Interested Article - Евреи в украинском казачестве
- 2021-04-18
- 1
Евреи в украинском казачестве — часть евреев в смысле представителей народа или вероисповедания, которые были связаны с сообществом людей самоназвания «казак», с казачьими общинами, организациями, сословием, войсками, событиям в жизни казачества (войны, восстания), а некоторые даже были включены в списки приписного казачества, казачье сословие ( реестр ) . Это было сделано гетманской администрацией в знак благодарности за участие евреев в кредитовании торговли, промышленного производства и благотворительности. Войдя в состав казацкой старшины, еврейские семьи породнились с древнейшими казачьими родами и некоторые из них сыграли значительную роль в украинской истории и культуре.
Евреи в Войске Запорожском
Невозможно точно подсчитать количество евреев, принявших православную веру и вступивших в ряды украинского казачества в XVII веке. Процедура принятия была достаточно простая — иметь крепкое желание стать воином Христовым, исповедовать православную веру и хоть немного понимать язык. О тех временах напоминают такие украинские казачьи фамилии как Перехрест и т. д. По некоторым данным, в эпоху Хмельниччины часть украинского еврейства была уничтожена казачеством, в то время как другая часть присоединилась к восставшим в качестве равноправных участников сообщества [ источник не указан 1839 дней ] .
Евреи — казаки Гетманщины
Одними из наиболее известных евреев в казачестве был род Марковичей, основателем которого был Марк Аврамович, арендатор прилуцкий и пирятинский, имя которого и стало родовой фамилией для его потомков. Марк был ктитором Пречистенской Прилуцкой церкви и много жертвовал на благотворительные дела. Его дочь Анастасия Марковна была сначала замужем за генеральным бунчужным Константином Ивановичем Голубем, а во втором браке — за гетманом Иваном Ильичом Скоропадским.
Старший сын Марка Аврамовича — Андрей — был сотником глуховским ( 1709 — 1714 ), полковником лубенским ( 1714 — 1727 ), генеральным казначеем ( 1729 — 1740 ). Сначала он был сторонником гетмана Мазепы, но потом перешёл на сторону русского царя и принимал участие во взятии Батурина . Сын Андрея Яков ( 1696 — 1770 ) был приказным полковником лубенским, а Семён — сотником роменским, от которого началась черниговская и роменская ветви рода. Яков Маркович вошёл в украинскую историю не только как военный, но и как историк и литературный деятель, который оставил сведения про политическую, социально-экономическую и культурно-бытовую историю Украины времён Гетманщины.
Со временем Марковичи трансформировали свою фамилию в Маркевичи . Здесь наиболее известен Николай Андреевич Маркевич ( 1804 — 1860 ), выдающийся украинский историк, архивист, этнограф, фольклорист, поэт, композитор, музыковед. Основным его трудом была пятитомная «История Малороссии» (1842—1843), «Мазепа» ( 1841 ), «Гетманство Барабаша» ( 1841 ), «О климате Полтавской губернии» ( 1850 ), «Обычаи, поверья, кухня и напитки малороссиян» и др.
Из рода евреев Боруховичей происходил украинский государственный и военный деятель — Михаил Андреевич Борухович . Он был гадяцким полковником (1687—1704) и наказным гетманом времён Северной войны ( 1701 ), принимал участие в походе под Азов ( 1696 ) и в Польском походе 1704 года , во время которого и погиб. Был известен своей заботой о православных храмах — пожертвовал 100 золотых на Лубенский Мгарский монастырь. В 1686 году построил Успенскую Лютенскую церковь, где и был похоронен.
Из еврейского рода Герциков вышли известнейшие государственные деятели, которые вошли в историю как борцы за независимость Украины. Сподвижник гетмана Мазепы — Павел Семёнович Герцик — был полтавским полковником ( 1675 — 1677 , 1683 — 1687 , 1691 — 1695 ). Он, так же как гетман Мазепа, уделял большое внимание строительству храмов. В 1700 году на его средства поставлен Воздвиженский храм в Ближних пещерах Киево-Печерской лавры.
Три сына Павла Семеновича Герцика — Григорий, Иван и Афанасий — были сторонниками гетмана Мазепы и вместе с ним оказались в эмиграции. Наиболее известен старший брат — полтавский приказной полковник Григорий Павлович Герцик (1705). После полтавского поражения 1709 года он эмигрировал в Бендеры вместе с гетманом Мазепой. После смерти Мазепы Григорий Герцик служил генеральным есаулом ( 1711 — 1719 ) при гетмане Орлике . В 1719 году , выполняя поручение Орлика, переехал из Стокгольма в Варшаву, где был похищен российскими агентами, вывезен в Россию и заключён в Петропавловской крепости. В 1727 году Григория освободили и оставили на поселении в Москве.
