Interested Article - Чунгкингский экспресс

«Чунгки́нгский экспре́сс» ( англ. Chungking Express , кит. 重庆森林 ) — фильм гонконгского режиссёра Вонга Карвая , снятый в 1994 году . Благодаря синтезу свободы Французской новой волны , мощи Гонконгского жанрового кино и современности музыкальных видеоклипов , «Чунгкингский экспресс» добился международного признания .

Фильм содержит не связанные между собой (за исключением локации) истории о двух сотрудниках полиции Гонконга . Первая история повествует о полицейском № 223 и его случайной встрече с загадочной женщиной в светлом парике, промышляющей продажей наркотиков. Вторая история связана с полицейским № 663, которого преследует работница закусочной .

Название

Название фильма отсылает к комплексу зданий Chungking Mansions в гонконгском районе Чимсачёй и расположенной в нём закусочной Midnight Express . Обе истории «Чунгкингского экспресса» разворачиваются именно в этом месте, которое является зоной патрулирования двух полицейских — главных героев фильма. Midnight Express , где они любят перекусить, служит связывающим звеном между двумя историями .

Сюжет

Первая история

Действие фильма в основном происходит в ночное время внутри обширной сети рынков в туристическом районе Гонконга . 28 апреля 1994 года главные герои первой истории — полицейский № 223 Хэ Чжиу, гонящийся за преступником, и безымянная женщина в светлом парике, которая не снимает солнцезащитные очки , впервые на мгновение сталкиваются (в буквальном смысле) друг с другом. «Нас разделяли доли миллиметра… 57 часов спустя я влюбился в эту женщину» — говорит в своём монологе полицейский.

Девушка по имени Мэй, в которую Хэ Чжиу был влюблён на протяжении 5 лет, рассталась с ним 1 апреля . Для того, чтобы убедиться в серьёзности этого поступка, он решает дать ей месяц на то, чтобы передумать. Каждый день он покупает в продуктовом магазине банку консервированных ананасов, которые любит его бывшая девушка, со сроком годности до 1 мая. Дата, когда истечёт « срок годности » их отношений , также совпадает с его днём рождения .

Параллельно с историей полицейского № 223 показывается и жизнь женщины в светлом парике, которая промышляет контрабандой наркотиков . Она использует для этой цели выходцев из Южной Азии , но во время очередной операции подручные предают её и исчезают вместе со всем товаром. Расследуя пропажу, она безуспешно расспрашивает обитателей района, где живут мигранты. В конце концов она похищает ребёнка одного торговца, чтобы разузнать правду и добивается своей цели. После этого недоброжелатели решают схватить её, но женщине в парике удаётся скрыться в вагоне уходящего поезда метро .

Вечером 30 апреля оба главных героя первой истории приходят отдохнуть в клуб Bottoms Up . Хэ Чжиу, пообещавший себе влюбиться в первую встречную , видит в баре загадочную женщину в парике. Изрядно выпив, они вместе отправляются в номер отеля, где женщина засыпает. Хэ Чжиу всю ночь смотрит фильмы по телевизору, а под утро покидает номер отеля, предварительно почистив обувь незнакомки. Он отправляется на пустующий стадион, где совершает пробежку и решает оставить там свой пейджер , окончательно потеряв надежду получить сообщение от своей бывшей девушки. В последний момент он слышит уведомление о новом сообщении — загадочная женщина поздравила его с днём рождения. Хэ Чжиу клянётся, что никогда не забудет этого.

Женщина в светлом парике выманивает наркобарона, который подстроил пропажу её товара, и убивает его несколькими выстрелами из револьвера. Она бросает свой парик и скрывается от преследователей . У неё забронирован один билет на самолёт, который вылетает 1 мая (пункт назначения не называется).

Вторая история

Гонконгские полицейские в Chungking Mansions .
Кухня одного из ресторанов в Chungking Mansions .

