Interested Article - Готик-метал

Внешние видеофайлы
Примеры готик-метала
(чистый мужской вокал)
(вокал «красавица и чудовище»)

Готик-метал или готический металл ( англ. Gothic metal, Goth metal ) — музыкальный жанр, разновидность метала , которая соединяет вязкость и мрачность дум-метала с меланхолией, музыкальными и художественными приёмами готик-рока . Музыка в этом жанре обычно отличается низким или средним темпом, мрачной атмосферой, частым использованием клавишных . Вокал бывает как чистым, так и экстремальным, часто встречаются дуэты «красавица и чудовище» — сочетание чистого женского вокала с мужским гроулингом или скримингом . Готик-метал повлиял на появление более лёгкого и популярного симфоник-метала — некоторые группы с женским «оперным» вокалом со временем перешли от готики к этому жанру.

Характеристики

Питер Стил, лидер группы Type O Negative , которая одной из первых (в начале 1990-х) начала играть готик-метал

Основные характеристики жанра во многом схожи с описанием дум-метал — невысокий темп, неторопливые мрачноватые «раскачивающиеся» гитарные рифы (либо, если это среднетемповая ускоренная композиция — с использованием постоянного штриха downstroke, при звукоизвлечении). Однако для жанра характерны особенности, которых дум-метал обычно лишён:

  • Лирические монологи партий акустических инструментов — скрипок, виолончелей, акустических гитар (влияние камерной инструментальной музыки);
  • Сэмплы криков ночных птиц, звуки церковных колоколов, дождя — это наследие ранних прото-думовых коллективов, таких как Black Sabbath (см. одноимённую композицию );
  • «Карданные» партии бас-бочек и партии экстремального вокала (влияние дэт-метала);
  • «Лунные» партии клавишных. Нередко их приписывают к наследию дум-метала, тем не менее, не исключено косвенное влияние бывших дарквейв-музыкантов, избравших свой путь в металлическом амплуа — наиболее яркий пример альбом Lacrimosa « Inferno » 1995 года.
  • Общая эстетичность, глубина и высокая художественность жанра, как в музыкальном, так и в образно-лирическом плане (влияние дарквейва, готик-рока, камерной музыки).

В лирике исполнители готик-метала исследуют мистическую, « готическую » эстетику, романтику ужасов, таинственных мифов и даже языческих элементов (образы ведьм, русалок, духов). Нередко помимо мистики предметом лирики готик-металлистов могут являться темы одиночества, утраченной любви, красоты ночной природы.

Жанр на первых этапах находился под достаточно сильным влиянием дэт-метал , и в нём нередко встречались «агрессивные» элементы (бласт-биты, эмоционально-агрессивная подача экстрим-вокала и т. д.), но в целом - готик-метал оказался по своей природе ближе ветке дум-метал , в связи с чём его звучание со временем стало более спокойным, и, под влиянием альтернативной рок-музыки, мелодичным и атмосферным. Существует так же ряд групп, чьё звучание формировалось под влиянием пауэр-метал и камерной инструментальной музыки.

Внешние видеофайлы
Разнообразие готик-метала
(на примере ранних и поздних работ группы Tiamat)
(готик-дум-метал)
(металлический готик-рок)

В целом, в готик-метале можно выделить две тенденции:

  • Думдэт-метал, находящийся под влиянием стилистических идей субкультуры готов и дарк-панков. В данной формации думдэт принял в себя элементы синтетической музыки - органные сэмплы, а также чистый вокал и мелодичность. За счёт чего общий саунд приобрёл холодные синтетические оттенки тембра, "атмосферность". В связи с чем данный субжанр часто описывают и как "готический дум", и как "атмосферный дум". К данному направлению можно отнести такие коллективы, как My Dying Bride , Paradise Lost , Theatre of Tragedy и ранний Within Temptation .
  • Утяжелённый дисторшном готик-рок и его различные гибриды со стилистикой хэви и пауэра. Сюда можно отнести многие альбомы XIII.Stoleti , , Mortal Love , . [ источник не указан 2553 дня ]

Тем не менее, точные рамки жанра остаются размытыми, потому что определение «готик-метал» часто по ошибке употребляется по отношению к группам с самым разным звучанием, иногда на основании только имиджа музыкантов или их текстов.

