Interested Article - Гобустан (заповедник)

Гобустан ( азерб. Qobustan ), или Гобустанский государственный историко-художественный заповедник ( азерб. Qobustan dövlət tarixi-bədii qoruğu ) — археологический заповедник в Азербайджане , к югу от Баку , на территории Карадагского и Апшеронского районов, представляющий собой равнину, расположенную между юго-восточным склоном Большого Кавказского хребта и Каспийским морем , и частью которой является культурный пейзаж наскальных рисунков , расположенный на территории 537 гектаров.

Памятники Гобустана делятся на две группы: 1) наскальные изображения и 2) древние стоянки и другие объекты. В горах Гобустана под названиями Беюкдаш, Кичикдаш, Джингирдаг, Шонгардаг и Шихгая сосредоточены свидетельства о жителях региона эпохи каменного века и последующих периодов — наскальные изображения, стоянка человека, надгробные памятники и др. Здесь находятся также остатки большого доисторического кромлеха , которые отчётливо прослеживаются. Рисунки были найдены на трёх участках скалистого плато, а обнаруженные здесь же некогда обитаемые пещеры, следы поселений и усыпальницы указывают на густую заселённость этой территории в период между верхним палеолитом и средневековьем .

В Гобустане также охраняются два гавалдаша — древнейших ударных музыкальных инструментов- идеофонов естественного происхождения. Один из гавалдашей находится у северного подножья горы Чингирдаг, другой — на горе Беюкдаш .

В 2007 году культурный ландшафт наскальных рисунков Гобустана был включён в список памятников Мирового культурного наследия ЮНЕСКО .

Этимология

Название «Гобустан» означает «край оврагов» (от гобу — впадина, овраг, колодец, стан — край, земля, сторона).

История и исследования памятников

Карта территории района наскальных изображений:
— Посёлок городского типа
Кишлак
— Камни

Утверждается, что о гобустанских петроглифах русские учёные знали ещё в 1840 годах. В архивах Петербургской Академии наук даже было 3-4 отчёта по этой теме. Английскими инженерами-нефтяниками приглашались в эти места профессора из Оксфордского университета и их спутники. У входа в главную пещеру имеется русскоязычная надпись 1905 года, которая гласит, что в этих местах побывал некий Крузе.

Но первые археологические раскопки на территории заповедника начались в 1930-х годах. В 1939—1940 годах азербайджанский археолог Исхак Джафарзаде обнаружил здесь около 3500 наскальных изображений, рисунков и знаков, а также рукотворных ям, отверстий в скалах и пр.

С 1965 года изучением памятников Гобустана занималась специальная научная экспедиция во главе с Дж. Рустамовым и Ф. Мурадовой. Экспедиция провела археологические исследования более 20 жилищ и убежищ, более 40 курганных захоронений, обнаружила и зарегистрировала до 300 новых наскальных изображений.

Постановлением Совета Министров Азербайджанской ССР № 503 от 9 сентября 1966 года Гобустан был объявлен заповедником.

Посетители в заповеднике в 1987 году

Известный норвежский исследователь и путешественник Тур Хейердал впервые посетил Гобустан в 1981 году и исследовал имеющиеся здесь петроглифы. В 1994 году он второй раз посетил Гобустан .

В июне 1948 г. руководитель археологической экспедиции Института истории им. А. Бакиханова Академии наук Азербайджанской ССР И. М. Джафарзаде обнаружил у юго-восточной части горы Беюк-Даш («Большой камень») на поверхности большой каменной глыбы латинскую надпись:

IMP(ERATORE) DOMITIANO
CAESARE AVG(VSTO)
GERMANIC(O)
L(VCIVS) IVLIVS
MAXIMVS CENTVRIO
LEG(IONIS) XII FVL(MINATAE)
(перевод: «При имп(ераторе) Домициане цезаре Авг(усте) Германск(ом) Л(уций) Юлий Максим, центурион XII Гром(обойного) лег(иона)») .

