Харьковская операция (1942)
- 1 year ago
- 0
- 0
Ха́рьковская и Богоду́ховская епа́рхия — епархия Украинской православной церкви (Московского патриархата) . Центр епархии, кафедральный собор и резиденция правящего архиерея находятся в Харькове . Объединяет приходы и монастыри Украинской Православной Церкви на территории города Харькова, Богодуховского , Валковского , Дергачёвского , Зачепиловского , Золочевского , Кегичевского , Коломакского , Красноградского , Краснокутского , Лозовского , Нововодолажского , Первомайского , Сахновщинского и Харьковского районов Харьковской области . Учреждена в 1799 году как Слободско-Украинская и Харьковская . До 1945 года называлась Харьковская и Ахтырская , сейчас — Харьковская и Богодуховская епархия.
Православие появляется на территории современной Слобожанщины задолго до основания города Харькова . Ещё в XI столетии оно проникает сюда вместе с населением, принявшем христианство. Влияние шло со стороны соседних княжеств — Переяславского и Черниговского , Суздальского и Рязанского , Тмутараканского . В 12 — первой половине 13 века эта территория входила в основном в состав православного Новгород-Северского княжества. Однако опустошительные татарские набеги обезлюдели эту землю и до XVI — начала XVII века территория оставалась почти незаселённым Диким полем .
Начавшиеся утеснения русинского православного населения Речи Посполитой поляками вызвало целую волну переселений с Правобережной и Западной Украины на пустующие земли Слобожанщины , где не было поляков и религиозных гонений на православие.
Массовой народной колонизации предшествовала монастырская колонизация пустующих земель. В Диком поле возникают такие монастыри, как Святогорский , Краснокутский, Куряжский , Дивногорский … Рядом с монастырями возникали поселения. Монастыри влекли переселенцев к себе не только желанием жить рядом со святой обителью, но и крепкими монастырскими стенами, за которыми можно было спрятаться от татарских набегов.
Слобожанщина в XVII веке заселялась как великороссами , так православными переселенцами из Русского, Брацлавского и Киевского воеводств Речи Посполитой. На новое место они часто везли не только церковные сосуды, богослужебные книги и прочую церковную утварь, но и свои церковные традиции. Эти традиции значительно отличались от северорусских, московских обычаев. Сюда входили, например, выборы прихожанами священно- и церковнослужителей, организация братств, школ и богаделен. Первые священники, часто также приезжали вместе с переселенцами.
Население Слобожанщины с самого начала было многонациональным; кроме черкас — переселенцев, значительную часть населения составляли русские — местные жители и служилые люди, присылаемые Москвой для помощи переселенцам.
Духовная жизнь была в то время одной из важнейших страниц в жизни переселенца, потому приходские храмы возникали на новом месте одними из первых. Так, первых храм Харькова — Успенский , был построен за год — с 1657 по 1658 гг. А уже в 1659 году насчитывалось 3 церкви — Успенская , Благовещенская и Троицкая. К 1663 году появилось ещё 2 церкви — Рождественская и церковь в честь Архангела Михаила. Храмы строились силами переселенцев.
Большинство храмов возникало не на территории самой Харьковской крепости, а по слободам. Харьковская крепость была небольшой по размерам и уже не могла вмещать всего населения, которое хотело поселиться здесь. Поэтому рядом с самой крепостью возникают небольшие поселения — слободы. Поскольку они находились недалеко от крепости, их население во время татарского набега могло спрятаться в самой крепости. А крепостные стены не мешали населению слобод заниматься сельским хозяйством и ремёслами.
