Interested Article - Креспи, Джузеппе Мария

Джузеппе Мария Кре́спи ( итал. Giuseppe Maria Crespi ; 16 марта 1665 , Болонья 16 июля 1747 , там же) — итальянский живописец , рисовальщик и гравёр болонской школы . Известен также под прозвищем Spagnolo («Испанец»: это прозвище он получил в молодости за пристрастие к испанскому стилю в одежде).

Ранний период (1680-е — 1700)

Учился у (итал.) , К. Чиньяни , (итал.) в Болонье . Работал в Болонье, Венеции , Парме , Модене , Пистойе , Флоренции (1700—1708). Изучал живопись Корреджо , Ф. Бароччи , Гверчино , (итал.) , офорты Рембрандта .

В 1689 Креспи поступил в Школу рисунка в Болонье, из которой был исключён за карикатуру на попечителя (итал.) графа Мальвазиа. В алтарных образах, исполненных до 1700 года , он следовал классической болонской традиции XVII века («Казнь десяти тысяч мучеников», Болонья, ц. Санто Спирито). Однако во фресках плафона болонского (итал.) ( 1691 -92) на тему «Времена года» проявился отход от возвышенной идеализированной трактовки сюжета в манере болонцев. Персонажи традиционной барочной аллегории трактованы с жизненной достоверностью, а порой и с гротеском . Сборище богов на Олимпе выглядит приближенным к земным сценам народных празднеств. Отступлением от возвышенного толкования мифа в духе болонцев явились и ранние полотна « Кентавр Хирон учит Ахиллеса стрельбе из лука», « Эней , Сивилла и Харон » (ок. 1700 , оба — Вена , Художественно-исторический музей ). Антиакадемичны по избираемым сюжетам и их трактовке «вакханалии» Креспи «Сон амуров » (ок. 1712 , Лейпциг , Музей изобразительных искусств); «Нимфы, обезоруживающие амуров» ( Вашингтон , Национальная галерея; Москва , Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина ). Античные идиллии с веселящимися на лоне природы нимфами и амурами напоминают сцены народных гуляний, полные искреннего веселья.

1700—1747

Женщина, ищущая блох

В начале 1700-х гг. Креспи переходит от мифологических сцен к изображению сюжетов из крестьянской жизни, трактуя их сначала в духе пасторали («Бытовая сцена», Санкт-Петербург , Эрмитаж ), а затем придавая им все более убедительный характер бытовой живописи («Мать и ребёнок», Берлин , Государственный Музей; «Прачка», «Женщина, ищущая блох», обе — Эрмитаж). Новый для художника караваджистский приём резкого освещения тёмного пространства интерьера изнутри придает фигурам пластическую чёткость, усиливает чувство искренности в повествовании о наблюдаемой реальности («Сцена в погребе». Гос. Эрмитаж; «Крестьянская семья», Будапешт , Музей изобразительных искусств) .

Высшим достижением бытовой живописи XVIII века стали работы Креспи «Ярмарка в Поджо-а-Кайяно» (около 1708 , Флоренция, Уффици), «Ярмарка» (около 1709 , Эрмитаж) с изображением многолюдных народных сцен. В них проявился интерес к графике Ж. Калло , знание произведений мастеров Голландии XVII в., работавших в жанре (итал.) . Полотна Креспи были созданы во время его работы во Флоренции, при дворе тосканского герцога Фердинандо Медичи , в коллекции которого было много работ голландских живописцев . Сцены Креспи не описательны, как у голландцев, в них нет гротеска французского гравера , художника интересует общая колористическая звучность костюмов, конкретность в написании отдельных фигур первого плана на фоне несколько размытого фона. Его внимание сконцентрировано на передаче света и тени, как и в работах А. Маньяско , творчество которого Креспи знал и высоко ценил. В этих полотнах Креспи тоже стремится к обстоятельному наблюдению событий, но меньше, чем Маньяско, позволяя себе привносить в реальные события элементы фантазии.