Главный герой второй истории — Вэй также работает полицейским, его номер 663. Он, как и № 223, переживает расставание со своей возлюбленной, которая работает стюардессой . Спустя некоторое время после прекращения их отношений, она приходит в закусочную в торговом районе Chungking Mansions , которую каждый день посещает полицейский № 663, и оставляет письмо для него, которое помимо записки содержит ещё и запасные ключи от его квартиры .

Фэй — девушка со странностями . Она работает в закусочной и тайно влюблена в полицейского № 663. Фэй рассказывает ему о письме, с содержимым которого уже успели ознакомиться все работники закусочной, но он решает оставить его прочтение на потом, не решившись прочитать слова бывшей девушки. Заполучив ключи, Фэй неоднократно посещает квартиру Вэя и начинает постепенно приводить жильё в порядок . Эти изменения оказывают положительное влияние на полицейского.

В конечном счёте полицейскому № 663 становится известно о её посещениях и к нему приходит понимание, что Фэй испытывает к нему чувства. Он назначает ей свидание в баре «Калифорния», но в назначенное время она не приходит . Владелец закусочной и кузен Фэй сообщает о том, что она улетела в настоящую Калифорнию и вручает письмо, которое содержит нарисованный от руки билет на самолёт с датой вылета через год. Вэй сперва не хочет открывать его (как и в случае с письмом от стюардессы) и выкидывает в мусор, но потом решает ознакомиться с содержимым письма, которое уже успело намокнуть под дождём.

Спустя год Фэй, которая стала стюардессой, решает посетить закусочную, где она когда-то работала. Заведение оказывается закрытым на реконструкцию и она обнаруживает там Вэя , бросившего свою прежнюю работу. Он сообщает, что выкупил закусочную у её кузена и решил открыть здесь ресторан. Фэй спешит попрощаться с ним, но Вэй показывает ей тот самый нарисованный от руки билет, который хранил всё это время, и просит указать пункт назначения, ставший нечитаемым на намокшей от дождя бумаге. Фэй, не ожидавшая, что он прочтёт письмо, хочет выписать ему новый «билет» и спрашивает его о том, куда бы он хотел отправиться, на что он отвечает: «Туда, куда бы ты меня взяла».

В ролях

  • женщина в парике
  • Такэси Канэсиро Хэ Чжиу, полицейский № 223
  • Тони Люн Чу Вай Вэй, полицейский № 663
  • Ван Фэй (Фэй Вонг) — Фэй
  • стюардесса
  • хозяин закусочной «Midnight Express»
  • Том Бейкер — наркоторговец
  • барменша

Съёмки

«Чунгкингский экспресс» был снят Вонгом Карваем по собственному сценарию во время 2-месячного перерыва при производстве фильма « Прах времён » . Оператором выступил Кристофер Дойл , вместе с которым Вонг снял ряд фильмов (« Дикие дни », «Прах времён», « Падшие ангелы », « Любовное настроение », « Счастливы вместе »), добившихся международного признания. Их отличительной чертой стали яркая палитра, резкая смена кадров и быстрое движение камеры .

Другой фильм Вонга Карвая « Падшие ангелы » был снят в одно время с «Чунгкингским экспрессом», его действие происходит в той же локации — Chungking Mansions . Планировалось, что истории из «Падших ангелов» станут третьей и четвёртой историей «Чунгкингского экспресса» .

Музыка

По словам Вонга Карвая, подбор музыки является первым и самым определяющим решением, которое он делает на этапе подготовки производства фильма. Ещё до написания сценария «Чунгкингского экспресса» режиссёр дал послушать кинооператору песню « California Dreamin’ » группы The Mamas & the Papas для того, чтобы описать свою задумку .

Помимо упомянутой «California Dreamin’», фильм содержит кавер-версии песен « Dreams » группы The Cranberries и «Bluebeard» группы Cocteau Twins в исполнении Ван Фэй , «What a Diff’rence a Day Made» Дины Вашингтон , «Things in Life» и композицию «Baroque» Майкла Галассо , записанную специально для фильма .