Ударные, бас, ритм-гитара

Ритм-секция в готик-метале главным образом опирается на дум- и пауэр-металлические ритмические рисунки ударных, баса и ведущей гитары, в связи с чем жанр характеризуется довольно разнообразным темпом (от думовых неторопливых и вязких ритмов до ритмов пауэра), и в перспективе — мрачным и мелодичным характером звучания, нередко с применением сдвоенных бас-бочек, позаимствованных из трэш- и дэт-метала.

Клавиши, акустические инструменты

Богатые клавишные и/или инструментальные аранжировки часто используются музыкантами данного стиля для придания композициям атмосферы драматизма и эмоциональной экспрессии, мистического ощущения тревоги, фатализма либо просто художественности картины и мелодичности. Из-за использования клавишных и акустических инструментальных партий этот жанр часто путают со схожим направлением симфоник-метал , хотя задачи и характер звучания этих инструментов в этих стилях достаточно сильно отличаются — в общих чертах, готик-металу характерна интимность, приглушённость атмосферы, полутона, монолог камерного музыканта в противовес полифонизму и торжественному многоголосию симфонии в пауэр- / симфо-метале, звучание готик-метал скорее камерное , мистическое и мрачное, чем симфоническое и торжественное.

Вокал

Лив Кристин (на фото) и Раймонд Рохони из группы Theatre of Tragedy ввели моду на дуэты «красавица и чудовище»

Для готик-метала характерно использование женского вокала, как академического, так и эстрадного; так же нередко встречается дуэт «Красавица и Чудовище» — лирический женский голос в технике чистого вокала и брутальный мужской гроулинг или скриминг . Его ввели в жанр Theatre of Tragedy и в дальнейшем использовали многие другие группы данного направления, в том числе Epica , After Forever , и др. Встречается и чистый мужской вокал (Type O Negative, Lacrimosa , Charon , Entwine , Lake of Tears , ).

Красавица и чудовище

Уже в 1985 году Celtic Frost использовали оперный женский вокал на некоторых песнях из альбома To Mega Therion . Paradise Lost также использовали женский оперный вокал на своём первом альбоме Lost Paradise . The Gathering также включили женский вокал на дебютном альбоме Always... с Марике Гроот, аккомпанирующей Барту Смитсу. В следующем году вышла пластинка Almost a Dance с главным вокалом Нильса Дуффхьюса и женским вокалом Мартины ван Лоон. С альбомом 1995 года Mandylion они прекратили использование мужского вокала, полностью заменив их вокалом Аннеке ван Гирсберген. Тогда же в проекте Lacrimosa, где прежде пел только вокалист Тило Вольф , появилась вокалистка Анне Нурми , а в музыке, начиная с альбома Inferno появилась характерная готик-металлическая тяжесть.

В том же 1995 году норвежская группа Theatre of Tragedy издала свой одноимённый дебютный альбом, который включил соединение гортанного гроулинга Раймона Рохоньи и сопрано Лив Кристин . В 1996 году Satarial в альбоме "And the flame will take the temples of christ" использовал сочетание скриминга и сопрано, подчеркнув этим мистический дуализм в своей лирике. Этот вокальный контраст с тех пор стал относиться к так называемому стилю «beauty and the beast» («красавица и чудовище») . Theatre of Tragedy с тех пор упоминались как одни из пионеров жанра и часто влияли и были образцом для других похожих групп .