Соборование

В период 1700—1720-х годов художник писал картины на религиозные сюжеты , портреты , натюрморты , бытовые сцены . В картине «Избиение младенцев» (1706, Флоренция, Уффици) он обращается к живописной традиции Гверчино, использует его световые эффекты и как бы противопоставляет свою индивидуальную манеру модной в первой половине 18-го столетия академической трактовке исторических и религиозных сцен в сентиментальном духе. Бурные движения персонажей переданы с несколько утрированной барочной экспрессией. Окутанные тенью мятущиеся фигуры освещены загадочным зеленоватым светом, словно вспыхивающим в глубине фона и разливающимся серебристыми отсветами по всему пространству холста. Позднее в произведениях на религиозные и мифологические сюжеты вместо барочной эксцентрики появляется большая строгость и убедительность в желании приблизить происходящее к действительности («Св. семейство», Москва, Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина ; «Смерть Иосифа », Эрмитаж; « Св. Иоанн Непомук исповедует королеву Богемии », Турин , Галерея Сабауда ).

Миропомазание

Самым значительным произведением зрелого художника явилась серия «Семь таинств » ( Дрезден , Картинная галерея). Лишь одно из семи полотен цикла («Исповедь») датировано 1712 годом , что позволяет считать, что все они были исполнены приблизительно в этот период. Цикл Креспи — одно из высших достижений барочной живописи 18-го века. И в то же время это совершенно новое искусство, знаменующее конец барочной традиции, нарушающее созданные его приемы отвлеченной трактовки религиозных сцен. Все семь полотен (« Исповедь », « Крещение », « Бракосочетание », « Причащение », « Священство », « Миропомазание », « Соборование ») написаны в тёплой красновато-коричневой тональности Рембрандта . Приём резкого освещения привносит в повествование о каждом таинстве определённую эмоциональную ноту. Это придает всем сценам оттенок таинственной сокровенности происходящего и, одновременно, подчёркивает главное в замысле художника, пытающегося рассказать о реальности жизни, заключённой в этих сценах основных этапов краткого земного человеческого бытия .

Влияние живописной манеры Рембрандта, его интереса к глубокой психологической трактовке образа человека проявилось в портретах Креспи. Подобно голландскому мастеру, он тоже часто создавал автопортреты (1708, Флоренция, Уффици; около 1710, Болонья, Национальная Пинакотека ; около 1710 , Эрмитаж; 1710, Милан , Брера ), изучая распределение света и тени на лице, подчеркивающее его пластическую выразительность и акцентирующее изменчивую внутреннюю духовную жизнь. Тонкая эмоциональность и элементы бытового жанра всегда находятся в гармонии в его «портретах-типах» («Охотник», Болонья, Национальная пинакотека; «Лютнистка» , 1720-е гг., Париж , частное собрание). Гротескные интонации, как вызов парадному барочному портрету, звучат в картинах «Генерал Пальди» (Дрезден, Картинная галерея), «Семья ювелира Заноби» (Болонья, Национальная пинакотека).

Высокое живописное мастерство художника болонской школы проявилось в натюрмортах Креспи. В натюрморте «Две библиотеки» (1720-е, Болонья, Городской музей библиографии), с известным ещё в XVII веке приёмом trompe l’oeil (« обманки »), тома трактата по теории музыки и партитуры, освещённые холодным ровным светом, рождают образы неподдельной достоверности и вещественности.

Традиции полного смелого творческого поиска, искреннего искусства Креспи получили развитие в искусстве Италии XVIII—XIX веков на его пути продвижения к веризму . Многие аспекты его антиакадемической манеры были восприняты Дж. Пьяцеттой , П. Лонги , (итал.) , П. Л. Гецци и другими мастерами Италии. Как яркий и самобытный мастер Креспи был открыт лишь в XX в. До этого он считался одним из подражателей братьев Агостино и Аннибале Карраччи .

Примечания

  1. «Le Muse», De Agostini, Novara, 1965, Vol. III, pag.500

Литература

Ссылки

  • . Artcyclopedia . Дата обращения: 5 января 2018.
Источник —

Same as Креспи, Джузеппе Мария