Мори́с Бежа́р
(
фр.
Maurice Béjart
, настоящее имя
Морис-Жан Бержé
(
фр.
Maurice-Jean Berger
),
1 января
1927
, Марсель —
22 ноября
2007
, Лозанна) — французский танцовщик и балетмейстер, театральный и оперный режиссёр, один из крупнейших хореографов XX века.
Сын философа, деятеля культуры и образования
Гастона Берже
(1896—1960). В качестве сценического
псевдонима
«Бежар» взял фамилию жены
Мольера
— драматурга, который был для него эталоном (ему Бежар посвятил свой спектакль
Le Molière imaginaire
)
.
Содержание
Биография
Морис — сын крупного
философа
, деятеля культуры и образования
Гастона Берже
(1896—1960). В возрасте семи лет потерял мать.
В
1951
году в Стокгольме в соавторстве с
Биргит Кульберг
поставил свой первый балет. В
1954
году основал собственную танцевальную компанию,
Ballet de l’Etoile
.
В
1960
году в Брюсселе основал труппу «Ballet du XXe Siècle»
. В
1970
году открыл при труппе балетную школу-студию «
»
.
В
1978
году вместе с труппой гастролировал в Москве. Министр культуры СССР
П. Н. Демичев
поначалу дал ему согласие на постановку спектакля в
Большом театре
, однако вечером того же дня, после грандиозного успеха у публики, балетмейстеру отказали в контракте, так как первый заместитель министра
Ю. Я. Барабаш
заявил, что Бежар «может отрицательно повлиять на традиции русского балета»
.
В 1987 переехал вместе со своей труппой из Брюсселя в Лозанну, где она сменила название на
Béjart Ballet Lausanne
.
1988 —
Les Enfants de la danse
, документальный фильм, режиссёр
.
2002 —
B comme Béjart
, документальный фильм
Бежар в России
В 1987 году труппа «Bejart ballet Lausanne» гастролировала в Ленинграде и участвовала съёмках фильма «Grand pas в Белую ночь»
.
В 1998 году труппа «Rudra Bejart ballet de Lausanne» побывала в Москве
.
В 2003 году труппа Бежара выступала в Москве со спектаклем «Мать Тереза и Дети мира» на сцене зала «
Россия
»
В 2006 году состоялись гастроли в Москве
В течение многих лет с Бежаром плодотворно сотрудничала великая балерина Майя Плисецкая
.
«Когда-то я учился танцевать у русских: мадам Егоровой, мадам Волковой. Протанцевал весь классический балет, но как в жизни нет зримой черты между прошлым и будущим, так и в балете нет границы между классикой и современностью. Мне кажется, язык тела может высказать любую идею», — любил говорить сам Бежар.
Последователи Бежара
Морис Бежар запретил исполнение своих постановок без разрешения, его хореографический стиль знают только артисты, которые работали лично с ним. Но многие звёзды балета учили постановки по видео и исполняли номера в галаконцертах. Исполнение было на высшем уровне, но абсолютно «своё»; и Бежар говорил: «Это не имеет ничего общего с моей хореографией». (Ça rien à voir avec ma chorégraphie)
[
источник не указан 3665 дней
]
. Так, исполнение
Дианы Вишнёвой
pas de deux из балета «Бхакти» (Bhakti), а также выступление
Фаруха Рузиматова
в «Адажиэтто» было встречено овациями публики, но стоило
импресарио
$10000 штрафа. В то же время постановки Бежара разрешены
Сильви Гиллем
и многим другим артистам, не искажающим стиль хореографа.
Одним из последователей Мориса Бежара стал
Миша ван Хук
(Misha Van Hoecke), который работал в труппе «Балет XX века» около 25 лет.
В 2007 году был создан Фонд Мориса Бежара. Ему принадлежат все права на творчество хореографа
. Фонд оказывает поддержку «Bejart ballet Lausanne» и «Ecole-Atelier Rudra Béjart»
. Труппой руководит Жиль Роман, танцор, который присоединился к «Ballet du XXe Siècle» в 1979 году и в течение почти тридцати лет интерпретировал самые известные балеты Мориса Бежара
.
Тексты о балете
Un Instant dans la vie d’autrui: mémoires. Paris: Flammarion, 1979.
Le ballet des mots. Paris: Les Belles Lettres; Archimbaud, 1994
Ainsi danse Zarathoustra: entretiens avec Michel Robert. Arles: Actes Sud, 2006.
Публикации на русском языке
Морис Бежар.
Книга 1: Мгновения в жизни другого. Книга 2: В чьей жизни? / пер. с франц. Л. Зониной и М. Зониной. Послесловие В. Гаевского. —
М.
: Союзтеатр, 1989. — (Мемуары). —
10,000 экз.
Литература
Christout M.F. Maurice Béjart. Textes de Maurice Béjart, points de vue critiques, témoignages, chronologie. Paris: Seghers, 1972
Gay-White P. Béjart and modernism: case studies in the archetype of dance. New Orleans: UP of the South, 2006