Первые церкви строились из дерева и первоначально были очень бедными. Бедность Успенской церкви вызвала в московском воеводе Офросимове, который привык к пышности храмов, огромное возмущение, которое он описал в своём донесении царю:
«…А образов местных и деисусов нет — черкасы молятся бумажным листам, своему литовскому письму и стенам, а книг и заводу никаких нет, и за тебя, великий государь, молить Бога не по чем; только лгут Богу и десятой части хвалы Богу не воздают. Нет Евангелия напрестольнаго, ни служебника, ни требника, ни триоди постной, ни трифолоя, ни апостола, ни минеи, ни октоиха, ни шестоднева, ни псалтири следованной, ни евангелия толковаго. И о том вели свой милостивый указ учинить, чтоб было по чем за тебя, великий государь, молить Бога. А я, видячи их маловерие, что поклоняются бумажным листам и стенкам, для того к тебе и писал. И о том, как ты, великий государь, укажешь»
— Багалій Д.І. Історія Слобідської України. — Харків: Основа, 1990 р. — С.180-181
Первыми харьковскими священниками были — священник Еремеище, священник Василище и диакон Иосипище (как они себя именовали в челобитной московскому царю).
Бедность первых храмов вынуждала клир часто обращаться к царю с просьбой материально помочь новым храмам и бедствующему клиру.
Но с ростом города поднималось и благосостояние церквей. В 1685—1687 гг. в городе строится первый каменный храм, который сохранился до нашего времени — Покровский .
До 1667 года Слобожанщина входила в состав Патриаршей области ; с 1667 по 1799 год территория входила в состав новоучреждённой Белгородской епархии .
В это время церковной жизнью в Харькове и Харьковском полку управлял Соборный протопоп , или духовный управитель — настоятель Успенского Собора . В ведении Харьковского протопопа находился кроме Харьковского ещё и Валковский уезд и часть Волчанского. Его правление называлось Протопопией или духовным двором. Все архиерейские распоряжения, которые касались церквей харьковского полка, шли именно к нему. К Протопопу обращалась и местная власть относительно церковных вопросов. В других полковых городах Слобожанщины были свои протопопы . В 1744 году в Харькове создаётся Духовное Правление, в которое кроме протопопа входили ещё два члена — проповедник и один учёный священник. Эта реорганизация была связана с тем, что один протопоп не справлялся со всеми местными делами и часто даже мельчайшие дела отправлялись в Белгородскую Духовную Консисторию, усложняя её деятельность. В 1758 году на 94 церкви, которые входили в ведание Харьковского Духовного Правления приходилось 3 протоиерея , 114 священников , 5 диаконов , 62 дьячка , и 23 пономаря . Весь округ Духовного управления делился на 5 отделений — Харьковское ведомство (управляемое протопопом ), Валковское, Нововодолажское, Ольшанское и Золочевское наместничества, которые руководились наместниками из старших священников. Духовное управление было соединительным звеном между Белгородской Духовной Консисторией и отдельными приходскими священниками. Оно же рассматривало и некоторые мелкие дела своего округа.
Список харьковских протопопов :
В 1726 году был основан Харьковский Коллегиум . В своё время там преподавал известный малороссийский философ — Г. С. Сковорода . 26 февраля ( 8 марта ) 1764 года был провозглашён Манифест о секуляризации церковных владений, по которому монастырские земли были переданы в собственность государству . В 1786—1788 гг. секуляризация была проведена в южных губерниях России и Украине. В это время было расформировано множество монастырей.
16 (29) октября 1799 года указом Императора Всероссийского Павла I была образована Слободско-Украинская епархия, выделенная из до того огромной Белгородской епархии .
Первым её епископом стал Христофор (Сулима) с титулом «Слободско-Украинский и Харьковский»; с 13 февраля 1836 года по 5 июня 1945 года титул был «Харьковский и Ахтырский»; а с 5 июня 1945 года — «Харьковский и Богодуховский».
В 1866 году в епархии было учреждено Сумское викариатство .
В XVII — XVIII веках главным храмом города был Свято-Успенский собор . После основания самостоятельной епархии кафедральным собором стал Покровский, а Успенский преобразован в «градский собор». В 1846 году, по синодальному указу, архиерейская кафедра была перенесена из Покровского в Успенский собор . «Градским собором» стала именоваться Благовещенская церковь , а с 1863 — Воскресенская. В 1865 году Святейший Синод обнаружил полную ненадобность титула «Градский собор» и право именоваться собором осталось лишь у Успенского храма .
