Люди, считающие себя
православными христианами
, обычно верят в то, что они являются членами единственной истинной Вселенской церкви, основанной
Иисусом Христом
и
апостолами
, но практически не образуют всемирной
религиозной организации
с одним центральным руководящим органом. Административно независимые друг от друга православные религиозные объединения могут занимать разные позиции по вопросу о признании других религиозных объединений законно принадлежащими к Вселенской церкви, поддерживать или не поддерживать каноническое и
евхаристическое общение
друг с другом. Вопрос о том, какие именно церкви действительно относятся ко Вселенскому православию, является дискуссионным; перечни таковых в
диптихах
разных церквей отличаются
, и между крупными поместными православными церквями далеко не всегда существует полное взаимное признание и общение
.
Некоторые православные христиане по отношению к тем, кто разделились с ними, но продолжают идентифицировать себя как православных, употребляют
такие наименования, как «автономные православные направления (конфессии)»
, «альтернативное православие»
, «непризнанные»
, «неканонические», «раскольнические», «схизматические» православные церкви (юрисдикции)
, «православные церкви неопределённого статуса»
, «православные диссиденты»
и другие.
Подобные термины встречаются и в светских публикациях
, но обычно не употребляются применительно к
древневосточным (нехалкидонским) церквям
, которые также именуют себя православными (ортодоксальными), но исповедуют иное,
миафизитское
богословие
.
Почти все православные церкви, не признаваемые крупными поместными православными церквями, имеют собственную церковную иерархию и административные центры, обычно действующие параллельно на одних и тех же территориях, а также есть и не подчинённые никому (акефальные) отдельные группы, священники и монахи
. С точки зрения церковной идеологии и «стиля» церковного служения, эти общины образуют широкий спектр вариантов — от ультраконсервативных и консервативных (таких большинство) до умеренных, либеральных и даже ультралиберальных. Численность этих общин, как правило, составляет от нескольких человек до нескольких сотен, оценки общей численности последователей данных организаций в мире сильно колеблются от одного до ста миллионов человек
. В России действуют от 15 до 30 таких религиозных объединений
.
Содержание
Общая характеристика
Единая Православная церковь (Вселенское православие) существует в виде сообщества самостоятельных поместных церквей. Их объединяет не какой-либо церковно-административный центр, но, прежде всего, общее
православное
вероучение и
общение в таинствах
. Православие отвергает концепцию «взаимного евхаристического общения» («интеркоммунион») с отделившимися от него христианскими группами, как неправославными, так и православными раскольническими
. Таким образом, отделение какого-либо церковного объединения от Вселенского православия, даже при сохранении православного учения, ставит его вне евхаристического общения с поместными церквами, вне «границ Церкви»
. Однако это не относится к разделениям, вызванным глубокими догматическими разногласиями: когда некоторая община или Церковь прекращает евхаристическое общение со своим священноначалием «ради некия ереси» в соответствии с каноническим 15-м правилом
Двукратного собора
.
Близким, но не тождественным евхаристическому общению, является понятие «канонического общения» — признания
иерархии
той или иной церкви
. Важнейшим признаком каноничности церкви являются непрерывное
апостольское преемство
в рукоположении священнослужителей, в случае нарушенного или сомнительного преемства, такие церкви считаются «безблагодатными», с недействительными таинствами
. Следует подчеркнуть, что техническая непрерывность апостольской преемственности рукоположений отрицается далеко не за всеми неканоническими церквями, но рукоположения, совершённые вне канонических структур, по определению рассматриваются как незаконные, то есть не санкционированные церковью.