Находка получила широкую известность и неоднократно интерпретировалась специалистами по латинской эпиграфике, истории древнего Рима и Закавказья. Интерес к этой надписи во многом связан с её уникальностью и загадочностью. Во-первых, это самая восточная из всех известных латинских надписей. Во-вторых, это единственная латинская надпись, найденная на территории древней Кавказской Албании. Самые близкие к ней латинские надписи найдены на территории Армении, примерно в 300—400 км к западу от Гобустана. Большинством специалистов наличие этой надписи расценивается как бесспорное доказательство пребывания римских войск в восточной части Закавказья в конце I в. н. э. Изредка встречается и другая точка зрения: надпись свидетельствует о выполнении римским центурионом какого-либо поручения разведывательного или дипломатического характера, то есть о миссии (возможно, секретной) отдельного лица .

В Чингирдаге имеется ещё одна наскальная надпись, относящаяся к XIV веку. Эта надпись на персидском языке гласит: «Имад Шаки пришёл, помолился и ушёл» . Благодаря этой надписи учёные считают, что на данной территории в XIV веке было святилище .

Включение в список Всемирного наследия

Учитывая значение заповедника для всего мира, правительство Азербайджана для включения его в список объектов Всемирного наследия в 2002 году предоставило необходимые документы ЮНЕСКО. С этой целью в 2006 году был подготовлен и предоставлен ЮНЕСКО план управления и работа по номинации Гобустана. В этот период при поддержке фонда Гейдара Алиева и по инициативе Мехрибан Алиевой в заповедник был приглашён главный директор ЮНЕСКО Коитиро Мацуура . Он был ознакомлен с памятниками Гобустана, а эксперты ЮНЕСКО и ИКОМОС поддержали план Министерства Культуры и Туризма Азербайджана и оценили заповедник.

В проходившей с 23 июня по 2 июля 2007 года в новозеландском городе Крайстчерч 31-й сессии комитета Всемирного наследия ЮНЕСКО культурный пейзаж наскальных рисунков Гобустана был включён в список объектов Всемирного наследия.

География

Территория заповедника в 3096 га представляет собой обширную низкогорную территорию между юго-восточными отрогами Большого Кавказа и Каспийским морем . Она пересечена оврагами и сухими долинами. С севера Гобустан ограничен южным продолжением Главного Кавказского хребта , на западе долиной реки Пирсаатчай , на юге горами и , а на востоке берегами Каспийского моря и Апшеронским полуостровом. Протяжённость с севера на юг — 100 км, с запада на восток — до 80 км.

Здесь находятся крупнейшие на Кавказе грязевые вулканы. Основной рекой является Джейранкечмез . На горе Беюкдаш имеются также родники и колодцы, питаемые подземными водами известняковых отложений и атмосферными осадками. Климат в пределах заповедника сухой субтропический, с относительно мягкой зимой и жарким летом. Наблюдаются кратковременные весенние и осенние дожди, после которых оживляется растительный и животный мир.

Скалы Гобустана

Флора и фауна

Растительный мир Гобустана типичен для растительности пустынь и полупустынь. Она состоит из трав и кустарников, полыни и аналогичных многолетних растений. Среди кучи камней и скал встречается шиповник , карликовая вишня, жимолость , можжевельник , дикие груши, дикий рис , дикий гранат, виноград и некоторые другие виды деревьев и кустарников.

За последние десятки лет фауна Гобустана сильно обеднела. Естественными обитателями Гобустана теперь являются редко встречающиеся лисицы , шакалы , волки , зайцы и дикие кошки , горные куропатки , дикие голуби, жаворонки , наряду с многочисленными змеями и ящерицами .