Чунгкингский экспресс
Саундтрек
вокал: Ван Фэй
композиторы:
Фрэнки Чан, Роэль Гарсия
Дата выпуска 1994
Жанр
Длительность
Продюсер
Страна Гонконг
Язык песен китайский язык
Лейбл Universal Music Group
Название Исполнитель Длительность
1. «Dream Person» Ван Фэй 4:24
2. «Chasing The Metaphysical Express» Фрэнки Чан, Роэль Гарсия 3:03
3. «Seusuous Forest» Фрэнки Чан, Роэль Гарсия 3:18
4. «Fornication in Space» Фрэнки Чан, Роэль Гарсия 2:58
5. «Rain ~ Tear and Sweat» Фрэнки Чан, Роэль Гарсия 5:18
6. «Night Snack» Фрэнки Чан, Роэль Гарсия 5:10
7. «Entering the Hardboiled Wonderland» Фрэнки Чан, Роэль Гарсия 2:12
8. «Rock Like a Dog» Фрэнки Чан, Роэль Гарсия 2:13
9. «Heartbreak Interlude» Фрэнки Чан, Роэль Гарсия 1:32
10. «Sweat Farewell» Фрэнки Чан, Роэль Гарсия 1:38
11. «Weird Thinking» Ван Фэй 3:53

Восприятие

Кассовые сборы

Премьера фильма в Гонконге состоялась 14 июля 1994 года . В США показы фильма начались 8 марта 1996 года на 20 экранах. Дистрибуцией занималась компания Квентина Тарантино Rolling Thunder Pictures , входящая в состав Miramax Films . «Чунгкингский экспресс» стал первым фильмом Вонга Карвая, вышедшим в прокат в Соединённых Штатах .

Во время проката в Гонконге фильм заработал 7 678 549 гонконгских долларов (около 1 млн долларов США). В первую неделю показов в США «Чунгкингский экспресс» собрал 32 779 долларов США , а сборы за весь прокатный период достигли 600 200 долларов . Несмотря на культовый статус режиссёра, кассовый успех обходил фильмы Вонга Карвая стороной, даже в родном для него Гонконге . Позднее компания Miramax Films прекратила деятельность Rolling Thunder Pictures , которая занималась продвижением фильма в США. Причиной этому стали финансовые неудачи дочерней компании .

Критика

Вонг Карвай стал широко известен после успеха «Чунгкингского экспресса» на кинофестивале в Стокгольме в 1994 году. Тогда Квентин Тарантино , чья компания позднее занялась прокатом фильма в США, признался в любви к творению Карвая. Благодаря поддержке Тарантино международная репутация гонконгского режиссёра достигла новых высот .

«Чунгкингский экспресс» удостоился тёплого приёма у кинокритиков . После премьеры в США в 1996 году многие авторы обзоров отмечали связь фильма с Тарантино. New York Post сравнивал творение Вонга Карвая с « Криминальным чтивом ». В своей хвалебной статье о фильме в The Washington Post кинокритик отмечал, что «легко увидеть, где пресекаются эти режиссёры- хипстеры ». «Хипстерами» этих режиссёров в своём обзоре для Chicago Tribune назвал и Майкл Уилмингтон .

( San Francisco Chronicle ) , также отметивший схожесть между этими «модными» режиссёрами с нетрадиционным подходом к творчеству, похвалил «Чунгкингский экспресс» за оригинальность, «необработанную энергию» и схожесть с фильмами Французской новой волны . Не менее льстивым был обзор Джорджии Браун в The Village Voice , чьей единственной претензией стало столь долгое ожидание выхода фильма в США .

В 2012 году Эдмунд Ли из Time Out Hong Kong составил список 100 лучших гонконгских фильмов, в котором «Чунгкингский экспресс» занял 25-е место. По мнению американского писателя и критика , фильм Вонга Карвая стал культовым .