Род Крыжановских основал выкрещенный еврей Антон Степанович, один из богатейших евреев Гетманщины [ источник не указан 3140 дней ] . За услуги гетманской администрации Антон Степанович получил звание глинского сотника лубенского полка ( 1742 ), а затем и полковника гадяцкого ( 1762 — 1772 ).
После раздела Польши и присоединения к России Белоруссии у князя Потёмкина родился необыкновенный замысел — вооружить против турок евреев. Реализация этой идеи, принадлежавшей, возможно, его другу Цейтлину, началась с образования кавалерийского эскадрона, набранного из евреев города Кричев Могилёвской губернии . В декабре 1787 года светлейший князь создал еврейский казачий полк и назвал его Израилевский . Шефом нового полка стал князь Фердинанд Брауншвейгский. По мысли Потемкина, Израилевский полк должен был состоять наполовину из пехоты, наполовину из кавалерии (евреев-казаков, вооружённых пиками ). В марте 1788 года уже прошли учения первых тридцати пяти бородатых еврейских казаков. Скоро набралось уже два эскадрона, однако пять месяцев спустя Потемкин приказал распустить Израилевский полк, — как шутил принц де Линь, «чтобы не ссориться с Библией». [ источник не указан 3029 дней ]
Евреи — казаки Слободской Украины
Самым известным казацким родом еврейского происхождения на Слобожанщине были Перекрестовы-Осиповы . Из него вышло несколько казацких полковников. Родоначальник — Иван Яковлевич Перекрестов был выходцем из-за Днепровья. Его фамилия свидетельствует о том, что он был перекрещённый (или «выкрещенный») еврей , выкрест . Внук Ивана Ивановича, Василий Данилович Перекрестов, женился впоследствии на вдове одного из Осиповых и далее выступил под именем Перекрестова-Осипова.
Евреи — казаки Запорожской Сечи
Многочисленные исторические исследования казацких «Реестров» показывают наличие среди казаков значительной доли евреев (впрочем, как и представителей других наций). Например, однозначно семитское происхождение имеют казаки с фамилиями-прозвищами (кстати, украинское «прізвище» и означает «фамилия» ) Манченко (Ман), Израитель, Жиденко, Жидовкин, Жидовец, (Моисей) Литвак, Мойсей, Юденко, Шабас, Суботенко .
Евреи в контексте красного казачества Украины XX века
Люди казачьего происхождения (малороссийские и донские казаки, представители и выходцы из казачьего сословия Российской империи и т. д.) играли немаловажную роль в общественной, политической и революционной жизни стран исторической России (Российской империи) в XVII—XIX вв., в частности, участвовали в восстании декабристов (Муравьёвы-Апостолы), организации покушений на царя ( Софья Перовская ), работе различных революционных кружков ( Пётр Кропоткин ) и партий ( Михаил Коцюбинский , Симон Петлюра , Павел Бухановский ) и т. д. где стыкались, общались и сотрудничали с представителями других народов, культур, религий и сословий пёстрого общества Российской империи, в частности с евреями.
В 1917 году после Февральской революции начался период массового участия казаков по происхождению, сословию и самоидентификации в различных общественных, политических и военных событиях, акциях и организациях. В частности, на Украине (малороссийские губернии бывшей Империи, особенно Киевская, Черниговская, Полтавская) шёл активный процесс организации различных казачьих формирований и структур, население массово «вспоминало», что они потомки запорожцев, гайдамаков и вообще малороссийского казачества старых времён, записанного в крестьянское и казачье сословие Империи. Так появляются два крупных казачьих движения — вольное казачество, выступавшее скорее за «самостийную Украину для украинцев», и красное казачество, выступавшее за «право на жизнь, свободу и участие в управлении обществом всех представителей трудового народа самых разных национальностей». Уже на ранних этапах организаторы и сторонники красного казачества привлекали в свои ряды представителей самых разных национальностей и религий, проживавших на территории Украины, в том числе и евреев. Некоторые тенденциозные исследователи вообще считают появление красного казачества еврейской инициативой, хотя скорее всего это не соответствует действительности и костяк всё же составляли украинцы, однако лояльно настроенные к русским и евреям. Среди евреев, участвовавших в красноказачьем движении на Украине, можно вспомнить:
Примечания
- ↑ Томазов Валерій, «Вони служили Україні (з історії козацьких родів єврейского походження)» (укр.)
- // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб. — М. , 1896—1918.
- 27 марта 2010 года.
- Дата обращения: 14 августа 2012. 5 марта 2016 года.
Литература
- Маркович А. Марковичи. — К. , 1890.
- Модзалевский В. Л. Малороссийский родословник . — К. , 1908. — T. 1.
- Лазаревский А. М. Люди старой Малороссии. 8. Крыжановские. // Киевская старина, 1885. — № 5. — Май.
Ссылки
- // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
- 2021-04-18
- 1