Interested Article - Дворец царицы Натальи Кирилловны

Дворе́ц цари́цы Ната́льи Кири́лловны (также Палаты царицы Натальи Кирилловны Нарышкиной ) — отдельные палаты второй жены царя Алексея Михайловича и матери Петра I Натальи Кирилловны Нарышкиной . Дворец был построен в 1674 году и располагался на месте Дворца съездов . Несколько раз горел и восстанавливался, однако был заброшен после пожара 1737 года . Окончательно разобран в 1753-м для строительства нового дворца по проекту архитектора Бартоломео Растрелли .

История

Археологические раскопки

Кремлёвский дворец съездов, 2013 год

Весной 1959 года, перед началом строительства Дворца съездов , в западной части Московского Кремля проводились масштабные археологические раскопки. Работами руководили профессор Николай Воронин и историк Михаил Рабинович , а организацией занимались Институт археологии АН СССР и Музей истории и реконструкции Москвы . За два года археологических раскопок были обнаружены белокаменная кладка палат и примыкавшая к ним кирпичная вымостка. При детальном изучении нашли элементы строений: резной камень, керамическая плитка, черепица, оконная слюда и другие детали. Учёные выяснили, что это палаты Натальи Кирилловны — матери Петра I , которые были отмечены на исторических планах Кремля .

Строительство палат

По сведениям археолога Александра Векслера, упоминания хором Натальи Кирилловны встречаются в кремлёвских документах с 1671 года. Тем не менее первоначальное расположение её палат не известно — по разным источникам, она могла жить в Теремном или Потешном дворцах . Отдельные палаты для царицы были возведены к северу от Теремного дворца в 1674 году, спустя два года после рождения сына Петра. Вскоре к помещениям Натальи Кирилловны надстроили «верхние новые хоромы» для царевича. При высоком росте Петра потребовалось расширение помещений, потому окончательное устройство завершилось в 1679-м. В этом же году закончились живописные работы .

Новое здание представляло собой деревянные хоромы, возведённые «на каменных стенах и столбах». Строительство деревянных жилых помещений на каменном подклете были частным явлением на Руси XVII века — считалось, что дерево полезнее для здоровья. К концу столетия деревянное строительство было запрещено из-за частых пожаров и дворец царицы стал одним из последних подобных сооружений. Дворец неоднократно горел и восстанавливался. Однако после большого пожара 1737 года его реконструкцию решили не проводить. В 1753-м дворец был разобран в связи со строительством нового кремлёвского дворца по проекту архитектора Бартоломео Растрелли .

Облик дворца

Чёрно-белое изображение палат Натальи Кирилловны в XVII веке, 1950 год

Архитектура

Палаты Натальи Кирилловны были частью сложного комплекса зданий и находились на внутреннем Государевом дворе, соединяясь с Теремным дворцом и хоромами царевен, располагавшимися к востоку от Патриаршего дворца . Основные пятиэтажные хоромы состояли из трёхъярусных деревянных теремов, поставленных на двухъярусный каменный подклет. В жилой части располагались палаты царицы, общие размеры которых составляли приблизительно 20 на 13 саженей (приблизительно 43 на 28 метров). Над покоями Натальи Кирилловны находились комнаты Петра, имевшие одинаковую ширину и шедшие друг за другом от сеней. По замечанию Александра Векслера, внутренняя планировка жилых помещений дворца была очень проста. Одно за другим располагались практически равные по площади помещения: передняя, престольная палата, опочивальня, молельня и другие. Над уровнем Петра находились также «верхние чердаки» его матери .

Историки выяснили, что крыши дворца, сделанные в формах шатров и бочки , были выкрашены в зелёный цвет и украшены деревянными резными гребнями. На верхних шатрах находились «прапора» — металлические флажки, раскрашенные различными красками и золотом. Стены дворца сверху были покрыты тёсом . Окна палат царицы имели украшения из резных наличников с карнизами и капителями, а внутри были вставлены слюдяные . На верхних этажах дворца располагались открытые переходы и гульбища .

В первом ярусе дворца находилась царицына Судейская палата, декор входного портала которой по стилю близок оконным наличникам на фасадах Грановитой палаты . Декор камня выполнен в форме гроздьев винограда и листьев аканта и выкрашен в красный и синий цвета. В северной части дворца находилась прачечная, а на самом нижнем этаже были поселены «государевы богомольцы» .

В 1694 году на подклетах дворца была устроена домовая церковь святых Петра и Павла с трапезной. Каменный трёхапсидный храм венчали пять золочённых глав с крестами. Размеры Петропавловской церкви с трапезной составляли 20 на 8,5 метра . По сведениям историка Ивана Забелина , церковные хоры -полати примыкали к хоромам Натальи Кирилловны .

Недалеко от церкви на кровле подклета располагались висячие сады , имевшие размеры 8 на 18 метров. На изготовление площадки ушло 640 пудов свинца. В саду были посажены цареградские и грецкие орехи, поставлены ящики для цветов. В 1687 году в саду устроили небольшой пруд .

Интерьеры

Внешний облик, оформление и размеры палат были восстановлены историками по археологическим артефактам , сохранившимся чертежам и «описям порух», сделанным после московских пожаров. Важным интерьерным источником являются так называемые записки «строительного дела», содержащие информацию о тратах на украшение палат Натальи Нарышкиной и Петра I. Так, в записях 1685 года предписывалось «сделать царицы Натальи Кирилловны в новые деревянные хоромы и переднюю да в две комнаты <…> половые сукна на сукон анбурских <…> в переднюю длиною и шириною по 10 арш. с полуаршином, в одну комнату длиною 8 арш. с полуарш., шириной 11 арш. в другую длиною 7 арш., шириной 8 арш ».

Согласно сохранившимся данным, оформление хором вдовствующей царицы было выполнено в коричневой и зелёной цветовых гаммах. Стены внутренних помещений украшали росписи на библейскую тематику, выполненные под руководством мастеров Ивана Безмина и Ивана Салтанова . Вдоль стен стояли лавки и шкафы с дорогой посудой и ларцами .

…отпустить из казны Казённого приказу в новые деревянные хоромы царицы Натальи Кирилловны на три лавки на полавочник на середину бархату коричневого флоринского на каймы бархату осинового, на оторочку отласу зелёного .

На верхнем каменном этаже находилась изразцовая печь, примыкавшая к стене с камином. На основном кафеле печи были изображены гвоздики и два вида розеток . Архитектор Ирина Ильенко восстановила её вид по сохранившимся фрагментам .

Примечания

  1. , с. 21—27.
  2. , с. 19—20.
  3. .
  4. , с. 20—21.
  5. , с. 21—22.
  6. , с. 103—105.
  7. , с. 24.
  8. , с. 24—25.
  9. , с. 26.
  10. , с. 25.
  11. , с. 104.
  12. .
  13. , с. 26—27.
  14. , с. 27.
  15. , с. 27—28.

Литература

  • Векслер А. Г. Москва в Москве. История в недрах столицы. — М. : Московский рабочий, 1968. — 120 с. — 20 000 экз.
  • Векслер А. Г. // РусАрх. — 2006.
  • Забелин И. Е. Домашний быт русских царей в XVI и XVII столетиях. — М. : Институт русской цивилизации, 2014. — 1056 с. — 20 000 экз. ISBN 978-5-4261-0055-8 .
  • Монастырюк А. Ю. . — 2018.
Источник —

Same as Дворец царицы Натальи Кирилловны