Гулагонг-Коули, Ивонн
- 1 year ago
- 0
- 0
Гонг ( индон. и малайск. звукоподражательное gong ) — ударный музыкальный инструмент, представляющий собой литой или кованый диск из бронзы или латуни , по которому ударяют специальной колотушкой. Диаметр 15—100 см и более. Обычно гонг подвешивается на стойку, небольшие по весу гонги могут удерживаться в руке, а специальные котловидные гонги располагаются в горизонтальном положении .
Традиционный инструмент Юго-Восточной и Восточной Азии. Также распространён в Южной и Центральной Азии. Используется как сигнальный инструмент. В буддизме и индуизме инструмент религиозного культа . На одном или нескольких гонгах играют в народных ансамблях и оркестрах. Гонг сопровождает театральные (в том числе кукольные, в театре теней ) и оперные представления, пение и танцы. Один из символов власти .
С конца XVIII века инструмент европейского симфонического оркестра . Небольшой настольный тарелочный или цилиндрический гонг ( колокол ) используется как сигнальный инструмент в некоторых видах спорта — в боксе, борьбе и спортивной гимнастике .
Предположительно происходит из Передней Азии . Самые ранние образцы II века до нашей эры найдены при археологических раскопках на юго-востоке Китая. Центры производства азиатских гонгов находятся в Китае , Таиланде , Вьетнаме , Мьянме и Индонезии (на острове Ява ) .
С XVII века гонг входил в состав турецких военных оркестров мехтер-хане .
Основные формы и виды гонгов :
1. Плоские или слегка выпуклые гонги с незагнутыми краями , как тарелки
2. Плоские или слегка выпуклые с загнутыми краями
3. Гонги с плоским выступом в центре и загнутыми краями
Их форма состоит из следующих частей:
Как правило это гонги небольшого размера, удерживаемые при игре в руке. Наиболее типичными из них являются парные оперные гонги.
4. С шишкообразным выступом в центре и загнутыми краями
5. Плоские гонги с выступающими краями , похожими на поля шляпы
Тамтам — название большого китайского гонга chāoluó , использующегося в симфоническом оркестре . Диаметр 90 —120 см, в редких случаях может быть больше и достигать 150 см. Толщина 8—10 мм. Также существуют малые тамтамы размерами от 50 —60 см , звучание которых сильно отличается от стандартного большого тамтама . Центральная часть тамтама широкая и плоская, несколько выступающая вперёд. Периферийная в виде более узкого склона. Края загнуты примерно под прямым углом, образуя обод гонга. Поверхность тамтама полируется таким образом, что в центре и по краям остаются тёмные участки, покрытые оксидом меди. Ударная часть колотушки цилиндрическая (например диаметром 11,8 см и высотой 8 см ) или шаровидная, с твёрдым каучуковым сердечником, обтянутым войлоком .
Звук неопределённой высоты, низкий, мощно рокочущий, богатый обертонами . Долго вибрирует после удара, создавая многократные волны нарастания и затухания . Характер звучания тамтама мрачный и таинственный на пианиссимо , грозный и устрашающий на фортиссимо . В оркестре (особенно оперном ) он в основном используется в драматических и кульминационных сценах. Например в опере Глинки « Руслан и Людмила » тамтам звучит в момент похищения Людмилы злым волшебником Черномором, в « Чародейке » Чайковского — после убийства князем своего сына, в « Шехеразаде » Римского-Корсакова — когда корабль Синдбада-морехода разбивается о скалы, а в « Князе Игоре » Бородина — при внезапном наступлении темноты .
Первыми классическими произведениями с использованием тамтама стали «Траурный марш на смерть Мирабо » Ф. Ж. Госсека (1791) и опера «Ромео и Джульетта» Штейбельта (1793). В русской оркестровой музыке впервые применён О. А. Козловским в «Реквиеме» на смерть С. А. Понятовского (1798) и в музыке к трагедии В. А. Озерова «Фингал» (1805) .
Для симфонического оркестра гонг является эпизодическим инструментом, использующимся в небольшом количестве музыкальных произведений. Кроме того, за счёт своей очень большой выразительности, подходящей для озвучивания только особых моментов, на всём протяжении произведения может прозвучать не более 1—3 ударов в него . Исключение составляют случаи имитации звона большого колокола , когда следует череда выдержанных ударов точно в центр инструмента . По причине редкого использования гонг может отсутствовать в составе некоторых оркестров .
Яванский ( таиландский , сиамский ) — гонг с шишкообразным выступом в центре и загнутыми краями. Удар по выступу даёт ясный, определённый по высоте звук. Удар по краю — менее концентрированное шумящее звучание . Вместе с тамтамом небольшой яванский гонг применяется в симфоническом оркестре .
Кроме вертикально подвешиваемых гонгов существуют яванские котловидные гонги , располагаемые горизонтально. Из 4—19 таких разнонастроенных гонгов состоит музыкальный инструмент бонанг . Подвесные и лежачие гонги составляют основу индонезийского и малайзийского гамелан -оркестра, а также оркестров Таиланда (пипхат), Лаоса и Камбоджи (пинпеат), Бирмы (саин), Филиппин (кулинтанг) .