Когда мы начали смешивать женский голос с элементами дума и готики, это было недостаточно брутально для трэш-метала или недостаточно злобно для блэк-метала, а вместо мужчины была женщина. Это было ни на что не похоже. Лив Кристин, бывшая вокалистка Theatre of Tragedy

Вскоре появились новые группы, которые стали соединять дэтовый гроулинг и женский оперный вокал. Trail of Tears сформировались в 1994 году, Tristania и The Sins of Thy Beloved возникли в 1996 году. Все три норвежские группы издали свои дебютные альбомы в 1998 году . Имевшие в составе восемь участников The Sins of Thy Beloved добавили к традиционному звучанию жанра скрипичные партии Пита Йохансена . Особенностью Tristania было использование трёх различных стилей пения: оперного сопрано Вибеке Стене , чистого высокого тенора Остена Бергоя и грубого гроулинга Мортена Веланда .

Кристина Скаббия , вокалистка готик-металл группы Lacuna Coil .

Итальянский секстет Lacuna Coil также использует как мужской, так и женский вокал — Андреа Ферро и Кристина Скаббия . Сформировавшись в Милане в 1994 году, они издали демозапись в 1996 году с сильным влиянием Paradise Lost и Type O Negative . A После издания Lacuna Coil, EP (1998) и дебютного альбома In a Reverie (1999) группа стала одним из ведущих представителей жанра . В 2002 году Lacuna Coil выпустила альбом Comalies, получивший восторженные отзывы от поклонников со всего мира. К 2004 году альбом Comalies стал самым продаваемым CD в истории лейбла Century Media. И хотя жанр готик-метал тогда оставался европейским явлением, Lacuna Coil успешно транслировались и в США .

В то время как Lacuna Coil и норвежские группы использовали мужской «рычащий вокал», другие металлические группы, появляющиеся в это время, полностью положились на женские голоса. Австрийская группа Dreams of Sanity сформировалась в 1991 с дебютным альбомом Komödia, вышедшем в 1997 году. Альбом продемонстрировал звучание на границе готик-рока и хэви металла в сочетании с женскими вокальными партиями Сандры Шлерет и Мартины Хорнбахер .

В 1996 году была образована группа Within Temptation с Шерон ден Адель в качестве главной вокалистки . На их творчество повлияла музыка таких групп как Paradise Lost, Anathema, My Dying Bride . которая стала одной из самых популярных групп в Нидерландах .

Часто один вокалист сочетал в себе оба вокальных типа. Ярким примером служит образованная в 2002 году японская группа Moi dix Mois , в которой вокалист Джука использовал в пределах одних и тех же композиций скриминг , гроулинг и академический вокал. Позже её участники стали практиковать «мужскую» версию «Красавицы и чудовища»: ритм-гитарист Кэнго Татибана (с 2015 года — Рёскэ Кавамото) исполнял свои партии гроулингом, в то время как вокалист Сэт — академическим вокалом.

Фернандо Рибейро, вокалист группы Moonspell .

Тематика

Тексты готик-металлических песен имеют тенденцию к депрессии и меланхолии, унаследованным от дум-метал и пионеров жанра. Душевные переживания, грусть, негативные эмоции, разочарование в жизни и смерть нередко становились темой песен Paradise Lost, Anathema и других групп. Особенно часто встречается тема потерянной любви, к которой обращались Theatre of Tragedy, Moi dix Mois, Draconian и Leaves' Eyes. Другим источником вдохновения для текстов в готик-метале служат готические романы, фэнтези, романтика ужасов и мистика. Часто фантастический/мистический элемент в лирике готик-метал групп выступает как аллегория для выражения чувств лирического героя. По словам Кристины Скаббия, вокалистки готик-группы Lacuna Coil, «слушатель может лучше проникнуться пониманием песни, если она повествует о человеческих взаимоотношениях».