В 1800 году на территории Свято-Покровского монастыря была открыта Духовная Консистория. В 1841 году началось внедрение нового устава Духовных Консисторий, который унифицировал церковное управление на уровне епархии. Епархия разделялась на церковные округа — протопопии, которые соответствовали уездам и управлялись протопопами и духовными правлениями — соответствующими коллегиальными органами. Протопопии разделялись на благочинные округа, а те — на приходы. Со временем институт протопопии ослабел, а в 1840 году он был ликвидирован.
В 1840/41 учебном году в Харькове была организована Духовная Семинария на базе бывшего Коллегиума.
Ко времени основания епархии в Харькове насчитывалось 10 церквей: Покровская , Успенская , Николаевская , Благовещенская , Дмитриевская , Рождественская, Воскресенская, Михайловская, Вознесенская и Мироносицкая , которая была кладбищенской.
Если в 1799 году в епархии было 673 церкви, то через 100 лет их насчитывалось более 1000. В начале XX века на Харьковщине было около 800 церковно-приходских школ и около 20 монастырей. Всего на Харьковщине на 1904 год насчитывалось 950 церквей, 10 монастырей, 1360 священников и диаконов. В самом городе насчитывались 42 церкви. В 1912 году в Епархии было 952 церкви, 75 часовен; 13 монастырей (8 мужских и 5 женских), 1 женская община; духовная семинария, 3 духовных училища, епархиальное женское училище, 816 церковных школ; 777 библиотек при церквях; 7 больниц и 27 богаделен.
16 октября 1843 года по докладу обер-прокурора Священного Синода император Николай Павлович утвердил просьбу жителей Харькова о введении крестного хода для перенесения иконы Озерянской Божьей Матери из Куряжского монастыря в Харьковский Покровский кафедральный собор. Крестные ходы должны были происходить 30 сентября (из Куряжа в Харьков) и 22 апреля(из Харькова в Куряж) в соответствии с престольными праздниками Харьковского Покровского собора (1 октября) и Куряжского монастыря (23 апреля). Он стал главным городским духовным праздником.
В 1821—1841 гг. велось строительство колокольни Успенского собора(89,5 м), которая превосходила по высоте колокольню Ивана Великого в Москве.
Во второй половине XIX века в Харькове выходило 14 духовно-просветительских изданий, в частности философско-богословский журнал «Вера и разум», журналы «Духовный вестник», «Духовный дневник», «Благовест», газета «Харьковские Епархиальные Ведомости», другие издания.
С 14 мая 1914 года по апрель 1917 года (снова избран в августе того же года) Харьковскую кафедру занимал Антоний (Храповицкий) , впоследствии первый предстоятель Русской Православной Церкви заграницей .
В 1920-е годы в церковной жизни харьковщины доминировало « обновленческое » движение Российской Церкви. Партийно-государственный органы прилагали усилия к полной ликвидации Патриаршей Церкви (« тихоновщины »); газета « Известия » от 18 апреля 1923 года сообщала: «<…> На этих днях среди харьковского духовенства закончена ликвидация последних остатков тихоновщины. В результате арестовано 16 священников, во главе с епископом Павлом , и 2 черносотенца — Стеценко и Губиев. Черносотенные попы будут высланы из пределов Украины.»
В октябре — декабре 1923 года в Харькове состоялся обновленческий собор, который провозгласил образование Украинской Православной Автокефальной Церкви (УПАЦ) и избрал Синод (отсюда и второе название — «синодалы»), возглавляемый митрополитом Пименом (Пеговым) . В начале 1930-х годов возник острый конфликт между УАПЦ и обновленческим синодом в Москве; 20 декабря 1934 года московский обновленческий синод принял решение ликвидировать УАПЦ и перевести её приходы в своё непосредственное подчинение.
С 11 по 15 ноября 1924 года в Харькове заседало Всеукраинское предсоборное совещание («обновленческое») в составе 78 делегатов: епархиальных и викарных епископов и по одному клирику и мирянину от каждой епархии. Центральный обновленческий Синод был представлен митрополитом Серафимом (Руженцовым) ; председательствовал митрополит Пимен (Пегов). Главными вопросами повестки Совещания были: автокефалия Украинской Церкви и украинизация богослужения. Совещание осудило «самосвятов-липковцев» как еретиков ираскольников. По докладу обновленческого Киевского митрополита Иннокентия (Пустынского) было принято постановление о необходимости перехода Киево-Печерской лавры в ведение Всеукраинского Священного Синода, что и произошло 15 декабря 1924 года . C 1924 года до середины 1930-х Харьков — центр Лубенского раскола (булдовцы).
