Interested Article - Успенский сборник
- 2020-03-27
- 1
Успенский сборник . конец XII - начало XIII века | |
пергамен, чернила | |
Государственный исторический музей , Москва |
Успе́нский сбо́рник — древнерусская пергаменная рукопись южнорусского происхождения конца XII — начала XIII века из собрания Государственного исторического музея (шифр: ГИМ, Усп. 4 перг.); своё название получила по месту обнаружения в 1840-е годы в Успенском соборе Московского Кремля .
Вводные сведения
До 1895 года рукопись входила в состав библиотеки Успенского собора, затем вместе с другими рукописями Успенской библиотеки была передана в Синодальную библиотеку и присоединена к Синодальному собранию рукописей, вместе с которым в 1920 г. поступила в ГИМ .
Рукопись Успенского сборника имеет объём 304 листа, дошла без начала и конца; по содержанию является сборником особого состава типа Торжественника , включает в себя житийные чтения на некоторые месяцы, а также Слова преимущественно Иоанна Златоуста на страстную и пасхальную недели .
Особая значимость Успенского сборника обусловлена тем, что среди прочих текстов в него входят древнейшие списки таких важных для русской культуры произведений, как Житие Феодосия Печерского (л. 26а - 67в) и Сказание о Борисе и Глебе (л. 8б - 18б).
Изучение рукописи
Изучение Успенского сборника историками и филологами началось в XIX веке, и по настоящее время рукопись является одним из наиболее часто привлекаемых исследователями к рассмотрению памятников древнерусского языка . Одними из первых к рукописи обратились М. П. Погодин и О. М. Бодянский . Бодянский предложил первую аргументированную датировку рукописи:
Относя эту рукопись к XII или началу XIII в., я опираюсь в этом не на одно лишь письмо ее: здесь решительное слово принадлежит языку ее, некоторые формы коего, утвердительно можно сказать, не встречаются уже в памятниках второй половины XIII в.
Также О. М. Бодянский первым обратил внимание на то, что рукопись была написана двумя писцами .
Среди лингвистов XIX — начала XX вв. к материалу Успенского сборника также обращались А. А. Шахматов , И. В. Ягич , А. И. Соболевский , П. А. Лавров , А. М. Лукьяненко. А. А. Шахматов и П. А. Лавров в 1899 г. опубликовали первые 115 листов сборника; А. И. Соболевский в 1903 г. опубликовал текст на листах 124б - 130а .
Полный текст рукописи с описанием палеографии и графики был издан в 1971 г.
Состав сборника
Успенский сборник включает в себя тексты различного происхождения: оригинальные восточнославянские и древнеболгарские произведения, а также переводы, осуществлённые с греческого и латинского языков южными славянами . Произведения, вошедшие в сборник, в жанровом отношении делятся на две части: в первой половине (с л. 1 до 175) находятся жития святых, во второй (с л. 175 до конца) — поучения и слова .
№ | Листы | Тексты | Место создания / перевода |
---|---|---|---|
1 | 1а—5а | Повесть Иеремии о пленении Иерусалима | |
2 | 5а—8б | Житие Афанасия Александрийского | |
3 | 8б—18б | Сказание о Борисе и Глебе | Древняя Русь |
4 | 18б—26а | Сказание о чудесах Романа и Давида | Древняя Русь |
5 | 26а—67в | Житие Феодосия Печерского | Древняя Русь |
6 | 67в—84а | Мучение Ирины | |
7 | 84а—86г | Память Иова | |
8 | 86г—90а | Явление честного креста | |
9 | 90а—95а | Видение пророка Исайи | |
10 | 95а—102б | Мучение Христофора | |
11 | 102б—109в | Житие Мефодия Солунского | |
12 | 109в—115г | Похвальное слово Кириллу и Мефодию | |
13 | 115г—118г | Житие Пахомия | |
14 | 118г—124а | Житие и мучение Эразма | |
15 | 124а—130а | Житие и мучение Вита , Модеста и Крискентии | |
16 | 130а—143а | Житие и мучение Февронии | |
17 | 143а—146а | Житие Феодосии | |
18 | 146а—157а | Житие Епифания Кипрского | |
19 | 157а—175б | Повесть Поливия о кончине Епифания | |
20 | 175б—180в | Слово Иоанна Дамаскина о иссохшей смоковнице и о притче винограда в святый понедельник | |