Проблема жанровой классификации

Ранние группы готик-метала — Type O Negative , Paradise Lost , My Dying Bride , the Gathering , Darkseed — начинали как дум-металлические коллективы, оказав основное влияние на жанр. Однако последующие группы расширили рамки жанра в различных направлениях и кроссоверах. Cradle of Filth принесли элементы готики в блэк-метал, Trail of Tears — в дэт-метал, After Forever , Moi dix Mois и Epica соединили её с симфо-металом, Lacrimosa — с дарквейвом , а L'Ame Immortelle и — с индастриалом .

История

Предшественники

Вопреки очевидным различиям как в исполнении, так и в тематике песен готик-рока и метала, в рок-музыке существовали группы, которым ещё до появления готик-метала удалось отчасти воплотить в своём творчестве его элементы, тем самым оказав влияние на его дальнейшее развитие.

Некоторые храбрецы идентифицируют дебютный альбом Black Sabbath как первую готик-роковую запись. Титульный трек альбома описывает сатанинский обряд с использованием шума дождя и ударов колокола, в то время как на обложке альбома изображена одетая в чёрную мантию призрачного вида девушка, стоящая на кладбище, снятая через бледно-жёлтый фильтр.

«Black Sabbath» иногда рассматриваются как пионеры дум-метала , а иногда и как «абсолютный прототип готической тяжести» («absolute prototype gothic heavies») .

Уберите у Black Sabbath их хэви-металлические нотки, и вы можете собрать из их первых пяти LP один убойный готический альбом, соответствующий всем будущим основным стандартам и требованиям .

Другими предшественниками готического металла можно считать «отцов-основателей американского готик-рока» Christian Death . После серьёзных изменений в составе группы в 1985 году (коллектив покинул певец и основатель Розз Уильямс ( англ. Rozz Williams )) под руководством гитариста ( англ. Valor Kand ) Christian Death стали играть более метал-ориентированную музыку . Их альбомы и описывались как «хеви-гот-рок, граничащий с металом» («heavy goth-rock bordering on metal») . The Sisters of Mercy являлись ещё одними «отцами-основателями» готик-рока, которые с альбомом Vision Thing (1990) обратились к простому гитарному року .

В 1980-е годы бывший фронтмен The Misfits Гленн Данциг также «оккупировал безлюдную землю между готикой и хеви-металом» . С распадом своей второй группы Samhain в 1988 году и созданием собственного коллектива Danzig Данциг продолжил совмещать металлические риффы с «тяжело идеализированной, задумчивой готической чувствительностью» («a heavily romanticized, brooding, gothic sensibility») .

Швейцарская группа Celtic Frost была ещё одной предтечей готик-метала, воплощая в своих альбомах влияние, оказанное на них Bauhaus и Siouxsie & the Banshees .

Что касается развития в 1990-е годы волны готических и симфонических групп, можно сказать, что для них ключевую роль сыграл альбом Celtic Frost Into the Pandemonium . Ни Therion, ни Paradise Lost не состоялись (досл. звучали) бы так без Celtic Frost.

Появление жанра

Развитие жанра началось в середине 1990-х гг. , когда на экстремальной металлической сцене возникла массовая тенденция к общему смягчению звука и расширению диапазона выразительных средств. Среди таких команд можно назвать Type O Negative (с альбома Bloody Kisses , 1993), Tiamat (с альбома Wildhoney , 1994), Paradise Lost (с альбома Draconian Times , 1995), Lacrimosa (с альбома Inferno , 1994 — редкий случай, когда группа, наоборот, «потяжелела», а до того исполняла дарквейв ) и ряд других. Другие новаторские образцы жанра — творчество The Gathering и Theatre of Tragedy , а также многих их последователей, которые привнесли в готик-метал высокий «оперный» женский вокал.

Готик-метал как музыкальный стиль по-настоящему начал формироваться в начале 1990-х гг. на севере Англии. Три группы — Anathema , Paradise Lost и My Dying Bride — представляли собой сердцевину этого движения. Все три команды в своих корнях имели дэт-метал, но, кроме этого, как отмечает Ник Холмс, вокалист Paradise Lost, сильное влияние на них оказала мрачная музыка Dead Can Dance .

