Interested Article - Сокуров, Александр Николаевич

Алекса́ндр Никола́евич Соку́ров (род. 14 июня 1951 , Иркутский район , СССР ) — советский, российский кинорежиссёр и сценарист, народный артист Российской Федерации (2004), заведующий кафедрой режиссуры кино и телевидения Института истории, филологии и СМИ Кабардино-Балкарского государственного университета имени Х. М. Бербекова (с 2010 по 2019). Член Попечительского совета Фонда развития Государственного Эрмитажа , член Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека , создатель фонда поддержки кинематографа Александра Сокурова « » .

Биография

Семья и ранние годы

Родился 14 июня 1951 года в деревне Подорвиха Иркутской области (в 1956 году затоплена при пуске Иркутской ГЭС ) в семье военнослужащего, участника Великой Отечественной войны . В связи с тем, что отец Сокурова часто командировался к различным местам службы, семья вынуждена была переезжать вместе с ним, мать работала секретарём-машинисткой . А. Сокуров начал учиться в школе в Польской Народной Республике , а закончил в Туркменской ССР . В 1968 году поступил на исторический факультет Горьковского государственного университета . Во время учёбы работал в редакции художественного вещания Горьковского телевидения, где уже в возрасте 19 лет выпустил свои первые телевизионные программы: несколько телевизионных фильмов, телевизионных программ прямого эфира, в том числе и спортивные передачи. В 1974 году Сокуров защитил диплом историка и завершил обучение в университете .

Начало режиссёрской карьеры

В 1975 году поступил на режиссёрский факультет Всероссийского государственного института кинематографии (мастерская режиссуры научно-популярного фильма под руководством А. М. Згуриди ). За отличную учёбу получал именную стипендию С. Эйзенштейна . В период обучения познакомился с Юрием Арабовым , сценаристом, главным союзником и соратником в творчестве. В 1979 году, сдав экзамены экстерном, режиссёр на год раньше срока был вынужден закончить обучение из-за нарастающего конфликта с администрацией института и руководителями Госкино : его обвинили в формализме и в антисоветских настроениях, из-за чего его студенческие работы категорически отвергались. В итоге первый художественный фильм « Одинокий голос человека » по произведениям Андрея Платонова (позже получивший несколько престижных фестивальных наград) не был засчитан руководством института в качестве дипломной работы. В. Н. Ждан , ректор ВГИКа, отдал приказ его смыть, плёнка подлежала уничтожению .

И мы его украли: забрали сначала позитивы, а потом я пошёл на склад негативов, переложил негатив в коробки от каких-то своих срезок по чёрно-белым работам и вынес. И никто не кинулся искать фильм. Он хранился у меня много лет, пока его не удалось выпустить на экран. Сергей Юриздицкий , « Киноведческие записки » № 67 2004

Именно это время для Сокурова ознаменовано моральной и профессиональной поддержкой режиссёра Андрея Тарковского , высоко оценившего «Одинокий голос человека» :

…у него в этом фильме не актёры и даже не любители, а просто люди с улицы. При этом там есть какой-то странный стиль, срез — какие-то странные аспекты, там есть куски, которым я просто, не скрывая, завидую, потому что мне так никогда не снять… Я могу сказать, что в каких-то других сценах я мог бы подняться и выше, но такого я никогда не делал… Там есть кусок чёрно-белый, снятый рапидом и… немой. Это даже не один кадр. Там четыре гениальных кадра. …ты знаешь, что только за одну эту картину…
У Сокурова есть странные вещи, необъяснимые, даже глупые, непонятные вроде, несвязные… Но… гений! Рука гения…

Александр Сокуров (в центре) на съёмочной площадке картины «Фауст» , 2010 год

Сокуров хотел работать на « Мосфильме », однако условия работы там его не устраивали. По рекомендации А. Тарковского в 1980 году Сокуров был зачислен на киностудию « Ленфильм », где снял свои первые игровые картины . Одновременно сотрудничал с Ленинградской студией документальных фильмов , где в разное время выпустил все свои документальные работы.

