Смирнов, Иван Фёдорович
- 1 year ago
- 0
- 0
Архиепи́скоп Иоа́нн (в миру Ива́н Ксенофо́нтович Смирно́в ; 24 августа [ 5 сентября ] 1844 , Красно , Владимирская губерния — 14 октября 1919 , Рязань ) — архиерей Русской православной церкви , архиепископ Рязанский и Зарайский , духовный писатель, кандидат богословия ( 1867 ), магистр богословия ( 1869 ).
Родился 24 августа ( 5 сентября ) 1844 года в селе Красно Муромского уезда Владимирской губернии (ныне в Вачском районе Нижегородской области). Отец — протоиерей Смирнов Ксенофонт Прохорович (1822—1904), настоятель Троицкого храма в селе Красно, за своё служение в 1893 году получил потомственное дворянство , был награждён орденами Святой Анны 3-й степени и Святого Владимира . Мать — Татьяна Ивановна (1820—1904). Дед Прохор Афанасьевич Смирнов, также происходил из духовного сословия — был настоятелем храма Вознесения Господня в селе Борисоглебское Муромского уезда. Братья: Николай (1848—1907) — статский советник, богослов и редактор «Пензенских епархиальных ведомостей», (1852—1930) — действительный статский советник, управляющий Рязанской контрольной палатой.
В 1858 году окончил Муромское духовное училище , в 1863 году — Владимирскую духовную семинарию , из богословского отделения которой поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию . Окончил её в 1867 году со степенью кандидата богословия . В 1869 году защитил магистерскую диссертацию.
С 6 марта 1868 года — преподаватель Священного Писания , с 3 сентября 1875 — инспектор, с 25 апреля 1883 — ректор Рязанской духовной семинарии .
Был рукоположён во иерея 2 мая 1883 года, а 6 мая возведён в сан протоиерея с назначением настоятелем Владимирского храма при семинарии. Председатель епархиального училищного совета с 1883 года, член Рязанского отдела Императорского православного палестинского общества и Рязанской ученой архивной комиссии с 1884 года, член совета Братства Святого Владимира и местного управления Российского общества Красного Креста с 1898 года .
В браке с Клавдией Ивановной у него было два сына (Иван и Евгений) и три дочери (Елизавета, Юлия и Татьяна).
После смерти жены, 28 июля 1901 года, согласно прошению, уволен от должности ректора семинарии; 13 сентября того же года был пострижен в монашество , а 14 сентября возведён в сан архимандрита Рязанского Троицкого монастыря .
28 апреля 1902 года в Исаакиевском соборе Санкт-Петербурга хиротонисан во епископа Чебоксарского, второго викария Казанской епархии. Чин хиротонии совершили митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Антоний (Вадковский) , митрополит Киевский и Галицкий Феогност (Лебедев) , архиепископ Казанский и Свияжский Арсений (Брянцев) , архиепископ Иркутский и Верхоленский Тихон (Троицкий-Донебин) , епископ Полоцкий и Витебский Тихон (Никаноров) и епископ Гдовский Константин (Булычёв) .
С 4 февраля 1904 года — епископ Полтавский и Переяславский. Председатель Полтавского отдела Императорского православного палестинского общества, организовал в епархии Церковный историко-археологический комитет и древлехранилище .
Кавалер орденов Святого Станислава 3-й степени, Святой Анны 3-й и 2-й (1890) степеней, Святого Владимира 4-й (1894), 3-й (1898) и 2-й (1909) степеней .
C 1910 года — почётный член Санкт-Петербургской духовной академии .
С 13 августа 1910 года — епископ Рижский и Митавский. Председатель епархиального комитета Православного миссионерского общества (1910), почётный член Московской духовной академии (1914) .
Сохранял ровное, благожелательное отношение к латышам и эстонцам, старался выдвигать из их среды священников, учителей приходских школ, а в важных случаях брал на себя роль защитника прав коренного латышского и эстонского населения, если эти права были нарушены местными немцами. Много разъезжал по епархии. В 1912 году, 17 июня, освящал нижний храм в честь Успения Божией Матери в Рижском Троице-Сергиевом женском монастыре , в начале июля участвовал в юбилейных торжествах по случаю 50-летия прихода в Пайде ( Эстония ), а 9 июля прибыл в Тюри (Эстония), где освятил новый иконостас школьно-молитвенного дома . В 1913 году посещал часовню в эстонской деревне Агусалу . Был настоятелем Рижского Алексеевского необщежительного монастыря .
