Израильские поселения
— населённые пункты, созданные после
1967 года
на территориях, занятых
Израилем
в ходе
Шестидневной войны
, жителями которых являются (или являлись) граждане Израиля. Ряд стран и
ООН
определяют данные территории как оккупированные, поскольку согласно резолюции № 181
Генеральной Ассамблеи
ООН они предназначались для создания арабского государства (
План ООН по разделу Палестины
).
Государство Израиль
определяет эти территории как спорные, отмечая, что, согласно Уставу ООН, упомянутая резолюция не имела обязательной силы и
являлась лишь рекомендательной
, а также тот факт, что арабская сторона отвергла её сразу же после её вынесения.
Израиль контролирует территорию
Иудеи и Самарии
(
Западного берега реки Иордан
), на которой находятся израильские поселения, а также прилегающие к ним территории (так называемая зона «C» по
договору, заключённому в Осло
). Остальная территория поделена на зоны «A» (под управлением
Палестинской национальной администрации
) и «B» (где ПНА осуществляет гражданское управление, но безопасность контролируется совместно с Израилем). Отдельный договор был заключён относительно города
Хеврон
, где Израиль контролирует еврейский анклав и дороги, связывающие его с исторической частью города и внешним миром, а ещё около четверти города находится под общим управлением. Деление сектора Газа на зоны прекратилось после
одностороннего размежевания и разрушения израильских поселений
в 2005 году.
Ряд источников считает, что существование израильских поселений на оккупированных территориях противоречит Женевской конвенции
. Такие международные межправительственные организации, как Конференция стран участников Четвёртой Женевской Конвенции
, ООН и ЕС
, неоднократно заявляли, что эти поселения являются серьёзным нарушением международного права. Неправительственные организации, такие как
Международная Амнистия
и
Human Rights Watch
, также охарактеризовали создание поселений как нарушение международных законов.
Израиль не согласен, что его действия являются нарушением международного права, и считает, что в данном случае не могут быть применены нормы
Женевской конвенции
, поскольку «эти территории ранее не принадлежали никакому государству»
. Он также оспаривает определение территории Западного берега р. Иордан (включая Восточный Иерусалим) в качестве «оккупированной», настаивая на международном термине «спорная территория». В качестве основных аргументов в пользу этой позиции приводятся оборонительный характер
Арабо-израильской войны 1948 года
и
Шестидневной войны (1967)
, отсутствие признанного международного суверенитета над этими территориями до 1967 года и историческое право
еврейского народа
на
Землю Израиля
. Сходной позиции придерживается целый ряд ведущих израильских и зарубежных политиков и авторитетных юристов.
Содержание
Термины
На иврите поселение за пределами
зеленой линии
как правило называют
хитнахлут
(
ивр.
התנחלות
). Этот термин означает «наследие», то есть поселение, основанное на земле, унаследованной от предков, живших на ней во времена
израильских царств
. В
Торе
он упоминается по отношению к заселению евреями
Ханаана
после исхода из Египта. Стал употребляться после первой победы на выборах и прихода к власти партии
Ликуд
в
1977 году
. Постепенно термин
хитнахлут
приобрёл негативную коннотацию и в настоящее время жители поселений и их сторонники пользуются термином
хитьяшвут
, который означает собственно «заселение».
Палестинцы называют израильские поселения термином
мустамараат
(
араб.
مستعمرات
), что означает в дословном переводе
колонии
.
Обзор истории Иудеи и Самарии (Западный берег реки Иордан)
(по
)
До
XIII века до н. э.
на территории западного берега реки Иордан располагались несколько городов-государств различных
ханаанских
народов.
В течение XIII—XII веков до н. э. эти территории были захвачены еврейскими племенами и с тех пор вошли в состав
Земли Израиля
. Название «
Иудея
» получила территория, отошедшая племени иудеев (в еврейской терминологии — колену Иехуды).
В
XI веке до н. э.
эта территория вошла в состав объединённого Израильского царства, столицей которого вначале был город
Хеврон
, а затем стал Иерусалим.
После распада объединённого
Израильского царства
в
X веке до н. э.
на его бывшей территории были созданы два царства — Иудея и Израиль. Израильские цари основали новую столицу своего царства — г. Самарию (
ивр.
שומרון
). Территория, прилегающая к новой столице, стала называться
Самария
.
Еврейская государственность была окончательно разрушена
Римской империей
в период императора
Адриана
во
II веке
н. э. Земля Израиля была переименована римлянами в провинцию Палестина, по названию одного из
народов моря
(
филистимляне
,
ивр.
פלישתים
), проживавших в ней в прошлом.
Небольшие еврейские общины существовали в Иерусалиме, Хевроне, Тверии, Цфате, Акко, в городе Газа и других городах. Там осели некоторые
сефарды
через несколько поколений после того, как их предки были изгнаны из Испании, а затем в XVI—XVIII веке к ним присоединились и евреи-
ашкеназы
.