Paradise Lost первыми из трёх команд начали музыкальную деятельность, сформировавшись в 1988 году в Галлифаксе (Англия) . Их ранние альбомы помогли «определить законы дум/дет-метала: перемалывающие дисгармоничные хоралы скорби, увенчанные дэт-металлическим гортанным вокалом» . Второй альбом группы носил название Gothic , что позже поспособствовало закреплению названия жанра (хотя сам Gothic по звучанию относился скорее к дэт-дум-металу). Третий альбом Shades of God (1992) стал переходным, а уже четвёртый, Icon , представлял собой поворотную точку для группы с экспериментальным использованием синтезаторов, литавр, фортепиано и ангельского женского вокала. Ко времени выхода альбома Draconian Times музыка Paradise Lost твёрдо стояла «между гнетущим готик-роком и сокрушающим хэви-металом» .

Аарон Стейнторп, вокалист My Dying Bride .

В Галифаксе в 1990 году была сформирована ещё одна группа — родоначальница готик-метала — My Dying Bride . «Готические ноты» уже прозвучали на их дэт/думовом альбоме 1994 года Turn Loose the Swans . С альбомом группа «отбросила любые дэт-металлические влияния, бережно используя скрипки и клавишные, чтобы усилить задумчивые отступления» .

Aaron Stainthorpe (My Dying Bride): "Мы знали, когда Celtic Frost исчезли и превратились в глэм-роковую группу, остался рынок для такого типа сверх-авангардных групп, которые делают что-то немного сверхъестественное и необычное. Paradise Lost делали подобные вещи, но я не думаю, что у них была какая-то особая романтичная сторона. Мы же определённо делали упор на готическую притягательность" .

В 1990 году также сформировалась группа Anathema из Ливерпуля . Как Paradise Lost и My Dying Bride они начинали как death/doom metal гибрид . С уходом вокалиста Даррена Уайта ( англ. Darren White ) в 1995 Anathema оставили «свой традиционный death metal саунд позади» с изданием альбома .

Одновременно с Британией в США в 1990 году появилась группа Type O Negative , музыка которой уже с первых альбомов сочетала черты метала и готик-рока. Звучание её дебютного альбома в прессе характеризовали как «мелодраматический готик-рок», «содержащий длинные песни, построенные на простых риффах, театральном кричащем вокале, церковном органе, вокальных пассажах и странном механическом шуме» .

Тило Вольфф , лидер Lacrimosa — группы, которая начинала с дарквейва, но в середине 1990-х пришла к готик-металу

Вскоре очень многие европейские группы, изначально играющие дум-метал, дэт-метал или дарквейв, в поиске развития собственного звучания, обратились к использованию готичной романтики, симфонических инструментов, женского вокала и т. д., что привносило существенное разнообразие в их творчество. Путь, пройденный My Dying Bride , Paradise Lost и Anathema , в скором времени повторили голландцы The Gathering («их дебютный альбом Always (1993) в стиле дэт-метал был уникальный в плане использования клавиш, ведь в этом, всецело гитарном жанре подобный ход выглядел едва ли не богохульством» ), шведы Tiamat (начиная деятельность как дэт-металлическая группа в 1994 году они издали альбом Wildhoney , «вызвавший бурное одобрение в металлических кругах за свою задумчивую готическую атмосферу» ), португальцы Moonspell (начинали своё творчество с блэк-метала , но очень скоро обратились к готик-металу), греки , шведы Lake of Tears , итальянцы Lacuna Coil и многие другие. С другой стороны, некоторые группы, исполнявшие готик-рок и дарквейв, пришли к готик-металу путём утяжеления, как например Lacrimosa и L'Âme Immortelle .