Mimicry 5
Mimicry 5
Ящерица на скалах Гобустана Знак в заповеднике, предостерегающий от змей Кавказская агама

Наскальные рисунки

В Гобустане насчитывается около 6000 рисунков, которые создавались со времен мезолита и по средние века . Но периодом расцвета первобытного искусства на территории современного Азербайджана считается эпоха бронзы (IV—II тысячелетия до н. э.), когда наиболее полное выражение получили многовековой жизненный опыт древних племён, их культово-религиозные и эстетические взгляды . Петроглифы выбиты и нацарапаны на скалах. Они были найдены на трёх участках скалистого плато. Их можно увидеть на территории нескольких соседствующих гор. Это гора Беюк-даш — Большой Камень и Кичик-даш — Маленький Камень. Есть они и вокруг полукруглой, самой большой горы — Кянизадаг — грязевого вулкана .

Рисунки встречаются преимущественно в пещерах и на обломках скал. Утверждается, что рисунки раньше подкрашивались зубным порошком, чтобы было очевидней, но в настоящий момент это перестали делать. Среди рисунков можно встретить сцены охоты, ритуального танца, земледелия, изображены различные животные, лодки и разные символические знаки.

В период бронзы размеры наскальных рисунков Гобустана продолжали уменьшаться. Но в отдельных случаях всё ещё сохранялась прежняя реалистическая манера передачи фигур животных. Силуэтные рисунки людей в этот период начинали заменяться линейными .

Изображения группы людей и животных

Для Гобустана характерны как мужские, так и женские изображения. Мужчины на рисунках изображены в охотничьем обличии с луками и стрелами. Они высокого роста, со стройными телами, опоясанными ремнями, с развитой мускулатурой. Контуры мужских фигур, характерные для эпохи бронзы в Гобустане имеются на скале Беюкдаш и носят схематично линейный характер. Все мужские фигуры переданы в анфас в позе ритуального танца и в движении. Присутствует сцена схватки, где каждый из борющихся держит в одной руке оружие — палку или нож. Привлекает внимание групповой ритуально-обрядовый танец, очень напоминающий танец « яллы », с участием группы лиц, стоящих в два ряда. Эти сцены, высеченные на Беюкдаше, датируются III—II тысячелетиями до н. э.

Женщины на камнях изображены и как матроны, оплоты матриархата — плотные, толстые женщины, считающимися символами плодородия, и как женщины-воины. Так, в пещере «Семи красавиц» можно увидеть изображения женщин с тонкой талией, крепкими ногами и луками за спиной .

Сцена охоты. Пёс преследует кабана

На наскальных изображениях Гобустана можно наблюдать рисунки животных, обитавших здесь в период последних 25 тысяч лет — джейранов , диких коз , оленей , диких свиней , лошадей , львов и т. д. На скалах также встречаются изображения птиц, рыб, змей, ящериц и различных насекомых. Изображены как дикие так и одомашненные животные. Некоторые рисунки, например, свидетельствуют и о прирученных собаках, чьи кости также обнаружены археологами у каменных становищ. Есть, например, сцена охоты, в котором доисторический пёс преследует кабана.

Обилие изображений эпохи бронзы в Гобустане показывает, что в период складывания скотоводческо-земледельческого хозяйства этот регион сохранял своё значение и с точки зрения охоты. Охота занимала всё ещё значительное место в хозяйстве оседлого населения Гобустана. Люди были как пешими, так и конными охотниками, они были вооружены луками и стрелами, копьями, трезубцами, арканами. Все это нашло отражение в наскальных рисунках.

Изображения козлов. III—II тысячелетий до н. э.

На скалах Язылытепе и Беюкдаш высечены сцены конной охоты на антилоп, оленей, коз. Эти рисунки относятся к рубежу III—II тысячелетий до н. э. и началу II тысячелетия до н. э. Средствами охоты были трезубцы, копья, арканы и другое оружие. Сцены конной и пешей охоты, фигуры пронзенных копьем животных, изображенные во множестве на скалах Гобустана, позволяют предположить, что первобытные охотники совершали в пещерах магические ритуалы — танцы и заклинания. Считается, что они верили, что заколдованное таким образом животное само позволит убить себя .

