Interested Article - Здание Национального банка Украины

Здание Национального банка Украины — здание, в котором находится главный офис Национального банка Украины . Расположено в исторической местности Липки в Печерском районе города Киева , по адресу: ул. Институтская , 9.

Здание выполнено в стиле итальянского ренессанса, сочетает в себе элементы северо-итальянской готики и ранней эпохи Возрождения флорентийского типа.

Старое здание

Контора Государственного коммерческого банка России в Киеве была основана более полутора столетий тому назад — в 1839 году . Со временем для неё был куплен большой двухэтажный дом в стиле ампир на Институтской улице, принадлежавший киевскому дворянству . Позднее здесь разместилась Киевская контора Государственного банка России, которая была создана в 1860 году на базе ликвидированных Заёмного и Коммерческого банков.

Это было достаточно изысканное двухэтажное сооружение с эффектным восьмиколонным портиком и двумя выступами по бокам фасада. Однако, из года в год финансовые операции банка возрастали, и становилось всё более очевидным, что старое здание уже не может удовлетворить всем потребностям киевской конторы Госбанка. Было принято решение о строительстве нового здания.

Одним из аргументов против реконструкции и в пользу строительства нового здания были «неудобства удалённости здания от центра торгово-промышленной активности города Киева — Крещатика — и плохого с ним сообщения через крутой подъём по Институтской улице». Десять лет ушло на поиск новых мест для строительства (которые в Петербурге отклоняли одно за другим), на переубеждение чиновников Государственного банка в Петербурге и министра финансов того времени Сергея Витте , что расширять старое здание уже невозможно, поэтому необходимо строить новое. Лишь осенью 1902 года началось строительство. Но не на Крещатике, а на той же Институтской улице, рядом со старым помещением банка.

Строительство нового здания по проектам Кобелева и Вербицкого

Здание Государственного банка, 1911 год

Участие в конкурсе проектов приняли архитекторы А. В. Кобелев , П. И. Голландский и В. В. Городецкий . Конкурс выиграл Кобелев, который и приступил к работе несколько лет спустя. Вскоре после начала реализации проекта к работе подключился А. Вербицкий , разработавший главный фасад здания.

Чтобы добиться наилучшего выполнения работ, члены комиссии по строительству здания решили не отдавать право на реализацию проекта одному исполнителю. Заявки на участие в строительстве подали около ста фирм. На каждый вид работ устраивался конкурс между солидными, известными фирмами, которые уже зарекомендовали себя на других объектах. В результате жёсткого отбора право на выполнение тех или иных работ получили около двадцати подрядчиков, в том числе Южно-русский машиностроительный завод, фирмы и строительные конторы Гинзбурга , Шмидта, Брониковского и Зоммера, Шварценберга и Сафонова, лейпцигские, магдебургские фирмы и другие. Облицевать здание камнем и выполнить художественные работы внутри помещений было поручено итальянскому скульптору Элио Саля .

1 августа 1905 года (по старому календарному стилю) контора перенесла свои операции в новое здание , а 22 февраля следующего года помещение было освящено. В Киеве появилось прекрасное, возведённое по последнему слову техники, двухэтажное здание с цокольным и подвальным этажами. Оно было оснащено центральным паровым отоплением, электрическим освещением, двойной вентиляционной системой — нагнетательной и вытяжной. Семь электрических вентиляторов общей мощностью около 18 лошадиных сил могли в течение часа дважды обновить в помещениях весь воздух. Зимой оно подогревалось радиаторами, а летом, через холодные подземные каналы, — охлаждалось воздухом (кроме того, его можно было охладить дополнительно, если заполнить увлажнительный резервуар льдом).

Здание Национального банка Украины ночью, 2009 год

Как указывается в коротком очерке о строительстве конторы, выданном, вероятнее всего, в 1906 году в Киеве, «вопрос отопления и вентиляции настолько важен в таких зданиях, что у членов комиссии ни разу не возникло сомнений относительно использования всего наилучшего, что есть в этом деле, несмотря на немаленькие затраты. Стоимость всех сооружений, связанных с отоплением и вентиляцией, вместе со строительными работами доходит до 100.000 руб.» (Девятая часть от стоимости сооружения всего здания банка с четырёхэтажным флигелем для служащих и закупкой мебели).

Воздух для вентиляции брался в специально посаженном во дворе банка цветнике с розами. Каждое утро включались специальные воздухозаборники и на все этажи рабочих помещений подавался приятный аромат роз . Во время недавней реконструкции и капитального ремонта здания НБУ была осуществлена попытка возобновить работу этой системы. Выяснилось, что вентиляционные ходы в полном порядке. На месте же бывшего розария, возле воздухозаборных шахт, теперь расположен гараж, «аромат» от которого подавать в помещения банка противопоказано.

Согласно проектному заданию, между соседней усадьбой, с одной стороны, и старым банком, с другой, были запланированы разрывы шириной приблизительно 5 метров. Это дало возможность оригинально вписать сооружение в окружающую застройку. Отдельно стоящее здание было с двух сторон композиционно соединено с соседними домами каменными воротами. Это выгодно отличает его от других банков, например, на Крещатике , которые возводились в один фронт с общей застройкой улицы. Кроме того, здание формирует фронт застройки улицы Институтской и замыкает перспективу улицы Банковой . Это определяет градостроительное значение сооружения , которое входит в исторически сложившийся ансамбль Липок .

