Мальчик и тьма
- 1 year ago
- 0
- 0
Еголда́ева тьма (вар. Яголдаева тьма, Яголдаевщина , западнорус. Сараева сына Егалтаева тма, Еголдаевь повет Сараева сына, Сареевичъ Ꙗкгалдаи со тмою, Сараȣкгул Ꙗколътаи тьмень , польск. Jahołdajewszczyzna , Sarayewcza panstwa Jakaltanskie , Sarajewa syna Jehałtajewa t’ma, Sarajewa t’ma ; тат. Җагалдай ) — татарское территориальное образование в составе Великого княжества Литовского , на территории современных Курской и Белгородской областей России. Сформировано около 1438—1440 годов выходцами из Золотой Орды во главе с Еголдаем Сараевичем . Существовало до конца XV века на правах феодального владения , хозяева которого были вассалами великих князей литовских.
В древнерусское время территория будущей «тьмы» относилась к Черниговской земле . На Северщине (историческая область между Днепром и Доном ), согласно гипотезе этнографа , ещё с XII века складывается хозяйственный симбиоз: половцы , кочевавшие по степным междуречьям со своими стадами, не возражали против поселения в приречных лесах удобных и выгодных соседей-славян ( северов ). Объединение этих славянских и кыпчакских общин произошло, скорее всего, уже в золотоордынское время .
После монгольского нашествия юго-восток Чернигово-Северской земли вошёл в состав Белой Орды . По одной из версий, территория будущей Еголдаевой тьмы была присоединена к Великому княжеству Литовскому в 1397 году в результате военного похода, возглавляемого Витовтом . Хроника Быховца под 1402 годом упоминает литовских подданных — путивльских севрюков , занятых ловлей бобра и бортничеством на реке Тихой Сосне . В начале XV века они пострадали от грабительского набега « мужиков московских » . О принадлежности Путивля , Хотмышля , Донца и Воронежа к числу земель великого князя литовского сообщает составленный в 1432 году « Список городов Свидригайла » . Скорее всего, они вошли в состав ВКЛ ещё до того, как Еголдай Сараевич стал литовским вассалом . Граница между Литвой и Ордой прошла « уверхъ Сомора и уверхъ Ория ажъ до Донъца , а от Донъца — по Тихую Сосну » .
В 1429—1430 годах положение в Орде было сложным: население разорялось из-за бесконечных междоусобиц (по Никоновской летописи — « Бысть брань и замятия велия »), кроме того, огромное количество людей унесла эпидемия чумы . Это побуждало ордынцев мигрировать в соседние регионы. В эти годы значительно выросло количество татар в Литве и на Руси . Из-под власти хана Улу-Мухаммеда отпали некоторые области страны . В 1437 году Улу-Мухаммед был окончательно вытеснен соперниками из своих владений, после чего совершил поход через Белёв на Нижний Новгород и Казань , а часть его войска, возглавляемая эмиром Еголдаем Сараевичем , осела на юго-восточной окраине Литвы . В обмен на пожалованные земли Еголдай должен был защищать литовские границы от набегов других татар . Занятая им территория охватывала верховья рек Оскола , Северского Донца и Псла . В состав Еголдаевой тьмы входили города:
Польский историк Стефан Кучиньский , автор одного из наиболее обстоятельных обзоров истории Еголдаевой тьмы, связал это княжество с существовавшим в верховьях Оскола Еголдаевым городищем . Некоторые авторы считали территорию Яголдаевщины весьма обширной , но, как полагает А. А. Шенников, источники не дают для этого достаточных оснований .