Первые фильмы, снятые режиссёром в Ленинграде, вызвали негативную реакцию как Госкино, так и партийных органов . Сокуров многократно заявлял, что ему предназначено место в лагере под Сыктывкаром . В течение долгого времени, вплоть до конца 1980-х годов, ни один из его фильмов не был допущен к прокату. Тарковский дважды организовывал Сокурову выезд за рубеж, однако режиссёра, по его словам, удержали русский язык и духовные сокровища Эрмитажа , с которым ему более всего не хотелось расставаться .

Признание

В конце 1980-х годов снятые Сокуровым ранее фильмы не только вышли в прокат, но и с большим успехом представляли советское кино на международных кинофестивалях. В 1980—1990 годы режиссёр интенсивно работал, снимая часто по несколько картин в год. Одновременно он принимал участие в работе благотворительных программ для молодёжи на радио, занимался с группой молодых начинающих режиссёров при киностудии «Ленфильм». В 1998—1999 годах вёл на Петербургском телевидении цикл передач «Остров Сокурова», в которых обсуждалось место кинематографа в современной культуре. С середины 1990-х годов Сокуров со своими коллегами начал освоение технологии видео, которое продолжается до сих пор. Группой Сокурова снято несколько документальных видеофильмов, в том числе по заказу японских телевизионных каналов .

В 1995 году по решению Европейской Киноакадемии имя Александра Сокурова включено в число ста лучших режиссёров мирового кино . Режиссёр становился участником и лауреатом многих международных фестивалей, в разных странах мира почти ежегодно проходят ретроспективы его фильмов. Он неоднократно получал награды международных кинофестивалей, премии ФИПРЕССИ , премии имени Тарковского, является лауреатом Государственной премии РФ (1997, 2014) и лауреатом Премии Ватикана — «Премия Третье тысячелетие» (1998). Сокуров 43 раза номинировался на призы престижных киноконкурсов, из которых 26 раз одерживал победу .

В 1999 году был назначен членом коллегии Государственного комитета Российской Федерации по кинематографии .

Режиссёр живёт в Санкт-Петербурге , где, кроме реализации творческих начинаний, возглавляет общественную группу активистов-градозащитников — так называемую «Группу Сокурова», ведущую диалог с городской властью на тему защиты от разрушения старого Петербурга.

Александр Сокуров, Чулпан Хаматова и Председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев на торжественном приёме по случаю Дня России , 12 июня 2015 года

10 сентября 2011 года на церемонии закрытия 68-го Венецианского кинофестиваля Александр Сокуров получил « Золотого льва » и премию Экуменического жюри за картину « Фауст », завершающую цикл, названный им тетралогией о власти. На вручении главного приза председатель жюри Даррен Аронофски отметил, что «решение было единодушным: это тот фильм, который меняет жизнь каждого, кто его увидит» .

В декабре 2011 года генеральный консул Японии в Санкт-Петербурге от имени японской императорской семьи вручил Сокурову почётный орден Восходящего солнца с золотыми лучами . На церемонии режиссёр признался в особом отношении к Японии и высказался за возврат Россией « земель, принадлежавших японскому народу » .

В 2017 году Сокуров был объявлен почётным гостем на 30-й церемонии вручения премии Европейской киноакадемии , которая состоится 9 декабря в Берлине .

В августе 2023 года на вопрос журналиста НСН Александр Сокуров ответил :

Я давно не имею связей с Венецианским фестивалем и с европейцами вообще. Мне это не очень интересно после того, как они повели себя по отношению к русскому кино. Меня их жизнь совершенно не беспокоит и не волнует. Берлинский фестиваль очень политический, обостренно-политический, ну а Канны — это фестиваль министерства иностранных дел, о каком кино там может идти речь?