В тот же период активно действовали представители монархической общины «подгорновцев» (по имени священника Василия Подгорного — сначала в ведении епископа Варлаама (Лазаренко) , а с марта 1928 — епископа Алексия (Буя) ). В конце 1920-х годов Харьков также был одним из очагов иосифлянства , во главе которого здесь стоял епископ Павел (Кратиров) .
К 1941 году оставался лишь один открытый приход — Казанский храм в Харькове на Лысой горе. В 1937—1938 годы (до своего ареста) архиерейскую кафедру занимал архиепископ Александр (Петровский) (Московский патриархат), который и служил в единственном православном храме города.
После оккупации в октябре 1941 года города германскими войсками церковная жизнь начала возрождаться под руководством прежнего лидера лубенцев митрополита Феофила Булдовского , который летом 1942 года примкнул к УАПЦ ( поликарповцам ); в его юрисдикции находилось около 400 приходов .
В 1946 году кафедральным собором Харьковской епархии ( Московский патриархат ) стал Благовещенский собор .
В 1947 году из Покровского монастыря Харькова были перенесены мощи св. Мелетия и находившиеся в музее мощи святителя Афанасия (Петеллария) , Лубенского чудотворца — в Благовещенский собор города.
Резкое сокращение числа приходов наблюдалось с конца 1950-х годов : храмы превращались в клубы, кинотеатры, склады и другие хозучреждения. Количество приходов на 1 января 1979 года, сократилась до 65, из них в Харькове осталось 11.
К году тысячелетия Крещения Руси в Харькове было закончена реставрация Успенского собора ; начался процесс возвращения епархии храмов и монастырей.
Судьбоносное значение для истории УПЦ МП имел состоявшийся 27 — 28 мая 1992 года в Харькове , в архиерейской резиденции на территории Покровского монастыря , Архиерейский Собор Украинской Православной Церкви . На Соборе был избран новый предстоятель УПЦ в составе Московского Патриархата митрополит Киевский и всея Украины Владимир (Сабодан) . Собор был созван Митрополитом Харьковским и Богодуховским Никодимом (Руснаком) , который и председательствовал на нём.
Архиереи, участвовавшие в Соборе, выразили недоверие впоследствии анафематствованному митрополиту Филарету (Денисенко) , который не явился на Собор, и освободили его от Киевской кафедры и должности Первоиерарха УПЦ.
18 сентября 1993 года в городе Харькове открывается двухгодичное Духовное Училище , которое было утверждено Священным Синодом УПЦ 19 октября 1993 года. А уже 12 сентября 1996 года Харьковское Духовное Училище получило статус Семинарии. Срок учёбы был увеличен на два года. Ректором Семинарии стал Митрополит Харьковский и Богодуховский Никодим. Первый выпуск в Семинарии состоялся 21 мая 1997 года, когда первых 26 человек получили дипломы об окончании этого учебного заведения.
В 1994 году опять начала выходить газета «Харьковские Епархиальные Ведомости», которая стала официальным органом Харьковской Епархии, а в 2000 году был возобновлён выход философско-религиозного журнала «Вера и разум».
22 июня 1993 года на заседании Священного Синода УПЦ всех , которые пострадали в годы большевистского гонения на церковь, причислили к местночтимым святым . Среди них — священномученик архиепископ Харьковский Александр (Петровский) , временно управляющий Харьковской Епархией в тяжёлые 1930-е годы архиепископ Онуфрий (Гагалюк) , митрополит Константин (Дьяков) , архиепископ Иннокентий (Летяев) , архиепископ Иннокентий (Тихонов) , священнослужители, и другие православные подвижники.
Активно идёт возвращение и строительство новых храмов.
8 мая 2012 года решением Синода УПЦ из состава Харьковской епархии была выделена Изюмская и Купянская епархия в составе 13 районов Харьковской области. В составе Харьковской епархии остались Харьков и 14 районов. .