В конце XIX и первой половине
XX века
евреи-
репатрианты
создали в Иудее, Самарии и в районе Газы ряд новых поселений. Однако евреи были эвакуированы из Хеврона и из города Газа британскими властями после
погромов 1929 года
.
В ходе
Арабо-израильской войны (1947—1949)
Иудея и Самария были заняты
Трансиорданией
и в 1950 году в одностороннем порядке
аннексированы
ею. После аннексии Трансиордания изменила свое название на
Иорданию
и дала им название «Западный берег», в отличие от восточного берега р. Иордан, который был основной её территорией до войны. Жители еврейских поселений на захваченной Трансиорданией территории бежали или были изгнаны ею в Израиль.
19 ноября 2019 года Государственный секретарь США
Майк Помпео
обнародовал декларацию, согласно которой США не рассматривают еврейские населенные пункты в Иудее и Самарии как противоречащие международному законодательству, и вопрос поселений является внутренним делом израильской юрисдикции
.
История современных израильских поселений
В
1967 году
, в результате Шестидневной войны Израиль приобрел контроль над рядом новых территорий.
От Сирии под контроль Израиля перешли
Голанские высоты
. В 1981 году они были аннексированы Израилем.
В
1967 году
муниципальные границы Иерусалима были расширены на
старый город Иерусалима
и
Восточный Иерусалим
. Израиль законодательно отделил Восточный Иерусалим от западного берега реки Иордан и объявил свой суверенитет над объединённым Иерусалимом, таким образом аннексировав его. Жителям бывшей иорданской части города было на выбор предложено израильское гражданство (за некоторым исключением) или вид на жительство (в случае, если они захотят сохранить иорданское гражданство). ООН и значительная часть международного сообщества официально не признают аннексии восточной части города и израильского суверенитета над ним.
Синай, сектор Газа и Западный берег реки Иордан получили статус оккупированных территорий. Их жителям не было предложено израильское гражданство или вид на жительство. Хотя изначально, у них де-факто была возможность работать на территории Израиля и пересекать зелёную черту.
В
1967 году
по решению израильского правительства создаются первые израильские военные поселения на Голанских высотах и поселения на Западном берегу реки Иордан.
В районах, из которых мы не хотим уходить и которые являются частью новой территориальной карты Государства Израиль, должны быть созданы факты путём создания городских, сельскохозяйственных и промышленных поселений и армейских баз… Я рассматриваю поселения как наиболее важную вещь, которая имеет наиболее сильный вес с точки зрения создания политических фактов. Это основано на предположении, что мы останемся в любом месте, где мы создадим форпост или поселение
Оригинальный текст
(англ.)
In areas from which we do not want to withdraw, and which are part of the State of Israel's new territorial map, facts should be created [via] urban, agricultural and industrial settlements, and army bases.....I view settlement as the most important thing, as the thing that has the greatest weight in terms of creating political facts. This is based on the assumption that we will remain wherever we establish a holding post or settlement."
В
1977 году
уже существуют 36 израильских поселений на Западном берегу реки Иордан, 16 в секторе Газа и на Синае, 27 на Голанских высотах. Общее население поселений составляло 11 тысяч человек
.
В
1981 году
Израиль произвёл эвакуацию всех своих поселений с Синайского полуострова, в связи с возвращением этой территории Египту по
Египетско-израильскому мирному договору
. В рамках этого договора Египет отказался от своих притязаний на сектор Газа.
В
1994 году
в результате мирного договора между Израилем и Иорданией, последняя отказалась от своих притязаний на Западный берег реки Иордан.
В течение долгих лет израильское правительство поощряло переезд израильтян и новых еврейских
репатриантов
из других стран в поселения. Переселившиеся туда имели налоговые льготы, субсидии и льготные ссуды на покупку жилья и т. п.
В таблице указано, как происходил рост населения в израильских поселениях:
Численность населения продолжает расти за счёт внутренней миграции, внешней миграции (в поселения прибывает в среднем по 1000 евреев-иностранных граждан в год), а также за счёт высокой рождаемости (в поселениях рождаемость примерно в три раза выше, чем в целом по Израилю, что связано с высоким процентом религиозных поселенцев).