Страной же с наиболее развитой и сильной готик-металлической сценой является Япония . Во многом благодаря таким личностям, как Сато Манабу и коллективам Malice Mizer (первоначально исполняли дарквейв ), Moi dix Mois , D , Exist Trace , Megaromania , Kaya, Velvet Eden и другим исполнителям, японский готик-метал вытеснил другие региональные сцены. В отличие от европейской сцены жанра, японская образовалась под влиянием симфоник-метала , глэм-метала и дарквейва , а не дум-метала , как в остальном мире. Вследствие этого роль классических хэви-металлических инструментов (гитара, ударные) была вытеснена на второй план исключительно мощными клавишными партиями. Главная особенность японского жанра — имитация или же использование настоящих органа и клавесина , многократно повторяющиеся партии которых придали жанру яркую узнаваемость. В остальном же эта линия жанра обладает всеми признаками, присущими «классическому» готик-металу.

Современный успех

Группа Tiamat . Их музыка на поздних альбомах размывает границу между готик-металом и готик-роком

В новом тысячелетии многие представители готик-метала достигли признания критики и коммерческого успеха. Moonspell выиграли награду MTV European Music Awards в 2006 году как «Лучшая группа Португалии» . Через год Within Temptation были удостоены той же награды в 2007 году как «лучшая группа Голландии и Бельгии» . Within Temptation и Lacuna Coil имеют самые впечатляющие продажи альбомов .

Многие группы, исполнявшие другие виды музыки, в последние годы продемонстрировали серьёзное влияние готики. Так, например, исполнявшая симфо-блэк-метал Cradle of Filth на своих поздних альбомах записала ряд композиций с медленным темпом и дуэтом «красавица и чудовище». Некоторые готик-метал-группы, например Paradise Lost 1997 году , с выходом альбома One Second ) и Tiamat (на поздних альбомах) , в определённый период своего творчества даже перешли от готик-метала к более традиционному готик-року (впрочем, Paradise Lost впоследствии вернулись к готик-металу).

Частое употребление термина в прессе и готическом фэндоме привело к тому, что понятие «готик-метал» стало сильно размытым. Иногда к этому жанру по ошибке относят музыкантов, исполняющих музыку в других жанрах, но имеющих «готический» имидж , или соответствующие тексты (например, Marilyn Manson ). Однако, как отмечает Allmusic, «настоящим готик-металом является только тот, который связан с готик-роком» .

Литература

  • Garry Sharpe-Young. A-Z of Doom, Gothic & Stoner Metal. Cherry Red Books, 2003. ISBN 1901447146 , 9781901447149