По проекту А. В. Кобелева во дворе здания конторы Госбанка был построен кирпичный флигель для служащих. Его фасады выдержаны в том же стиле, что и корпуса банка. На четырёх этажах флигеля размещались одно- и двухкомнатные квартиры для 32 служащих, а на подвальном этаже были обустроены погреба, чуланы и склад топлива для банка. Комнаты флигеля имели печное отопление.

Расширение здания по проекту Рыкова

Хотя размеры помещений банка определялись с таким расчётом, чтобы «удовлетворить потребности не менее, чем на пятьдесят лет», однако уже в 1933 году (в связи с будущим переносом столицы Украины из Харькова в Киев ) здание конторы госбанка перестало удовлетворять возросшим потребностям. Поэтому было принято решение надстроить ещё два этажа. За разработку проекта надстройки взялся А. В. Кобелев в соавторстве с архитектором В. Н. Рыковым .

Начатые 25 февраля 1934 года строительные работы были завершены за восемь с половиной месяцев — к 7 ноября (этот день в то время являлся государственным праздником). В исторической справке, подготовленной в 1974 году работниками института « » в связи с реставрацией фасадов здания конторы Государственного банка, приводятся интересные технические подробности надстройки. Третий и четвёртый этажи возводили одновременно с поднятием крыш. То есть крышу не снимали, как это делалось обычно в таких случаях, а разрезали автогеном на семь частей (хорошо, что она была из металлических конструкций) и постепенно поднимали с помощью домкратов . После того, как кладка стен была завершена, части крыши установили на чугунных подушках и снова сварили. Масса крыши, поднятой на высоту 12 метров, — 330 тонн , периметр — 400 метров.

Общее описание

Элементы декора
Элементы декора

В плане здание Национального банка Н-образное. Два параллельно размещённых четырёхэтажных корпуса композиционно объединены главным помещением банка — операционным залом, богато украшенным лепным декором в технике высокого рельефа и витражами . Фасады здания выполнены в стиле северо-итальянской готики и раннего флорентийского Возрождения с мраморными колоннами , изысканным орнаментом , эмблемами ремёсел . Кирпичные стены главного фасада облицованы искусственным камнем, имитирующим серый гранит и розовый песчаник . Декор фасада выполнен итальянским скульптором Элио Саля .

Композиционным центром главного фасада является нарядный портал (то есть архитектурно выделенный вход), который включает колоннаду перед входом с балконом . Портал очень удачно подчёркнут двумя симметричными ризалитами по бокам ( ризалит — выступающая часть здания). Они придают сооружению парадности и делают более выразительным его стиль. Ризалиты украшены балкончиками и спаренными полукруглыми окнами, а завершаются небольшой аттиковой стенкой и лёгкими башнями по углам.

Боковые части главного фасада украшены рядами правильно размещённых окон. Парные окна первого этажа разделены тонкими коринфскими колонками. На втором этаже — большие прорези с полукруглым верхом заполнены парными окнами с розеткой над ними. Подоконные части второго и четвёртого этажей украшены небольшими рустиками ( рустика — облицовка стен камнем с грубо обтёсанной поверхностью) и маскаронами в виде львиных голов.

Монументальность здания подчёркивается широким карнизом , украшенным майоликой . Наружные стороны фасада закреплены витыми колонками с декоративными башнями, которые поддерживаются скульптурами величественных грифонов — крылатых львов, или полуорлов-полульвов. Интересно, что в античной мифологии грифоны считались хранителями золотых месторождений.

Художественное оформление помещений конторы банка, которое было поручено итальянскому скульптору Элио Саля , внутри здания тоже достаточно торжественное. Интерьеры отличаются выдержанностью стилизации, удачно решённым освещением, удобством и целостностью внутренней планировки. Тут тоже много лепнины — особенно в операционном зале: скульптуры античных богов Гермеса , Деметры , Афины Паллады и Гефеста , сандрики (карнизы над дверными проёмами) и маскароны. По всему периметру зала над балконом размещены картуши — лепные украшения в виде щитов, на которых изображены разные эмблемы и гербы . В центре потолка операционного зала — совсем недавно восстановленное в первоначальном виде расписанное красками по стеклу изображение покровителя Киева — Архангела Михаила .

Братья Саля внесли новые методы в отливание лепных украшений и скульптур. Они впервые использовали в Киеве так называемую набивку из цемента . Метод заключается в том, что в форму не заливается алебастр , как делалось ранее, а набивается полусухой замешанный цемент. После высыхания и снятия формы остаётся цементное изделие, имеющее перед алебастровым ряд преимуществ, особенно при фасадной лепке.

По своим художественным качествам здание Национального банка считается одним из лучших среди сооружений Киева XX столетия .

Примечания

  1. Сайт NEWSru.ua: от 8 января 2014 на Wayback Machine

Ссылки

  • Национальный банк Украины:

Литература

Источник —

Same as Здание Национального банка Украины