Мастерская в КБГУ

В 2010 Сокуров набрал группу в собственную мастерскую на кафедре кино и телевидения КБГУ ( Кабардино-Балкарский государственный университет имени Х. М. Бербекова ), в Нальчике . В 2015 году дипломы получили 12 его учеников, молодых режиссёров, в их числе будущие участники ведущих мировых кинофестивалей Кантемир Балагов , Владимир Битоков , Кира Коваленко , Александр Золотухин , Малика Мусаева и Эфендиев, Гаджимурад Ахмедович

Общественная позиция

В апреле 2000 года подписал письмо в поддержку политики недавно избранного президента России Владимира Путина в Чечне . Французский режиссёр Лео Каракс опубликовал ответное открытое письмо с критикой Сокурова и Алексея Германа , который был в числе подписантов .

В марте 2014 года Сокуров выступил с заявлением, в котором указал, что использование военной силы против Украины будет иметь необратимые последствия для самой России. Также он призвал россиян уважать желание украинцев жить отдельным государством:

Мы не один народ с украинцами, мы разные. У нас внутренне разные культуры. Не зря украинцы всегда хотели жить отдельным государством. Да, мы близки, у нас есть много похожего, но это не означает, что мы один народ. Это совсем не так. Мы разные и нам эту разность нужно уважать и ценить .

Выступление в Ельцин-центре
сентябрь 2017 года

На парламентских выборах 2016 года возглавлял петербургский список партии « Яблоко » (при этом оставаясь беспартийным).

В феврале 2017 года Сокуров высказывался за включение в российскую Конституцию положения о недопустимости применения армии против соседних государств:

Я бы в Конституцию внес принцип обязательного мирного сосуществования со всеми странами, с которыми мы имеем общие границы. Даже если на нас напали, мы должны находить в себе силы не применять армию, не вторгаться на чужую территорию .

Также режиссёр осудил агрессивную риторику российских политических комментаторов и сотрудников российского телевидения и радиовещания :

Надеюсь, когда-нибудь эти политические обозреватели предстанут перед Гаагским трибуналом как провокаторы, которые нанесли огромный урон гуманитарному пространству России и всему российскому народу. Эти радио- и телевизионные глашатаи занимаются тем, что во время пожара разбрасываются спичками. На месте власти я бы обратил особое внимание на этих людей, создающих предпосылки для международных конфликтов. Они должны быть наказаны. Это же просто преступники, которые работают и на государственных, и на частных каналах. И там, и там нет никакой ответственности за подобное поведение .

В. Г. Соловьёв и А. Н. Сокуров на заседании Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека
11 декабря 2018 года

29 марта 2017 года, получая премию « Ника » в номинации «За честь и достоинство», произнёс речь, часть которой была посвящена школьникам и студентам, вышедшим на акции протеста 26 марта . Сокуров говорил о необходимости для власти вести диалог с молодыми людьми и о недопустимости «гражданской войны» с ними, а также выступил за освобождение осуждённого по обвинению в терроризме украинского режиссёра Олега Сенцова .

Нельзя начинать гражданскую войну среди школьников и студентов.

3 декабря 2018 года вошёл в состав Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека .

В ноябре 2020 года вместе с другими российскими деятелями культуры призвал ЮНЕСКО включить памятники христианского культурного, художественного и архитектурного наследия Нагорного Карабаха в список всемирного наследия для их дальнейшего сохранения .

9 декабря 2021 года, на встрече Владимира Путина и Совета по правам человека , Сокуров выступил с речью о проблемах России, в которой затронул ситуацию на Кавказе. Сокуров заявил, что «федерацию русских все больше и больше начинают не любить», что «многие молодые люди на Кавказе» говорили ему, что русские «не очень заслуживают уважения». Он предложил «отпустить всех, кто более не хочет жить с нами в одном государстве» и «пожелать им удачи». Владимир Путин назвал речь Сокурова «манифестом, набором проблем и страхов», призвал относиться к теме серьёзно и предположил, что Сокуров хочет «повторения Югославии на нашей территории». После того, как речь вызвала бурную общественную реакцию, Сокуров направил главе СПЧ Валерию Фадееву письмо, в котором извинился за свои слова, а также высказал опасения за свою жизнь . В ходе дискуссии Путин дал понять, что регулярно встречается с Сокуровым, и предложил лично обсудить беспокоящие того вопросы, однако в итоге режиссёру было отказано во встрече .