Среди гобустанских наскальных изображений Язылытепе и Беюкдаше ясно видны выточенные контуры оленей, которые датируются рубежом III—II тысячелетий до н. э. В изобразительном искусстве Гобустана эпохи бронзы наиболее распространены рисунки безоаровых козлов , которых изображали как отдельно, так и парно и группами, в различных позах, стоящими или бегущими. Таких рисунков, датируемых рубежом III—II тысячелетий до н. э. обнаружено на Язылытепе и Беюкдаше множество .

Изображение лодки с солнцем в носовой части и людей. Зигзаги обозначают дождь и облака.

На нижней террасе горы Беюкдаш встречаются рисунки лодок различных типов — плоскодонных, глубокодонных, с неводом, а также тростниковых лодок (пироги) с солнцем в носовой части. Существует также мнение, что «солнечная лодка» предназначеня для переноса душ умерших в иной мир . В лодках схематично изображены люди, большинство их с луками, перекинутыми наискосок через плечо.

Известный норвежский исследователь и путешественник Тур Хейердал обратил на рисунки лодок в Гобустане особое внимание. По его словам, гобустанские лодки с выгнутым дном, вероятно, камышовые, не имеют аналогов в мире. Тур Хейердал на основе сопоставления норвежских петроглифов с гобустанскими сделал вывод, что они выведены «одной рукой, но в разное время». В результате своих исследований Тур Хейердал пришёл к выводу, что предки скандинавов происходят из территории Азербайджана . Но эта теория была встречена с сомнениями .

Утверждается, что в эпоху бронзы среди племён, населявших территорию Азербайджана был широко распространен культ солнца, что отражено и в петроглифах Гобустана. Солярные знаки здесь выгравированы в виде круга с лучами или перекрестием. С солярной мифологией связывают и датируемые II тысячелетием до н. э. рисунки лодок с сияющим солнечным диском на носу .

Римская надпись

Запись конца I века н. э. о присутствии XII Молниеносного легиона

На территории заповедника у подножья горы Беюк-даш есть каменная плита с латинской надписью , относящейся к I веку н. э., между 84 и 96 годами, оставленный римским легионом императора Домициана с прозвищем «Фульмината» (молниеносный), который зафиксировал пребывание XII Молниеносного легиона в I веке нашей эры. Так, В 75 году Домициан послал легион на помощь союзным царствам Иберии и Албании на Кавказ . Таким образом, легион считается самым далеко зашедшим на восток от Рима легионом. Запись о присутствии легиона была найдена в 30-х годах XX века.

Надпись на каменной плите гласит:

Imp Domitiano
Caesare avg
Germanic
L Julius
Maximus>
Leg XII Ful.

В переводе на русский язык она означает: «Время императора Домициана Цезаря Августа Германского, Луций Юлий Максим, Центурион XII Легиона Молниеносного» . Считается, что в гобустанской надписи, упоминается отряд XII легиона, который был истреблён местными жителями Апшерона .

О пребывании римских войск на Апшероне в I веке, возможно, говорит название селения Рамана . Дислокация римских войск в Гобустане указывает на наличие вблизи крупного населённого пункта или города, которым мог быть в это время Баку и куда, вероятно, направлялись римские войска .

Гавалдаш

Гавалдаш, представляющий собой установленную плашмя огромную плиту

Гавалдаш (от тюркских слов — « гавал » и «даш» — камень) — это оригинальный камень-бубен, представляющий собой установленную плашмя огромную плиту. Из неё постукиванием можно извлечь ритмически чёткие мотивы. Звук гавалдаша схож со звонким звуком гавала . В Гобустане имеются 2 гавалдаша: у северного подножья горы Чингирдаг и на горе Беюкдаш. Считается, что гавалдаш известен людям начиная с верхнего палеолита, и что гавалдашами пользовались охотники и скотоводы, жившие на этой территории .