21 | 180в—188а | Слово Иоанна Златоуста о десяти девицах | |
22 | 188а—190в | Слово Иоанна Златоуста в Великий вторник | |
23 | 190в—195а | Слово Иоанна Златоуста в Великий вторник и о десяти девицах | |
24 | 195а—197б | Слово Иоанна Златоуста о блуднице в Великую среду | |
25 | 197б—201в | Слово Иоанна Златоуста в Великую среду о зависти | |
26 | 201в—203б | Слово Иоанна Златоуста о блуднице в Великую среду | |
27 | 203б—206б | Слово Иоанна Златоуста в Великий четверг на омовение ног | |
28 | 206б—212б | Слово Иоанна Златоуста о честном кресте в Великую пятницу | |
29 | 212б—216б | Слово Иоанна Златоуста на Евангелие от Матфея на утрене по Великой пятнице | |
30 | 216б—222в | Слово Евсевия епископа Александрийского в Великий четверг о вшествии Иоанна Предтечи во ад | |
31 | 222в—233г | Похвала Андрея епископа Критского в Лазареву субботу о четверодневном Лазаре | |
32 | 233г—239в | Слово Иоанна Златоуста на Вербное воскресение | |
33 | 239в—245в | Слово Григория Антиохийского на Воскресение Иисуса Христа | |
34 | 245в—250б | Слово Иоанна Златоуста на Воскресение Иисуса Христа | |
35 | 250б—254г | Слово Иоанна Златоуста о расслабленном | |
36 | 254г—260г | Слово Иоанна Златоуста о самаряныне | |
37 | 260г—263а | Слово Иоанна Златоуста на Вознесение Господне | |
38 | 263а—265в | Слово Иоанна Экзарха Болгарского на Вознесение | |
39 | 265в—270б | Беседа Кирилла архиепископа Александрийского о Богородице и святых отцах Эфесского собора | |
40 | 270б—278б | Слово Иоанна Златоуста о терпении и о благопохвалении | |
41 | 278б—282г | Слово Иоанна Златоуста на сошествие Святого Духа | |
42 | 282г—287г | Слово Иоанна Златоуста о всех святых | |
43 | 287г—292г | Сказание отца нашего Агапия, чего ради оставляют роды и домы своя и жены и дети и, взявше крест, идут вослед Господа | |
44 | 292г—303г | Повесть блаженного Ефрема о св. Авраамии, Слово 48 | |
45 | 303г | Слово св. Григория | |
46 | 303г | Иоанна Златоуста 13 изречений |
Палеографические и кодикологические особенности
Успенский сборник написан на пергамене хорошего качества, имеет размеры 45 см х 34 см. Текст записан уставным почерком в два столбца по 32 строки; во всей рукописи разлиновка пергамена выполнена одинаково. Первоначальный переплёт рукописи не сохранился, дошёл позднейший, выполненный в XV веке, представляющий собой доски в коже с простым тиснением.
Текст переписан двумя писцами: первый почерк обрывается на л. 46 об. в тексте Жития Феодосия, а второй заканчивает оборот этого листа и продолжает писать до конца рукописи. Устав первого писца более стройный; в его тексте используются киноварные заголовки и орнаментированные инициалы в начале произведений. Второй почерк крупнее, инициалы и заголовки отличаются от основного текста только размерами и двойной чернильной обводкой без киновари. Некоторые буквы пишутся в двух почерках с заметной разницей. В частности ѡ ( оме́га ) у первого писца имеет более позднее начертание с разведёнными петлями и низкой серединой, а у второго — сохраняет архаичный вид с высокой серединой .
Примечания
- ↑ , с. 182—183.
- ↑ , с. 79.
- .
- , с. 80.
- .
- , с. 215.
- , с. 6.
- .
- , с. 61—62.
Литература
- Сводный каталог славяно-русских книг, хранящихся в СССР. XI—XIII вв.. — М. : Наука, 1984.
- Успенский сборник XII-XIII вв. / Под ред. С. И. Коткова. — М. : Наука, 1971.
- Попов А. Н. Библиографические материалы, собранные Андреем Поповым. I. Описание сборника русского письма конца XII века // Чтения в Императорском Обществе истории и древностей российских при Московском университете. — 1879. — Т. 1. — С. 1—48.
- Щепкина М. В. О происхождении Успенского сборника // Древнерусское искусство. Рукописная книга. — М. : Наука, 1972. — С. 60—80.
- Крысько В. Б. К новому изданию Успенского сборника // Die Welt der Slaven. — 2017. — Т. 62, № 2. — С. 215—246.
- 2020-03-27
- 1