20 июля 2012 года решением Священного Синода УПЦ были изменены границы: к Харьковской епархии отнесены Дергачёвский и Золочевский районы Харьковской области, входившие с 8 мая по 20 июля в состав Изюмской епархии, как наиболее близкие к Харькову; одновременно к Изюмской епархии отнесены Барвенковский и Близнюковский районы Харьковской области, входившие ранее в состав Харьковской епархии, как наиболее далёкие от Харькова.
C 8 мая 2012 года управляющий епархией — архиепископ Харьковский и Богодуховский Онуфрий (Лёгкий) .
Харьковское Епархиальное Управление Украинской Православной Церкви располагается по адресу: г. Харьков , 61002, ул. Университетская, 8. Тел. (057) 731-35-23. E-Mail: [email protected]
Епархиальные отделы: религиозного образования, катехизации и миссионерства; по взаимодействию с Вооружёнными Силами и правоохранительными учреждениями; по делам молодёжи; паломнический отдел.
В Харьковской епархии насчитывается 304 прихода (входят в состав 20 благочинных округов), действуют один мужской ( Покровский монастырь в Харькове) и один женский монастырь ( Архангело-Михайловский монастырь в Лозовой ).
Кафедральный собор епархии — Благовещенский собор в Харькове.
В епархии действует Духовная Семинария (срок обучения 4 года). При семинарии существуют регентские и педагогические курсы (для преподавателей воскресных школ), иконописная школа (срок обучения 3,5 года).
С 2004 г. действует Церковно-исторический музей Харьковской епархии.
Дата | Приходов | Монастырей | Монахов | Духовных учебных заведений | Слушателей в них | Священнослужителей | Воскресных школ | Периодических изданий |
01.01.2006 | 265 | 3 | 47 | 2 | 112; 72 | 254 | 97 | 2 |
01.01.2007 | 266 | 3 | 59 | 2 | 71; 72 | 267 | 95 | 3 |
01.01.2008 | 285 | 3 | 45 | 2 | 80; 86 | 280 | 105 | 3 |
01.01.2009 | 297 | 3 | 67 | 2 | 115; 87 | 280 | 110 | 3 |
01.01.2010 | 304 | 3 | 63 | 2 | 125; 106 | 296 | 110 | 3 |
01.01.2011 | 313 | 3 | 64 | 2 | 131; 105 | 305 | 110 | 5 |
24 марта 2011 митрополитом Харьковским и Богодуховским Никодимом был утверждён . В разработке принимали участие: декан исторического факультета Харьковского национального университета имени В. Н. Каразина Посохов С. И. , профессор Харьковского национального университета имени В. Н. Каразина Куделко С. М. , протодиакон Максим Талалай, главный художник г. Харькова Дуденко С. И., Мироненко Г. И.
Описание:
Герб Харьковской епархии Украинской Православной церкви являет собой щит овальной формы, который рассечен и пересечен (четверочастный). Поле правой стороны — зелёное (в церковной православной символике зелёный цвет напоминает о зелёной мантии — одном из знаков патриаршего достоинства; в нашем регионе этот цвет используется в гербах города и области), поле левой стороны — лазоревое (синее), которое символизирует цвет митрополичьей мантии. Суженные столб и пояс образуют центральный крест. Щит окаймлен золотой каймой. В первой части щита помещен нательный мраморный крест, найденный на Донецком городище. Во второй части щита изображена виноградная лоза — древний христианский символ (кисть винограда содержит 27 ягод, по числу районов современной Харьковской области). В третьей части изображен белый восходящий орел (фронтально, распростершим крылья, голова повернута геральдически вправо) — символ родового герба первого епископа Слободско-Украинского и Харьковского Христофора (Сулимы; + 1813). В четвёртой части щита изображен омофор, поскольку церковно-административный и исторический центр Харьковской епархии находится в Свято-Покровском монастыре. В качестве навершия выступают архиерейская митра, а также верхние части архиерейского жезла и запрестольного креста. По сторонам от щита стоят фигуры харьковских святых — святителя Мелетия [слева] и священномученика Александра [справа], которые символизируют более чем двухвековую историю епархии. На девизной ленте пурпурного цвета имеется девиз «Вера и разум», а также обозначение кириллицей даты — 1799 — год учреждения Харьковской епархии. Лента обрамляет лавровые и дубовые ветви.
