Второй Ватиканский собор
- 1 year ago
- 0
- 0
Собо́р Спа́са Нерукотво́рного О́браза ( Верхоспасский собор, Спас за Золотой решёткой, Спасский собор ) — собор Большого Кремлёвского дворца , построенный в 1635—1636 годах мастерами Баженом Огурцовым , Антипом Константиновым , Трефилом Шарутиным и Ларионом Ушаковым. Входит в комплекс домовых церквей русских царей при Теремном дворце . Храм закрыт для свободного посещения, богослужения в нём не совершаются .
Верхоспасский собор является частью комплекса домовых церквей при Теремном дворце. Они завершаются одиннадцатью позолоченными главами , которые видны с Соборной площади справа от Грановитой палаты . На первом этаже постройки расположена церковь Святой Екатерины , над ней — церковь Воскресения Словущего . Этим храмам принадлежат пять северных глав. На уровне второго этажа находится Верхоспасский собор, к которому относятся пять южных куполов. Церкви Распятия Христова (Воздвижения Креста Господня) принадлежит центральная глава .
Церковь Великомученицы Екатерины расположена во втором ярусе Теремного дворца напротив Золотой Царицыной палаты . Построена в 1627 году англичанином Джоном Талером на месте сгоревшей деревянной церкви. Была восстановлена после Троицкого пожара в 1737 году, когда сохранилось только несколько икон нижнего яруса иконостаса . В 1843 году по проекту Дмитрия Чичагова полностью переоформили интерьер, новый иконостас выполнил Фёдор Солнцев .
Церковь Преподобномученицы Евдокии надстроили над Екатерининской церковью в 1654 году, в 1681-м она была переосвящена в честь Воскресения Словущего. Расположена на уровне Верхоспасского собора, с севера от него . Церковь Распятия Христова была выстроена над Иоанновским приделом Верхоспасского собора в 1679—1681 годах .
Верхоспасский собор был построен в 1635—1636 годах над Золотой Царицыной палатой Теремного дворца мастерами Баженом Огурцовым, Трефилом Шарутиным, Ларионом Ушаковым и Антипом Константиновым. Его название происходит от расположения в верхнем ярусе дворца — «у государя на Верху» .
С северной стороны Верхоспасского собора Михаилом Фёдоровичем была устроена придельная церковь Святого мученика Иоанна Белоградского. Эту часть храма часто посещала мать царевича Евдокия Лукьяновна . Царь Иван Алексеевич переименовал придел в честь святого Иоанна Предтечи .
Во время правления Алексея Михайловича в 1663 году мастер Никита Тарутин построил при соборе трапезную , перед которой на плоской кровле Мастерских палат устроили паперть — площадку, получившую название Верхоспасской. Она соединяла покои царя и домовый храм . Под руководством архитектора Осипа Старцева в 1676—1677 годах фасады обтесали, покрыли левкасом и покрасили, главу обили золочёной медью . В интерьере стены украсили масляной живописью, которую возобновили в 1670-м под наблюдением иконописца Симона Ушакова . В том же году лестницу, ведущую к собору с Боярской площадки, перегородили медной позолоченной решёткой с растительным узором и изображениями фантастических зверей, после чего храм получил дополнительное название — «что за Золотой решёткой» .
В 1681 году над приделом Иоанна Белогородского возвели церковь Воздвижения Креста Господня с молельней, в которой разместили распятие — « голгофу », из-за чего её также называли Распятской. В 1682-м Теремные церкви подвели под общую кровлю и установили одиннадцать глав на тонких барабанах . Перестройка вызвала дополнительную нагрузку на нижние ярусы. Для укрепления стен с восточной стороны Верхоспасского собора возвели на широких пилонах арку с обходной галереей на ней закрытую [ источник не указан 1236 дней ] . Работы выполнял Осип Старцев. Рисунки для фриза , барабанов и прорезных крестов глав исполнил резчик старец Ипполит. В 1685 году были возобновлены стенописи. Степан Рязанец, Симон Ушаков, Иван Левонтьев и другие мастера из разных городов написали в трапезной притчу о мытаре и фарисее и обновили композицию « Страшный суд » .
На средства гофинтендантской конторы в 1731 году провели работы по починке стены в трапезной части храма. Иконостасное письмо отреставрировали в 1733-м. В том же году подрядчиком Родионовым была починена крыша, сделана штукатурная , печная и другая мелкая работа. В Троицком пожаре 1737 года сгорела кровля собора и пострадала ризница . Во второй половине XVIII века здание восстановили: поставили новый иконостас, заново расписали стены . В 1742 году по распоряжению князя Николая Трубецкого выбелили стены, позолотили решётку и паникадило под наблюдением архитектора Ивана Мичурина . В 1754 году по указу барона Ивана Черкасова с главы Верхоспасскаго собора был снят вызолоченный лист и отправлен в Санкт-Петербург как образец для устройства крыши храма Воскресенского монастыря . Он был возвращён на своё место через четыре года .
В 1777 году на средства фрейлины Матроны Салтыковой восстановили стенную живопись в алтаре , церкви и трапезе с сохранением её прежнего вида, были устроены серебрёный чеканный иконостас и царские двери. Салтыкова также пожертвовала богатый оклад на храмовую икону Спаса Нерукотворного .
При оккупации Москвы французской армией в 1812 году богатую церковную ризницу вывезли в Вологду . Оставшаяся в храме часть была разграблена, Царские врата выломаны, стены избиты гвоздями, жертвенник изломан. Повреждения устранили в 1813-м .
По приказу Николая I в 1836 году храм был заново расписан. На северной и южной стенах собора сохранились фрагменты росписей XVII века . При постройке в 1840-х годах Большого Кремлёвского дворца разобрали прилегавшую к собору лестницу, Верхоспасскую площадку перекрыли, соорудив новые арочные проёмы на месте Золотой решётки. Последнюю, починив, вставили в возобновлённые арки. Кровлю над соборной трапезной разобрали и устроили хоры , её западную стену переложили с устройством трёх дверей, украшенных решётками, выполненными по образцу XVII века. По периметру образовавшегося помещения протянули изразцовый фриз .
Во время вооружённого восстания 1917 года , при обстреле Кремля из тяжёлой артиллерии был повреждён северо-восточный угол собора. Его восстановили к 1920 году . Храм был закрыт в 1918 году и по состоянию на 2018 год богослужения в нём не совершались .
Деревянный резной иконостас собора выполнен в формах барокко мастером Дмитрием Ширяевым в XVIII веке. Средняя его часть закрыта окладом из чеканного серебра, установленным в 1778 году. В местном ряду помещены иконы живописцев Леонтия Степанова и Сергея Костромитина, в частности «Спас Нерукотворный» с двадцатью житийными клеймами . Фёдору Зубову приписываются образы « Лонгин Сотник » и « Фёдор Стратилат » .
В деревянном иконостасе в Иоаннопредтеченском приделе размещены иконы XVII столетия: « Богоматерь Смоленская », «Святой Иоанн Предтеча» и другие .