Воскресенский, Юрий Валерьевич
- 1 year ago
- 0
- 0
Андре́й Вале́рьевич Сен-Сенько́в (настоящая фамилия Сенько́в ; род. 1968 , Душанбе ) — русский поэт , прозаик , переводчик. Лауреат Премии Андрея Белого (2018, за книгу избранного «Стихотворения, красивые в профиль») .
Родился в 1968 году в Душанбе . Окончил Ярославский медицинский институт . Ввиду невозможности вернуться в Таджикистан из-за происходившей там гражданской войны поселился в Борисоглебске , работал врачом — педиатром и иглотерапевтом. С 2001 года живёт в Москве .
Стихи, короткая поэтическая проза, визуальная поэзия публиковались в антологиях « Нестоличная литература » и « », журналах « Арион », « », « ©оюз Писателей », альманахах « Вавилон » и др. Автор десяти стихотворных книг, сборника детских сказок, поэтических переводов. Вышла также книга стихов в переводе на английский язык.
Стихи Сен-Сенькова — верлибрические миниатюры, как правило, объединенные в небольшие ; в центре каждой миниатюры, как правило, сложная метафорическая конструкция , а в циклах Сен-Сенькова обычно происходит нанизывание метафорических характеристик одного и того же предмета, который таким образом предстает в разных, неожиданных ракурсах. Короткая проза Сен-Сенькова прямо вырастает из его поэзии, представляя мир как мозаику фрагментов (будь то вымышленные музыкальные инструменты в тексте «Две-три буквы, которые я знаю о музыке» или органы человеческого тела в тексте «Дождь запятых в анатомическом театре»), каждый из которых чреват сколь угодно многоплановым метафорическим, символическим содержанием, — в этом смысле проза Сен-Сенькова близка к магическому реализму .
Особый интерес представляет визуальная поэзия Сен-Сенькова, значительно отстоящая от творчества большинства русских авторов, работающих в этом виде искусства, которые следуют в основном традиции русского футуризма , прежде всего Алексею Кручёных и Алексею Чичерину . Типичное визуальное стихотворение Сен-Сенькова включает, как и типичный цикл его миниатюр, обширное название (обычно — развёрнутую метафору) и эпиграф , обязательность которого отражает важную для Сен-Сенькова идею параллельности пространства реальности и пространства культуры (собственный текст мыслится им как описывающий пространство реальности, а эпиграф — как ниточка, скрепляющая его со «второй реальностью» — пространством уже существующих текстов и описаний). При этом визуальный элемент в поэзии Сен-Сенькова минималистичен: например, вытянутый по вертикали чёрный прямоугольник; этот текст озаглавлен: «Закрытое окно: полуоткрытое окно в комнату, где на стене висит картина, изображающая зебру, как раз напротив чёрной полоски»; эпиграф взят из Шарля Бодлера : «Глядя с улицы сквозь открытое окно, никогда не увидишь столько интересного, сколько таится в закрытом». Точечный укол визуального образа активизирует длинную цепочку импульсов, расходящихся как в пространство культурных ассоциаций, так и в пространство индивидуально-психологического опыта.