—
Епископами Харьковскими были Святитель Иннокентий (Борисов) , причисленный к лику местночтимых святых Одесской епархии (память 25 мая/7 июня) и Святитель Филарет (Гумилевский) , причисленный к лику местночтимых святых Черниговской епархии (память 9/22 августа).
На территории Харьковской епархии родились:
С 26 июля 1909 по 4 марта 1911 года викарием Харьковской Епархии был Священномученик Василий (Богоявленский) епископ Сумской, позднее — архиепископ Черниговский и Нежинский.
В 1924 г. должность временного управляющего Харьковской Епархией занимал Священномученик Серафим (Самойлович) .
С 1934 по 1935 гг. должность временного управляющего Харьковской Епархией занимал Священномученик Анатолий (Грисюк) .
С 1921 до марта 1923 года викарием Епархии был канонизированный РПЦЗ Павел (Кратиров) .
В ссылке или заключении в Харькове пребывали: Священномученик Парфений (Брянских) , Священномученик Сергий (Зверев) , Священномученик Фаддей (Успенский) , Священномученик Дамаскин (Цедрик) , Священномученик Макарий (Кармазин) , Священномученик Антоний (Панкеев) , Священномученик Аркадий (Остальский) , Священномученик Василий (Зеленцов) , Священномученик Амвросий (Полянский) .
На территории, которая в то время входила в состав Харьковской епархии, родились : Преподобномученик архимандрит Никанор (Морозкин), Преподобномученик иеромонах Геннадий (Летюк), Преподобномученик иеромонах Косма (Магда), Преподобномученик иеромонах Феогност (Пивоваров), Преподобномученица монахиня Ксения (Черлина-Браиловская), Мученица Милица Кувшинова.
На территории епархии родились и служили : Священномученик протоиерей Иаков Передий, Священномученик священник Василий Зеленский; служили: Священномученик священник Иоанн Речкин, Священномученик священник Михаил Дейнека, Священномученик священник Симеон Кривошеев, Священномученик диакон Иосиф Сченснович; служил и пребывал в заключении Преподобный Варсонофий (Юрченко). Также здесь служили Святитель Герасим (Добросердов) и Священномученик Кирион (Садзаглишвили) .
На Харьковских пастырских курсах обучался Священномученик священник Александр Ерошов. В 1936—1937 гг. на территории Харьковской области жил Священноисповедник протоиерей Роман Медведь .
8 мая 2008 года Священный Синод Украинской Православной Церкви принял решение о прославлении Собора святых отцов иже во Святых Горах на Донце просиявших , куда вошли 17 подвижников Святогорской Лавры , до 1918 г. входившей в состав Харьковской епархии.
1948 г. Предстоятель Русской Православной Церкви Святейший Алексий I , Патриарх Московский и всея Руси .
1973 г. Предстоятель автономной Японской Православной Церкви Высокопреосвященнейший Феодосий , Архиепископ Токийский, Митрополит всея Японии .
22 октября 1981 г. Предстоятель Антиохийской Православной Церкви Блаженнейший Игнатий IV , Патриарх Антиохийский и всего Востока .
27 марта 2011 г. Предстоятель Иерусалимской Православной Церкви Блаженнейший Феофил III , Патриарх града Иерусалима и всея Палестины .
7—8 мая 2011 г. Предстоятель Русской Православной Церкви Святейший Кирилл , Патриарх Московский и всея Руси .
Неоднократно епархию посещал Предстоятель самоуправляемой Украинской Православной Церкви Блаженнейший Владимир , Митрополит Киевский и всея Украины .
Также епархию посещали митрополит Кутаисский Ефрем (Сидамонидзе) , в 1960 году избранный Предстоятелем Грузинской Православной Церкви , и митрополит Карфагенский Парфений (Кунидис) , в 1987 году избранный Предстоятелем Александрийской Православной Церкви .