Гавалдаш состоит из ракушечного известняка и представляет собой плоский кусок известняка. Он опирается на скалу только в двух местах и стоит словно на воздушной подушке. Гавалдаш издаёт различные звуки в разных местах в зависимости от плотности раковин в составе известняка. Причиной этого различия звуков является пустота и пористость раковин. Древние люди искали камни, которые издают громкий звук, постукивая по ним маленьким камнем, и получали самые различные звуки. Гавалдаш озвучивается путём постукивания по нему маленькими камнями. В результате извлекаются звуки разных тональностей и резонансов .

Существует мнение, что стражи племён во время нападений диких зверей или в других опасных ситуациях пользовались этим инструментом. Также считается, что так древние люди впервые и узнали о гавалдаше и стали пользоваться им. В пользу этой версии говорит и то, что гавалдаш находится вдали от жилья, и его звук разносится на 2-3 километра. Считается, что этими звуками сопровождались ритуальные пляски и обряды . Также считается, что гавалдаш служил неким символом единства, поскольку древние люди проводили возле него религиозные и праздничные обряды, устраивали собрания .

Тюрьма

На территории государственного Гобустанского заповедника расположена Гобустанская закрытая тюрьма для особо опасных преступников. По требованию ЮНЕСКО , настаивавшей на выводе тюрьмы из заповедной зоны, было принято решение о её переводе в посёлок .

Галерея


Примечания

  1. UNESCO / ERI. // . — 2007. 26 декабря 2018 года.
  2. . — Изд-во Книга, 1991. — 554 с. 19 июля 2020 года.
  3. Тур Хейердал . // Журнал "Azerbaijan International". — 2000. 10 июля 2011 года.
  4. . ancientrome.ru . Дата обращения: 10 июня 2021. 4 марта 2021 года.
  5. Аббасгулу Наджафзаде, кандидат искусствоведение. // Журнал "IRS". 27 октября 2021 года.
  6. Вели Алиев, член-корреспондент НАНА, доктор исторических наук, профессор. // Журнал "IRS". 10 июня 2021 года.
  7. Роб Авадяев, Ирина Авадяева (Парошина). // bloknot.tv. — 2010. 7 января 2013 года.
  8. Christer Sundberg. // World Heritage Site. 3 марта 2016 года.

    But to go as far as the Norwegian adventurer Thor Heyerdahl and suggest that the Scandinavians once originated from ancient Azerbaijan is probably a little too far fetched…

  9. Ашурбейли С. А. История города Баку. Период средневековья . — Б. : Азернешр, 1992. — С. 30—31. — 408 с. — ISBN 5-552-00479-5 .
  10. Дата обращения: 25 апреля 2010. Архивировано из 15 февраля 2010 года.

Литература

  • Джафарзаде И. М. Наскальные изображения Гобустана, Труды Института истории АН Аз. ССР. Баку, 1958
  • Джафарзаде И. М. Наскальные изображения Гобустана. Сб. «Археологические исследования в Азербайджане».

Баку, 1965

  • Мурадова Ф. М. Гобустан в эпоху бронзы (на азерб. языке). Баку, 1979
  • Алиев В. Г. Культура эпохи средней бронзы Азербайджана. Баку, Элм, 1991
  • Рустамов Дж. Н., Мурадова Ф. М. Петроглифы Гобустана (на азерб. языке). Баку, 2003

Ссылки

  • (англ.) . whc.unesco.org . Дата обращения: 10 июня 2021.
  • (азерб.) . mct.gov.az . Дата обращения: 10 июня 2021.
  • (англ.) . www.youtube.com . Дата обращения: 10 июня 2021.
  • (англ.) . Архивировано из 3 марта 2016 года.
Источник —

Same as Гобустан (заповедник)