Interested Article - Арабо-мусульманская эстетика

Арабо-мусульманская эстетика — совокупность эстетических идей , разработанных в эпоху средневековья мыслителями народов востока, принявших ислам и пользовавшихся арабским языком как основным литературным языком.

Эстетика мусульманского средневековья развивалась в русле естественнонаучных, философских, теологических, филологических, литературно-критических и искусствоведческих теорий и отражала культуру, характеризовавшуюся значительным удельным весом светских элементов. Прекрасное определялось в ней как качество, вызывающее к себе влечение, очищенное от утилитарных соображений, а также как проявление соответствия предмета своему идеальному, совершенному образу ( Совершенство ). Наслаждение красотой видимых форм и звуков объяснялось их особой близостью «человеческой природе»; специально рассматривались ассоциативные механизмы тяготения людей к определённому кругу объектов эстетического созерцания (теолог и литератор Ибн Хазм , 994—1064), психофизиологические основы восприятия видимых форм (философ Ибн аль-Хайсам , 965—1039).

Представители Восточной перипатетики писали о красоте мироздания ( аль-Фараби , 870—950; Ибн Сина , 980—1037; Омар Хайям , ок. 1048 — ок. 1131; Ибн Рушд , 1126—1198), которая иногда толковалась в пифагорейском духе и усматривалась в гармонии космоса, пластических форм, цветов и звуков (авторы энциклопедических трактатов « Чистых братьев »). Бог , отождествляемый с бытием , становился предметом эстетической оценки в качестве средоточия всего прекрасного и возвышенного у мыслителей и поэтов мистико - пантеистического направления ( Ибн Араби , 1165—1240; Руми , 1207—1273 и др.).

В человеке выделялась внешняя, физическая красота и внутренняя, интеллектуально-нравственная, которой неизменно отдавалось предпочтение. Разрабатывалось учение об « адабе » — требованиях, предъявлявшихся к всесторонне развитой личности. Следуя античной традиции, философы утверждали, что в основе художеств, творчества лежит подражание ( мимесис , теория подражания), которое вместе с сохранением и произвольным сочетанием воспринятых образов считалось функцией воображения.

В поэтике выделились два направления: одно, следуя « Поэтике » Аристотеля , рассматривало поэтическую речь как вызывающую эмоциональную реакцию (положительную или отрицательную) безотносительно к её истинности или ложности (аль-Фараби, Ибн Сина, Ибн Рушд); другое акцентировало внимание на разработке и классификации поэтических троп и фигур. В литературоведении большое место занимали вопросы соотношения формы и содержания («слова» и «идеи») стихов, традиции и новаторства, субъективности и объективности эстетических оценок, проблемы поэтического творчества, изменения художеств, вкусов и норм. Специфика эстетического воздействия музыки усматривалась в том, что она трогает душу непосредственно, влияет на настроения, нравы и физическое состояние людей. Ограничения, наложенные в исламе на изобразительное искусство, были одной из причин недостаточной теоретической разработанности проблем в данной области художественного творчества. Высшим критерием оценки произведений художника было его правдоподобие. К достоинствам технического исполнения относили чистоту и яркость красок, утончённость, гармоничность, лёгкость, изысканность, законченность и твёрдость рисунка. Полагали, что изящные рисунки, изображающие влюблённых, сады, цветы, подобно музыке, способны вызвать приподнятое настроение, разогнать тоску, укрепить духовные и физические силы. Высоко ценилось искусство каллиграфии . Арабо-мусульманская эстетика оказала влияние на мировую эстетику.

См. также

Литература

  • // Казахстан. Национальная энциклопедия . — Алматы: Қазақ энциклопедиясы , 2004. — Т. I. — ISBN 9965-9389-9-7 . (CC BY-SA 3.0)
  • Арабо-мусульманская эстетика // Эстетика: Словарь / Под общ. ред. А. А. Беляева и др. — М.: Политиздат, 1989.— 447 с.

При написании этой статьи использовался материал из издания « Казахстан. Национальная энциклопедия » (1998—2007), редакцией «Қазақ энциклопедиясы» по лицензии Creative Commons .

Источник —

Same as Арабо-мусульманская эстетика