Примечания

  1. . Дата обращения: 10 ноября 2010. 23 января 2012 года.
  2. . Bnrmetal.com. Дата обращения: 27 февраля 2008. 5 февраля 2012 года.
  3. Sharpe-Young, Garry. . MusicMight . Дата обращения: 27 февраля 2008. 17 октября 2012 года.
  4. Rivadavia, Ed. . Allmusic.com. Дата обращения: 27 февраля 2008. 5 февраля 2012 года.
  5. Sharpe-Young, Garry. . MusicMight. Дата обращения: 27 февраля 2008. 17 октября 2012 года.
  6. Reesman 2007.
  7. Sharpe-Young, Garry. . MusicMight. Дата обращения: 28 февраля 2008. 17 октября 2012 года.
    Sharpe-Young, Garry. . MusicMight. Дата обращения: 28 февраля 2008. 17 октября 2012 года.
    Sharpe-Young, Garry. . MusicMight. Дата обращения: 28 февраля 2008. 17 октября 2012 года.
  8. . Mourningtheancient.com. Дата обращения: 4 марта 2008. 5 февраля 2012 года.
  9. Rivadavia, Ed. . Allmusic.com. Дата обращения: 4 марта 2008. 5 февраля 2012 года.
  10. Karma E. Omowale. . Fourteeng.net. Дата обращения: 28 февраля 2008. 4 октября 2012 года.
  11. DaRonco, Mike. . Allmusic.com. Дата обращения: 28 февраля 2008. 5 февраля 2012 года.
  12. Reesman 2007
  13. Rivadavia, Eduardo. . Allmusic.com. Дата обращения: 28 февраля 2008. 5 февраля 2012 года.
  14. Sharpe-Young, Garry. . MusicMight. Дата обращения: 28 февраля 2008. 17 октября 2012 года.
  15. Shyu, Jeffrey. . Ssmt-reviews.com. Дата обращения: 29 февраля 2008. 5 февраля 2012 года.
  16. Deming, Mark. . Allmusic.com. Дата обращения: 28 февраля 2008. 5 февраля 2012 года.
  17. Baddeley 2002, p. 263-4.
  18. Bukszpan 2003, p. 288
  19. Hoskyns 2004, p. 69
  20. Thompson 1994.
  21. Huey, Steve. . Allmusic.com. Дата обращения: 26 февраля 2008. 5 февраля 2012 года.
  22. Huey, Steve. . Allmusic.com. Дата обращения: 26 февраля 2008. 5 февраля 2012 года.
  23. Leguay 2003, p.211.
  24. Baddeley 2002, p. 265.
  25. Huey, Steve. . Allmusic.com. Дата обращения: 26 февраля 2008. 5 февраля 2012 года.
  26. . Tom Gabriel Fischer Interview . Дата обращения: 26 февраля 2008. 5 февраля 2012 года.
  27. Baddeley 2002, p. 265-6.
    See also Sharpe-Young (2007), pp. 246, 275
  28. Ankeny, Jason. . Allmusic.com. Дата обращения: 27 февраля 2008. 5 февраля 2012 года.
  29. Rivadavia, Ed. . Allmusic.com. Дата обращения: 27 февраля 2008. 27 августа 2011 года.
    Anderson, Christopher. . Allmusic.com. Дата обращения: 27 февраля 2008. 27 августа 2011 года.
  30. Jehnzen, Daevid. . Allmusic.com. Дата обращения: 27 февраля 2008. 27 августа 2011 года.
  31. Sharpe-Young, Garry. . MusicMight. Дата обращения: 27 февраля 2008. 17 октября 2012 года.
  32. Jeffries, Vincent. . Allmusic.com. Дата обращения: 27 февраля 2008. 27 августа 2011 года.
  33. Serba, John. . Allmusic.com. Дата обращения: 27 февраля 2008. 27 августа 2011 года.
  34. Serba, John. . Chroniclesofchaos.com. Дата обращения: 27 февраля 2008. 27 августа 2011 года.
  35. Huey, Steve. . Allmusic.com. Дата обращения: 27 февраля 2008. 27 августа 2011 года.
  36. Taylor, Robert. . Allmusic.com. Дата обращения: 27 февраля 2008. 27 августа 2011 года.
  37. Huey, Steve. . Allmusic.com. Дата обращения: 27 февраля 2008. 27 августа 2011 года.
  38. Classic Rock #4 (20) апрель 2003
  39. Huey, Steve. . Allmusic.com. Дата обращения: 27 февраля 2008. 27 августа 2011 года.
  40. . Дата обращения: 11 февраля 2013. 15 марта 2015 года.
  41. . Дата обращения: 11 февраля 2013. 21 марта 2015 года.
  42. . Roadrunnerrecords.com. Дата обращения: 29 февраля 2008. 27 августа 2011 года.
  43. . Roadrunnerrecords.com. Дата обращения: 29 февраля 2008. 27 августа 2011 года.
  44. The Metal Forge: от 2 марта 2011 на Wayback Machine
  45. Rock in Review. от 8 декабря 2008 на Wayback Machine
  46. от 29 января 2009 на Wayback Machine - Sunlight and Shadow fanzine
  47. от 3 декабря 2008 на Wayback Machine . By: Joan Rachel Dennis

Ссылки

Источник —

Same as Готик-метал