Казино «Рояль» (фильм, 1967)
- 1 year ago
- 0
- 0
« Вий » — советский художественный фильм ужасов , снятый на студии « Мосфильм » в 1967 году по одноимённой повести Николая Васильевича Гоголя . Один из лидеров советского кинопроката 1968 года (32,6 млн зрителей). Премьера фильма состоялась 27 ноября 1967 года .
Бурсаков отпускают на каникулы, трое из них ночью сбиваются с дороги, среди них Хома Брут. Путники наталкиваются на хутор, где остаются на ночлег у старой женщины. Она оказывается ведьмой и, оседлав Хому, летает на нём по воздуху. Хоме удаётся вырваться и забить ведьму до смерти, при этом старуха превращается в девушку. Испугавшись строгого наказания, Хома убегает обратно в бурсу. Там ректор сообщает ему, что умерла панночка — дочь известного сотника , владельца хутора в 50 верстах от Киева, и её последним желанием было, чтобы именно Хома её отпевал. Хома вынужден ехать, по дороге неудачно пытаясь сбежать от сопровождающих его людей сотника.
Сотник вопрошает у Хомы, как тот познакомился с его дочерью, но не получает ответа. Увидев в горнице покойницу, Хома убеждается, что это убитая им ведьма. Сотник просит отпеть покойницу, три ночи читая в церкви Псалтирь над дочерью, за что обещает щедрое денежное вознаграждение. Хома неохотно соглашается.
В первую же ночь, когда Хома остаётся в церкви один с покойной, начинаются странные события: на лице панночки появляется кровавая слеза, свечи сами гаснут. Уверив себя, что это случайности, Хома начинает читать Псалтирь. Неожиданно панночка встаёт из гроба и начинает искать Хому, но он защищается от неё, начертив мелом на полу магический круг . Ведьма не может увидеть и пройти сквозь него, а с первым утренним криком петуха возвращается в гроб.
Местные жители подозревают, что умершая была ведьмой и спрашивают Хому, видел ли он что-то странное. Хома не осмеливается им ответить, а для себя решает ничего не бояться и продолжить отпевание. Напившись, на вторую ночь он сразу чертит магический круг, но ведьма теперь начинает летать по церкви в гробу, пытаясь пробить им круг. Обозлённая неудачами панночка заколдовывает Хому, в результате чего тот седеет и слепнет . Хома с трудом дожидается первого утреннего крика петуха.
Находясь в шоковом состоянии, Хома требует музыкантов и танцует, чем только радует крестьян, которые замечают, что философ сильно поседел. Придя в себя, он приходит к пану сотнику и заявляет, что не будет больше читать Псалтирь. Тот грозится жестоко высечь бурсака кожаными канчуками . Тогда Хома убегает, но местные силой возвращают его обратно и запирают на замок в церкви.
На третью ночь панночка призывает на помощь всю нечистую силу — упырей , вурдалаков , однако Хома чувствует себя в кругу в безопасности. Тогда она приказывает привести Вия , единственного из нечистой силы, способного видеть сквозь круг. Вию поднимают веки, он указывает пальцем на Хому и нечистая сила набрасывается на несчастного. С криком петуха нечисть прячется, Хому находят мёртвым, а ведьма, умирая, превращается обратно в старуху.
Через некоторое время в бурсе бурсаки обсуждают эти события. Один из них говорит другому, почему умер Хома — потому что испугался. Его товарищ, однако, не верит, что всё это было на самом деле.
Актёр | Роль |
---|---|
Леонид Куравлёв | философ Хома Брут |
Наталья Варлей | Клара Румянова ) | панночка, дочь сотника (озвучивает
Алексей Глазырин | сотник |
Николай Кутузов | ведьма |
Вадим Захарченко | бурсак, богослов Халява |
Пётр Вескляров | ректор бурсы / Дорош |
Владимир Сальников | бурсак, ритор Тиберий Горобець |
Дмитрий Капка | Оверко |
Степан Шкурат | Явтух |
Георгий Сочевко | Степан |
Николай Яковченко | Спирид |
Николай Панасьев | утешитель |
Актёр | Роль |
---|---|
Борислав Брондуков | бурсак |
Любовь Калюжная | селянка |
Александра Денисова | селянка |
Виктор Колпаков | селянин |
Вий | |
Борис Веселов | двуносый упырь |
Александр Лебедев | бурсак, который доит козу |
Михаил Крамар | бурсак |
Дмитрий Орловский | селянин |
дудочник |
Сценарий | Александр Птушко , Константин Ершов , Георгий Кропачёв |
Режиссёры | Константин Ершов, Георгий Кропачёв |
Операторы | Фёдор Проворов , |
Художник | Николай Маркин |
Композитор | Карен Хачатурян |
Звукооператоры | Евгений Кашкевич, Ирина Стулова |
Художественный руководитель и постановщик трюковых сцен | Александр Птушко |
Монтаж | Тамара Зубова, Регина Песецкая |
Художник по костюмам | Роза Сатуновская |
Художники-гримёры | Б. Егоров, З. Егорова |
Маски | Сарра Мокиль |
Комбинированные съёмки |
оператор:
Борис Травкин
художники: Николай Звонарёв, В. Смирнов |
Директора картины | Виталий Кривонощенко |
Идея экранизации «Вия» принадлежала директору киностудии Мосфильм Ивану Пырьеву . Лишь по причине острой нехватки времени он предложил снять картину двум учащимся Высших режиссёрских курсов Союза кинематографистов СССР. Руководитель курсов Леонид Трауберг выдвинул кандидатуры Константина Ершова и Георгия Кропачёва .
На роль Панночки сначала была утверждена Александра Завьялова (пробовались также Ёла Санько , Светлана Коркошко и Жанна Болотова ). Но в процессе съёмок, по настоянию Пырьева, Завьялова была снята с роли, и её заменила Наталья Варлей . По другой версии, будущий муж Завьяловой, режиссёр Резо Эсадзе , потребовал, чтобы она отказалась от роли .
Для эпизодов с нечистью приглашали артистов цирка и спортсменов, в их числе был Борис Веселов . Исполнить Вия поручили артисту цирка, силовому акробату Сергею Степанову . Для контраста в массовку включили нескольких карликов. Маски нечисти созданы Саррой Мокиль .
Съёмки проходили в трёх православных храмах Украины : в деревянной церкви Пресвятой Богородицы села Горохолин Лес Богородчанского района Ивано-Франковской области (сгорела дотла 20 февраля 2006 года, по официальной версии, в результате нарушения правил монтажа и эксплуатации электросети , на её месте в 2008 году построена Золотокупольная Успенская церковь из красного кирпича ), в деревянной казацкой церкви святого Георгия (Святого Юра) (1745) посёлка Седнев Черниговской области , выстроенной без единого гвоздя, и в Елецком монастыре Чернигова .
Отснятый на натуре материал разочаровал руководство «Мосфильма», оказавшись «слишком реалистическим». К работе было решено привлечь известного киносказочника Александра Птушко . В результате много материала, отснятого Ершовым и Кропачёвым, не было использовано, ряд идей так и остался невоплощённым. Изменён был и облик Вия (по замыслу Кропачёва и Ершова Вий должен был быть похож на сотника). Ряд сцен был переосмыслен и переснят заново. Птушко создал костюм Вия, разработал его дизайн, сконструировал механику для пальцев .