На сайте Rotten Tomatoes рейтинг «свежести» фильма составляет 89 % со средней оценкой в 7,9 баллов из 10 на основе 61 рецензии, из которых 54 — положительные, а оставшиеся 7 — отрицательные . На сайте Metacritic , где оценки выставляются на основе среднего арифметического взвешенного , средний рейтинг фильма составляет 77 баллов из 100 («в целом положительно») на основе 17 обзоров .

Награды и номинации

  • 1994 — премия « Золотая лошадь »:
    • Лучший актёр (Тони Люн)
  • 1994 — Международный кинофестиваль в Стокгольме
    • Лучшая актриса (Ван Фэй)
    • Приз ФИПРЕССИ (Вонг Карвай)
    • Номинация на приз «Бронзовая лошадь: Лучший фильм» (Вонг Карвай)
  • 1994 — Кинофестиваль в Локарно
    • Номинация на приз «Золотой леопард»
  • 1995 — Гонконгская кинопремия :
    • Лучший фильм
    • Лучший режиссёр (Вонг Карвай)
    • Лучший актёр (Тони Люн)
    • Лучший монтаж (Уильям Чан, Эрик Квон, Китвай Кай)
    • Номинация — Лучшая актриса (Ван Фэй)
    • Номинация — Лучшая актриса второго плана (Валери Чоу)
    • Номинация — Лучший сценарий (Вонг Карвай)
    • Номинация — Лучшая кинематография (Кристофер Дойл, Эндрю Лау)
    • Номинация — Лучший арт-директор (Уильям Чан)
    • Номинация — Лучшая партитура (Френки Чан, Роэль Гарсиа)
  • 1997 — премия « Независимый дух »
    • Номинация — Лучший зарубежный фильм

Примечания

  1. . Hong Kong Film Archive. Дата обращения: 3 февраля 2012. 18 декабря 2012 года.
  2. (англ.) . Box Office Mojo. Дата обращения: 13 мая 2021. 13 мая 2021 года.
  3. , p. 239—240.
  4. (англ.) . Encyclopædia Britannica . Дата обращения: 8 мая 2021.
  5. , p. 238.
  6. Ellis J. C., Wexman V. W. . — Allyn & Bacon, 2002. — P. 347. — 488 p. — ISBN 9780205318568 . 13 мая 2021 года.
  7. (англ.) // New York Magazine : журнал. — 1996. — 1 апрель. — P. 79 . — ISSN . 9 мая 2021 года.
  8. , p. 39.
  9. , p. 33.
  10. , p. 34.
  11. , p. 349.
  12. (англ.) . Encyclopædia Britannica . Дата обращения: 8 мая 2021.
  13. , p. 5—6.
  14. , p. 88.
  15. , p. 332.
  16. , p. 342.
  17. , p. 333.
  18. Davis D., Yueh-yu Yeh E. . — Bloomsbury Publishing, 2019. — P. 255. — ISBN 9781838715489 . 13 мая 2021 года.
  19. , p. 337.
  20. « » (англ.) на сайте Rotten Tomatoes
  21. (англ.) на сайте Metacritic
  22. . — Government Information Services Department , 1996. — P. 330. — 494 p. 13 мая 2021 года.
  23. Sullivan M. . — Visible Ink Press, 1998. — P. XIV. — 558 p. — ISBN 9781578590186 . 10 мая 2021 года.

Литература

Дополнительная литература

  • Redmond S. . — Columbia University Press, 2008. — 84 p. — ISBN 9781903663806 .
  • Hui-Chih Lui C. . — Art Center College of Design, 1995. — 108 p.
  • Bettinson G. . — Hong Kong University Press, 2014. — 176 p. — ISBN 9789888139293 .
  • Teo S. . — Bloomsbury Publishing, 2019. — 191 p. — ISBN 9781839021275 .
Источник —

Same as Чунгкингский экспресс