Представители Русской православной церкви о термине «альтернативное Православие»
То, что вы называете «альтернативное Православие», мы называем
схизма
Журналист, сотрудник издательского совета Русской православной церкви
Сергей Чапнин
:
Легитимизировать многочисленные неканонические группы в середине 90-х гг. попытались некоторые религиозные публицисты. Они предложили ввести термин «альтернативное православие» и активно использовали его в светской прессе и даже экспертных и религиоведческих изданиях. Следует признать, что это была самая энергичная попытка обосновать существование общин, не имеющих евхаристического общения с Русской Православной Церковью и не желающих вступать с ней в общение. Термин «альтернативное православие» отвергается православными богословами и публицистами как недопустимый с точки зрения православной экклезиологии, однако он уже получил некоторое распространение в религиоведческой литературе
.
В четырёхтомнике священника
П. В. Бочкова
неканонические православные юрисдикции разделены на: политические, реформаторские, идейно-национальные и старостильный расколы
.
(рус.)
.
bogoslov.ru
. Дата обращения: 1 ноября 2023.
.
BBC News Русская служба
. Дата обращения:
1 ноября 2023
.
Мейендорф И., прот.
Святейший Патриарх Тихон — служитель единства Церкви
//
/ пер. с англ. и др. —
М.
: Изд-во
ПСТГУ
; Эксмо, 2018. — 1010 с. — (Религия. Сокровища православной мысли). —
ISBN 978-5-7429-0501-1
.
«
Под альтернативным православием понимаются церкви, считающиеся неканоническими, то есть не признанные каноническими православными церквями.
» —
Шабуров Н. В.
//
/ Сост. и ред.
М. В. Григорян
. —
М.
: Центр экстремальной журналистики; Права человека, 2009. — С. 104. — 254 с. —
1000 экз.
—
ISBN 978-5-7712-0407-9
.
17 октября 2013 года.
«
Православные церкви делятся на канонические и неканонические, автокефальные и автономные. Каноническими церквами называют такое большинство православных церквей, которые взаимно признают друг друга законными и в связи с этим находятся во взаимном общении. Церкви, которые большинство православных церквей считают незаконными, называются неканоническими. Другое дело, что сами себя они таковыми, то есть неканоническими, не считают
.» <…> —
от 23 апреля 2015 на
Wayback Machine
//
,
Обухов В. Л.
от 23 апреля 2015 на
Wayback Machine
. — СПб.: Химиздат, 2001.
↑
Исмайлова С.
. — М.: Русское энциклопедическое товарищество, 2005. — С. 718. —
ISBN 5-901227-80-8
Каллист (Уэр), еп. Диоклийский
.
Православная Церковь = Ware T., bishop Kallistos. The Orthodox Church (1963) / пер. с англ. —
М.
:
ББИ
, 2001. — С. 318—339. — 375 с. — (Современное богословие).
Лещинский А. Н.
Значение диалога в преодолении церковных разделений // Социальная политика и социология. — 2011. — № 3.
Краснова А. Г.
Методологические основы классификации групп, отколовшихся от Русской православной церкви в XX—XXI вв. // Культура и религия. — 2012. — № 1(05). — С. 7.
, с. 169—254.
.
, с. 41 и след..
, с. 643—650.
.
, с. 136—138.
Бочков П. В., свящ.
Обзор неканонических православных юрисдикций XX—XXI вв.: монография. В 4 т. — Т. 4: Греческий старостильный раскол. — 282 с.
, с. 130—135.
Бочков П. В., свящ.
Обзор неканонических православных юрисдикций XX—XXI вв.: монография. В 4 т. — Т. 3: Идейно-национальные расколы. — 486 с.
Бочков П. В., свящ.
Обзор неканонических православных юрисдикций XX—XXI вв.: монография. В 4 т. — Т. 2: Реформаторские расколы. — 427 с.
= Moss V. (Moss A. E.) The Orthodox Church at the Crossroads (1917—1999) / пер. с англ. под ред. Т. А. Сениной. —
СПб.
:
Алетейя
, 2001. — x, 406 с. — (Богословская и церковно-историческая библиотека). —
ISBN 978-5893293944
.
Попов А. В.