22 июня 2022 года Сокурову не разрешили выехать из России: режиссёр и его сопровождающие собирались на конференцию в Милан , но на границе с Финляндией ему запретили выезд, сославшись на «распоряжение премьер-министра Михаила Мишустина » .

В августе 2022 года совместно с рядом российских правозащитников и учёных подписал открытое письмо Президенту России, предложив ему содействовать отмене смертной казни в ДНР .

14 сентября 2023 года Сокуров посетил судебное заседание по делу Александры Скочиленко , где высказался по поводу уголовного преследования политических активистов :

…я решительный противник судебных процессов над женщинами. По общественным этическим процедурам женщина вообще неприкосновенна должна быть. Поэтому суд над молодой девушкой вызывает у меня абсолютную злость во всех смыслах.

Я бывал уже на подобных судах, когда арестовывали моих студентов. [Политзаключенные] такие же граждане моей страны. Они значительную часть своей жизни и свое будущее тратят на эту борьбу. Несогласие с действиями правительства — это нормальное поведение граждан. [Поддерживать политзаключенных] — это наша моральная обязанность и наше гражданское право, по отношению к которому власти совершают, как нам кажется, абсолютно неправомерные действия.

В октябре 2023 года было отказано в выдаче прокатного удостоверения фильму Сокурова « Сказка », причем конкретная причина для этого не была указана — была лишь приведена ссылка на подпункт «ж» пункта 18 правил выдачи, отказа в выдаче и отзыва прокатного удостоверения: «в иных определённых федеральными законами случаях». Сокуров в связи с этим сообщил, что ожидает негласного запрета на показ всех его кинематографических работ, созданных ранее, и заявил: «Я не просто протестую против цензуры — я заявляю протест против нарушения моего конституционного права свободного общения моих произведений с соотечественниками» .

3 декабря 2023 года режиссёр Александр Сокуров сообщил, что он не работает над новыми проектами, поскольку ему запрещено снимать кино в России .

Я не работаю над новыми проектами, теперь мне нельзя будет снимать и показывать кино в России. Моя профессиональная карьера, как мне кажется, из-за данного запрета, отказа в прокате, завершилась.

Ну, а куда мне деваться сейчас? Что мне делать? Я — русский человек, у меня российский паспорт. Почему я должен за рубежом реализовываться? Почему я должен уехать, а не они?

Фильмография

Художественные фильмы

Документальные фильмы

Актёр

Библиография

  • В центре океана. — СПб. : Амфора, 2011. — 319 с. — ISBN 978-5-367-02002-1 .
  • Диалоги с Сокуровым. — СПб. : Подписные издания, 2021. — 288 с. — ISBN 978-5-9500970-0-3 .

Награды

Вручение Государственных премий РФ за 2014 год,
12 июня 2015 года

Комментарии

  1. По одной из ветвей А. Н. Сокуров — потомок древнего кабардинского рода .
  2. В 1981 году фильм вышел в цензурированной, сокращённой до 6 частей версии под названием «Дмитрий Шостакович»; показ полной авторской версии состоялся уже во время перестройки .

