистера Макэльпайна, Андре Верде, Ги Хэйтенса, Рая Сидауи, графа Гислена де Вогюэ, Жана-Ремо Буля (потомка Андре-Шарля Буля ), князя Никиты Дмитриевича Лобанова-Ростовского и других.
Георгий Шишкин является автором серии портретов творческих людей. Ему позировали: Борис Штоколов (1984), Пётр Гусев (1884, портрет находится в Музее театрального искусства, Санкт-Петербург ), Елена Гоголева (1984, портрет находится в ЦДРИ, Москва), Юрий Соломин (1985), Рамаз Чхиквадзе (1985), Верико Анджапаридзе (1985), Иннокентий Смоктуновский (1988), Юрий Яковлев (1988), Жан Маре (1995), Инна Чурикова (1998), Глеб Панфилов (1998), Жерар Депардье (2003), Сергей Безруков (2009), князь Никита Дмитриевич Лобанов-Ростовский (2014) и др. Художник был приглашён в княжеский дворец Монако для создания портрета князя Альберта II .
Французский поэт и искусствовед ), друг Пикассо , Матисса и Шагала , написал:
Без преувеличения я расцениваю Георгия Шишкина как одного из лучших портретистов, что я знаю в Европе. Его удивительное мастерство основывается на подчёркнутой чувствительности техники, в которой скользит сама тайна живописи.
С 2005 года создал ряд почтовых марок для княжества Монако. В 2006 году выиграл международный конкурс на официальную марку с портретом князя Монако Альберта II , которая была помещена (в трёх экземплярах: зелёного, красного и синего цветов) на первую страницу каталога выставки «100 марок и филателистических документов среди наиболее редких мира» (Catalogue de Luxe de l’Exposition des 100 timbres et documents philatéliques parmi les plus rares du monde, «MonacoPhil 2006», Monaco).
В мае 2009 года в Монако выпущены две его почтовые марки , за которые художник получил поздравление лично от Джеффри Марша, директора департамента балета Музея Виктории и Альберта , который приобрел 6 блоков.
В 2010 году вышла .
Георгий Шишкин стал победителем в международном конкурсе на почтовую марку в честь свадьбы правящего князя Монако Альбера II, которая выпущена 1 июля 2011 года и подписывалась автором в первый день выпуска в Музее марок в Монако. ( , )
.