Во второй половине XV века владельцем «тьмы» был Роман Яголдаевич, приходившийся Еголдаю Сараевичу сыном (по другой версии — правнуком). Дочь Романа была выдана замуж за князя . Около 1494 года князь Вяземский бежал вместе с женой в Москву, и Яголдаевщина ненадолго стала частью домениальных владений великого князя литовского Александра Ягеллончика , но согласно привилею от 19 марта 1497 года была поделена между киевскими боярами Дебром Калениковичем, , Федко Голенчичем и Кунцой Сеньковичем :
« …поведали намъ, што ж дѧдко жонъ их, кнѧз(ь) Роман Ꙗголдаевичъ ωднȣ дочкȣ в себе мел, и таꙗ его дочка была за кн(ѧ)зем Юр(и)емъ Борисовичом Вѧземъским. И кнѧз(ь) Роман записал был тои дочце своеи именьꙗ свои ωтчинъные на имѧ Мȣжеч, а Милолюбль, а Ѡскол, а Ꙗдреевцы, а Берково в Киевском повете а въ Пȣтивльском. И кн(ѧ)зѧ Романова дочка з мȣжом своим зъехали до Москвы. Ино тые именьꙗ вси кн(ѧ)зѧ Романовы спали были на нас, на г(о)с(по)д(а)ра. И били нам чолом Дебръ Калениковичъ, а Михаило Гагин, а Өедко Голенчичъ, а Кунца Сенъковичъ, абыхмо тые имен(ь)ꙗ дѧдка жонъ их кн(ѧ)зѧ Романовы им дали по близкости жонъ ихъ… » .
По мнению Ю. В. Селезнёва , Еголдай был сыном Сарая, служившего эмиром беклярибеку Едигею . Он откочевал в эти места после 1419 года . Некоторые польские исследователи считают, что Еголдай Сараевич был темником золотоордынского хана Улуг-Мухаммеда , поддержанного Витовтом в период внутриусобной борьбы 20-х годов XV века. Согласно их гипотезе, земли на юго-востоке Литвы были пожалованы самому Улу-Мухаммеду, и только потом перешли к Еголдаю . Большинство историков склоняется к тому, что переход Еголдая в литовское подданство произошёл в 1430-х годах, при правлении Сигизмунда Кейстутовича .
Согласно иной версии, Еголдай Сараевич может быть тождественен беку Ягалтаю, который в 40-х — 50-х годах XIV века состоял при дворе золотоордынских ханов Джанибека и Бердибека , следовательно, его «тьма» могла перейти к Литве во второй половине этого столетия . Данную гипотезу частично поддержал Л. В. Воротынцев, отнеся создание Еголдаевой тьмы к промежутку между 1380 и 1397 годами . Позже он изменил своё мнение, датировав это событие первой третью XV века .
В ходе русско-литовской войны 1500—1503 годов территория бывшей Еголдаевой тьмы переходит к Москве . Местный землевладелец М. Гагин впоследствии жаловался великому князю литовскому Сигизмунду I , что «именя его, которые ему по жоне его достали ся в Путивли, неприятел н(а)шъ великии кн(я)зь московъскии забрал и посел» . Ретроспективно «тьма» продолжает фигурировать в , в частности, в датированном 1507 годом ярлыке Менгли Гирея Сигизмунду I. Самое позднее упоминание Еголдаевой тьмы в источниках относится к 1560 году .
Около 1519 года на земли бывшей Яголдаевщины переселяются некоторые белгородские ( буджакские ) и азовские казаки татарского происхождения . В середине XVI века в бассейне Северского Донца промышляли казачьи отряды, возглавляемые атаманами : Елкой, Лопырем, Яковом Капустой и Мишкой Черкашенином . Позднее в этой местности жили некие оскольские казаки, одного из которых звали Иванко Матвеев (упомянут под 1570 годом). В 1589 году упоминались черкасы с Оскола, которые громили путивльских станичников и севрюков , а также грабили стада у Новосиля . Донецкие и оскольские казаки участвовали в заселении новопостроенных Белгорода , Оскола , Валуек и Царёва-Борисова . Оскольские ( голубинские ) казаки — по-видимому, здешние старожилы — упоминаются в документах 1613 — 1628 годов .
Существует мнение, что потомками Еголдая могли быть представители смоленского княжеского рода Ингильдеевых . Часть историков признаёт эту гипотезу ошибочной .
Источники XVI—XVII веков отмечают «Еголдаево городище». Например, в «Росписи польским дорогам» говорится: « от Ливен же до Оскола до Еголдаева городища через Муравскую дорогу и через речку Опочки езду 2 дни. А от Еголдаева городища до Муравской дороги до верх Оскола езду верст с 40 » . По данным пространной разрядной книги , крепость Оскол (нынешний Старый Оскол ) планировалось « ставить на Волдаеве городище ». Согласно воеводскому отчёту 1639 года, в центральной части этого города локализуется « Голдаиво городище » . Вероятно, именно Еголдаево городище было центром «тьмы» .