Активно борясь с алкоголизмом прихожан, привлёк к этому не только антиалкогольные общества, но и все организации Церкви. В определённые дни для борьбы с пьянством мобилизовались все деятели церковных организаций и учреждений .
В книге «Православные в Латвии» (сост. А. Поммер) владыке дана следующая характеристика:
Служение интересам православных и православия в Прибалтийском крае он начал на склоне своих лет, когда его силы старостью были ослаблены и энергия утомлена. Но строго аскетический образ жизни все же сохранил в нём еще много физических и духовных сил, ибо иногда не хотелось верить, что архипастырь достиг уже очень преклонного возраста. По складу души архиепископ Иоанн был человеком мира. Он умел установить мир и спокойствие в среде подчинённых даже в такое неспокойное время, как начало «Мировой войны». От своих предшественников он получил наследие — епархию в отличном состоянии и его заслуга заключается в том, что, несмотря на разбушевавшуюся войну, он не дал всему этому наследию погибнуть.
6 мая 1912 года был возведён в сан архиепископа .
В июле 1915 года эвакуировался в Юрьев Лифляндской губернии , откуда в дальнейшем руководил епархией. 24—25 сентября 1916 года посетил Новгород, чтобы совершить богослужения в Савво-Вишерском монастыре , куда были эвакуированы сёстры Рижского Свято-Троицкого женского монастыря .
В первые дни марта 1917 года, учитывая «неокончательное» отречение Михаила, рассматривал возможность молитвы о царской власти. Телеграфировал Святейшему Правительствующему Синоду 4 (17) марта 1917 года,: «Прошу указаний, как совершать царское возглашение на богослужении» . Святейший Синод сформулировал свою позицию только 7 марта : «Вместо поминовения царствовавшего дома возносить моление о Богохранимой Державе Российской и Благоверном Временном Правительстве ея» .
В 1917—1918 годах был членом Поместного собора , участвовал в 1–2-й сессиях, член Судной комиссии при Совещании епископов, председатель XIII, член VII, XIV отделов . Поддержал обращение делегатов, чтобы управление латышскими и эстонскими приходами было передано епископам соответствующего происхождения. Епископ Иоанн (Поммер) убедил его, что Рижскую епархию надлежит разделить на две с оставлением всех латышских приходов в Рижской епархии и отнесением всех эстонских приходов в новую, Ревельскую епархию. Подал представление патриарху Тихону и ходатайство о переводе его на освободившуюся кафедру в Рязани .
С 20 ноября 1917 года архиепископ Рязанским и Зарайским .
В 1918 году награждён крестом на клобук, председатель епархиального съезда духовенства .
Скончался от воспаления лёгких 14 октября 1919 года. В отношении места его захоронения имеются две точки зрения: или в Архангельском соборе Рязанского кремля , или в соборе рязанского Троицкого монастыря .
Известен отзыв старца Зосимовской пустыни преподобного Алексия о Иоанне : «Великий подвижник и достойный святитель».
Большинство сочинений Иоанна — экзегетика книг малых пророков Ветхого Завета : Амоса , Авдия , Иоиля , Ионы , Осии , Михея , Наума , Софония , Аввакума , Аггея , Захарии и Малахии , а также книги пророка Даниила .
Профессор Юнгеров П. А. в своём обзоре экзегетики Ветхого Завета выделяет произведения Иоанна, как отличающиеся большей последовательностью в объяснении книг избранных им пророков .
Уделял большое значение обстоятельствам эпохи, когда жили и проповедовали пророки и его комментарии носят, в основном, исторический характер. В вопросах исагогики ориентировался во многом на умеренных протестантов, в частности, на лютеранского богослова Карла-Фридриха Кейля .
Кроме магистерской диссертации «Критический разбор сочинения Босюэта о всеобщей истории» (1896) им были написаны сочинения о пророках Ветхого Завета :