Канонические и церковно-правовые основы существования Русской православной церкви за границей и других российских православных юрисдикций за рубежом // Правовое положение российской эмиграции в 1920—1930 годы. Сборник научных трудов. — СПб.: «Сударыня», 2006. — С. 299—317.
Попов А. В.
Российская православная диаспора: Проблемы историографии // История российского зарубежья проблемы историографии (конец (XIX—XX в.). — М.:
Институт российской истории РАН
, 2004. — С. 118—133.
Робертсон Р.
= Roberson R. The Eastern Christian Churches: A Brief Survey (1986) / пер. с англ. Науч. ред. Д. Н. Федотенко. —
СПб.
:
Высш. религиоз.-филос. шк.
, 1999. — 191 с. —
ISBN 5-900291-13-8
.
Русак В. С.
Русская Православная Церковь за границей и «Катакомбная» церковь // Макарьевские чтения: материалы Пятой международной конференции (21-) / Отв. ред. В. Г. Бабин. — Горно-Алтайск.:
Горно-Алтайский государственный университет
, 2006. — С. 252—265.
Русак В. С.
Церковные расколы XX века: Русская Зарубежная Церковь и Московский Патриархат // Документальное наследие русской культуры в отечественных архивах и за рубежом. Материалы международной научно-практической конференции. 29- — М.:
РОССПЭН
, 2005. — С. 427—467.
Солдатов О.
«Альтернативне» Православ’я в сучасній Україні: типологія, походження, структура // Наукові записки Українського Католицького Університету. — Львів, 2019. — Число XII. — Серія «Богослов’я». — Вип. 6. — С. 273—304.
Филатов С. Б.
и др.
Православие
// Современная религиозная жизнь России. Опыт систематического описания / Отв. ред.
М. Бурдо
, С. Б. Филатов. —
М.
: Логос, 2004a. — Т. I. — С. 8—168. —
2000 экз.
—
ISBN 5-94010-237-9
.
Филатов С. Б.
и др.
Старообрядчество
// Современная религиозная жизнь России. Опыт систематического описания / Отв. ред.
М. Бурдо
, С. Б. Филатов. —
М.
: Логос, 2004b. — Т. I. — С. 169—254. — 328 с. —
2000 экз.
—
ISBN 5-94010-237-9
.
Шабуров Н. В.
Альтернативное православие // Прикладное религиоведение для журналистов / сост. и ред. М. В. Григорян. — М.: Центр экстремальной журналистики; Права человека, 2009. — С. 104—113.
Дамаскин (Папандреу)
, митр. Швейцарский.
Автокефалия и способ её провозглашения. Выступление на заседании Межправославной подготовительно комиссии, Шамбези. — 7—13 ноября 1993 // Попов А. В. Российское православное зарубежье: История и источники. С приложением систематической библиографии. — М.: Ин-т политического и военного анализа, 2005. — С. 309—321.
, прот.
Константинопольская Православная Церковь перед лицом истории священных канонов // Вестник
Ленинградской духовной академии
. — 1990. — № 1. — С. 107—124; № 3. — С. 130—137.
Ковалевский П. Е.
Значение православного рассеяния для христианского мира // Зарубежная Россия. История и культурно-просветительная работа русского зарубежья за полвека (1920—1970). — Париж, 1971. — С. 216—222.
Клеман О.
Роль и значение православной диаспоры в Западной Европе // Соборность. Сб. избранных статей из журнала Содружества св. Албания и преп. Сергия. — М., 1998. — С. 228—242.
Пётр (Л’Юилье)
, архиеп. Нью-Йоркский.
Икономия и сакраментальное богословие // Вестник Русского Западно-Европейского Патриаршего Экзархата. — Париж. — 1970. — № 72. — С. 261—265.
Пётр (Л’Юилье), архиеп. Нью-Йоркский.
Проблемы, связанные с автокефалией // Вестник Русского Западно-Европейского Патриаршего Экзархата. — Париж. — 1950. — № 97/100. — С. 71—97.