Примечания

  1. . Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х. М. Бербекова (15 ноября 2016). Дата обращения: 15 марта 2022. 14 апреля 2021 года.
  2. . Фонд развития Государственного Эрмитажа . Дата обращения: 15 марта 2022. 17 апреля 2021 года.
  3. * от 23 августа 2020 на Wayback Machine // ТАСС , 03.12.2018
    • Указ Президента Российской Федерации № 691 от 03.12.2018 от 23 августа 2020 на Wayback Machine
  4. . Собака.ru . Дата обращения: 11 апреля 2023. 11 апреля 2023 года.
  5. Михеева Светлана. . Байкал Инфо (21 августа 2008). Дата обращения: 22 августа 2011. Архивировано из 23 марта 2012 года.
  6. . РИА Новости (14 июня 2011). Дата обращения: 15 декабря 2021. 15 декабря 2021 года.
  7. Кантор Юлия. . Известия (27 ноября 2002). Дата обращения: 15 декабря 2021. 15 декабря 2021 года.
  8. Лещенко Анастасия. // Киноведческие записки : журнал. — 2004. — № 67 . — ISSN . 11 июня 2021 года.
  9. Николай Болдырев. Сталкер, или Труды и дни Андрея Тарковского. — Челябинск: Урал ЛТД, 2002. — 384 с. — ISBN 5-8029-0254-X .
  10. . Московский комсомолец . Дата обращения: 19 июня 2023. 23 марта 2023 года.
  11. (англ.) . Дата обращения: 19 июня 2023. 4 мая 2017 года.
  12. . Дата обращения: 17 сентября 2023. 15 октября 2023 года.
  13. Кичин Валерий. // Российская газета. — 2011. — 12 сентября ( № 202 (5578) ). — ISSN . 27 сентября 2011 года.
  14. . РИА Новости . Дата обращения: 13 декабря 2011. 13 декабря 2011 года.
  15. . Дата обращения: 5 июня 2017. 31 октября 2020 года.
  16. . Дата обращения: 3 сентября 2023. 3 сентября 2023 года.
  17. Кувшинова М. . Сеанс (5 июня 2014). Дата обращения: 26 апреля 2015. 16 марта 2015 года.
  18. Карпюк Д. . The Hollywood Reporter Russia (3 августа 2017). Дата обращения: 11 августа 2017. 11 августа 2017 года.
  19. Смыслов Вадим. . The Blueprint (21 сентября 2021). Дата обращения: 9 декабря 2021. 15 ноября 2021 года.
  20. Понелис Инесе. . КиноРепортер (29 июля 2021). Дата обращения: 15 марта 2022. 29 июля 2021 года.
  21. Бессмертная М. . The Blueprint (22 февраля 2023). Дата обращения: 22 февраля 2023. 22 февраля 2023 года.
  22. Стреляный Анатолий. . Радио Свобода (9 апреля 2000). Дата обращения: 15 марта 2022. 23 июля 2018 года.
  23. . Журнал Неволя (2000). Дата обращения: 15 марта 2022. 23 ноября 2018 года.
  24. . Дата обращения: 25 сентября 2023. 15 октября 2023 года.
  25. . Дата обращения: 25 сентября 2023. 15 октября 2023 года.
  26. Сокуров Александр. . КиноСоюз (8 марта 2014). Дата обращения: 20 февраля 2016. 25 сентября 2015 года.
  27. Сокуров Александр. . Znak.com (9 февраля 2017). Дата обращения: 12 декабря 2021. 1 декабря 2021 года.
  28. Петровская Ирина. // Новая газета. — 2017. — 17 февраля ( № 17 ). — ISSN . 21 марта 2017 года.
  29. . Официальный канал МК ТВ . Дата обращения: 29 марта 2017. Архивировано из 30 марта 2017 года.
  30. . из оригинала 29 марта 2017 . Дата обращения: 29 марта 2017 .
  31. . РИА Новости (19 ноября 2020). Дата обращения: 17 марта 2021. 10 февраля 2021 года.
  32. . Дата обращения: 2 июля 2022. 2 июля 2022 года.
  33. . Агентство . 2023-10-16. из оригинала 19 октября 2023 . Дата обращения: 16 октября 2023 .
  34. Сотников Д. . Deutsche Welle (22 июня 2022). Дата обращения: 2 ноября 2022. 1 ноября 2022 года.
  35. . Дата обращения: 22 августа 2022. 22 августа 2022 года.
  36. . Дата обращения: 22 августа 2022. 22 августа 2022 года.
  37. . Бумага . Дата обращения: 14 сентября 2023. 17 сентября 2023 года.
  38. . Коммерсантъ (15 октября 2023). Дата обращения: 19 сентября 2023. 18 октября 2023 года.
  39. . Коммерсантъ (3 декабря 2023). Дата обращения: 3 декабря 2023.
  40. от 13 июня 2015 на Wayback Machine // Afisha.ru, 10 июня 2015
  41. // ТАСС, 30 марта 2022
  42. . Posta-Magazine (31 мая 2022). Дата обращения: 7 июня 2022.
  43. . Дата обращения: 4 июня 2019. 10 июня 2019 года.
  44. Домбровская И. . Международное французское радио (30 января 2011). Дата обращения: 26 апреля 2015.
  45. Michael Rosser. (англ.) . (6 июля 2022). Дата обращения: 16 декабря 2023. 20 августа 2022 года.
  46. . Президент России . Дата обращения: 15 февраля 2020. 8 ноября 2021 года.
  47. . Президент России . Дата обращения: 15 февраля 2020. 13 января 2018 года.
  48. . Дата обращения: 12 августа 2023. 12 августа 2023 года.
  49. . Дата обращения: 12 августа 2022. 12 августа 2022 года.
  50. . Деловой Петербург (27 сентября 2007). Дата обращения: 26 апреля 2015. 25 октября 2014 года.
  51. . Дата обращения: 25 апреля 2020. 16 октября 2021 года.
  52. . Новости-Армения (9 июля 2012). Дата обращения: 1 августа 2012. 4 июля 2022 года.
  53. Валерий Кичин. . Российская газета (2 апреля 2013). Дата обращения: 16 апреля 2015. 22 октября 2013 года.
  54. . Сеанс (3 июня 2014). Дата обращения: 17 июня 2014. 2 июля 2014 года.
  55. . БалтИнфо (18 сентября 2014). Дата обращения: 23 октября 2014. 24 октября 2014 года.
  56. . kremlin.ru . 2015-06-10. из оригинала 10 июня 2015 . Дата обращения: 10 июня 2015 .
  57. . Дата обращения: 31 января 2020. 31 января 2020 года.
  58. . Интерфакс (1 марта 2017). Дата обращения: 7 июня 2022. 7 июня 2022 года.
  59. . ТАСС (22 января 2020). Дата обращения: 15 марта 2022. 22 февраля 2022 года.

Литература

  • Сокуров // сборник / концепция и сост. Л. Аркус. — СПб. : Сеанс-Пресс, 1994. — 391 с. — ISBN 5-88370-005.
  • / сост.: Е. Н. Устюгова, отв.ред. И. Ю. Ларионов. — СПб. : Издательство Санкт-Петербургского философского общества. — 97 с. — (Мыслители).
  • Сокуров. Части речи // книга 2 / сост.: Л. Аркус, В. Степанов. — СПб. : Сеанс, 2006. — 588 с. — ISBN 978-5-901586-10-7 .
  • Сокуров. Части речи // книга 3 / ред.-сост. Л. Аркус. — СПб. : Mаcтeрская Сеанс, 2011. — 615 с. — ISBN 978-5-901586-31-0 .
  • Уваров С. А. Музыкальный мир Александра Сокурова . — М. : Арт-транзит, 2011. — 152 с. — ISBN 978-5-905102-16-5 .

Ссылки

  • . Остров Сокурова. Официальный сайт Александра Сокурова .
  • . Киностудия Prolinefilm . Дата обращения: 29 ноября 2013.
  • Егиазарова Илона. Вокруг ТВ (6 октября 2009). Дата обращения: 14 марта 2022.
  • . Дата обращения: 1 июня 2008. Архивировано из 12 марта 2013 года.
  • . Интервью Александра Сокурова «Нашей газете» (Швейцария, 2013)
  • . Интервью Александра Сокурова Михаилу Верещагину (2013)
  • Елисеев Н. . Журнал Управление Бизнесом (28 ноября 2013).
Источник —

Same as Сокуров, Александр Николаевич