Статус поселений с точки зрения ортодоксального
иудаизма
Ситуация, при которой законность освобождения евреями Земли Израиля и её заселение будут оспариваться народами мира, была описана
Раши
, известным еврейским комментатором
Танаха
и
Талмуда
, ещё в XI веке н. э., за 900 лет до возвращения евреев на свою землю. В комментарии на первые слова
Торы
«В начале сотворил Б-г небо и землю»
Раши пишет: "Сказал раби Ицхак: "Надлежало бы начать Тору со (стиха) «Этот месяц для вас — глава месяцев» [Исход 12, 2], который является первой заповедью, данной (сынам) Израиля. Почему же (она) начинается с сотворения мира? Потому что «силу дел Своих явил Он народу Своему, чтобы дать им владение племен» [Псалмы 111, 6]. Ибо если скажут народы мира Израилю: «Разбойники вы, захватившие земли семи народов», то (сыны Израиля) скажут им: «Вся земля принадлежит Святому, благословен Он. Он сотворил её и дал её тому, кто Ему угоден. По воле Своей Он дал её им (на время), по воле Своей Он отнял у них и дал её нам».
Статус поселений с точки зрения международного права
Позиция ООН и возможное применение требований Женевской конвенции
Ряд источников считает, что существование израильских поселений на оккупированных территориях противоречит Женевской конвенции
. Такие международные межправительственные организации, как Конференция стран участников Четвёртой Женевской Конвенции
, ООН и ЕС
неоднократно заявляли, что эти поселения являются серьёзным нарушением
международного права
. Неправительственные организации, такие как
Международная Амнистия
и
Human Rights Watch
, также охарактеризовали создание поселений как нарушение международных законов.
В статье 49 «Женевская конвенция от
12 августа
1949 года
о защите гражданского населения во время войны» указано
Оккупирующая держава не сможет депортировать или перемещать часть своего собственного гражданского населения на оккупированную ею территорию
.
В резолюциях СБ ООН 446
, 452
, 465
и 471
, принятых в 1979—1980 гг., указывалось, что создание Израилем поселений на оккупированных территориях является незаконным, и выдвигались требования к Израилю прекратить строительство поселений.
(Совет Безопасности ООН) постановляет, что политика и практика Израиля по созданию поселений на палестинских и иных арабских оккупированных территориях с 1967 года не имеет законных оснований и представляет собой серьёзное препятствие для установления всеобъемлющего, справедливого и долговременного мира на Ближнем Востоке. (резолюций ООН 446, статья 1)
Позиция Израиля
Израиль утверждает, что его действия не являются нарушением международного права и что в данном случае не могут быть применены нормы Женевской конвенции, поскольку «эти территории ранее не принадлежали никакому государству»
.
Он также оспаривает определение территории Западного берега р. Иордан (включая
Восточный Иерусалим
) в качестве «оккупированной», настаивая на международном термине «спорная территория». В качестве основных аргументов в пользу этой позиции приводятся оборонительный характер
Арабо-израильской войны 1948 года
и
Шестидневной войны (1967)
, отсутствие признанного международного суверенитета над этими территориями до 1967 года и историческое право еврейского народа на
Землю Израиля
. Сходной позиции придерживается ряд израильских и зарубежных политиков и ведущих юристов
. К тому же выводу пришла правительственная комиссия под руководством Эдмунда Леви, исследовавшая строительство в Иудее и Самарии, и подавшая свой отчёт 21 июня 2012 года
.
Кирьят-Луза
(Неве-Кедем) (
ивр.
קריית לוזה
) Считается израильским поселением, фактически самаритянская часть города
Шхем
(Шомрон, Наблус), прилегающая к еврейскому поселению Ар-Браха.
Писгат-Зеев
(
ивр.
פסגת זאב
). Считается израильским поселением. С точки зрения израильского законодательства и фактически является одним из районов Иерусалима.
↑
(неопр.)
. Дата обращения: 12 августа 2009.
9 июля 2011 года.
↑
(неопр.)
. Дата обращения: 29 января 2020.
29 января 2020 года.
↑
(неопр.)
. Дата обращения: 12 августа 2009.
15 декабря 2005 года.
(неопр.)
.
Christian Century
(3 мая 2003). Дата обращения: 15 февраля 2008. Архивировано из
24 сентября 2015 года.
Ian Lustick.
The Riddle of Nationalism: The Dialectic of Religion and Nationalism in the Middle East
(англ.)
. — Logos, Vol.1, No-3, 2002. — P. 18—44.
. — «The terms „occupied territory“ or „West Bank“ were forbidden in news reports. Television and radio journalists were banned from initiating interviews with Arabs who recognized the PLO as their representative.».
Myron J. Aronoff.
Israeli Visions and Divisions: Cultural Change and Political Conflict
(англ.)
. —
(англ.)
(
, 1991. — P. 10.
. — «[…] „Judea and Samaria“, the biblical terms that the Likud government succeeded in substituting for what had previously been called by many the West Bank, the occupied territories, or simply the territories. The successful gaining of the popular acceptance of these terms was a prelude to gaining popular acceptance of the government’s settlement policies.».
Shlomo Gazit.
Trapped Fools: Thirty Years of Israeli Policy in the Territories
(англ.)
. —
Routledge
, 2003. — P. 162.
. — «[…] the Likud Government was not satisfied with the name ‘Administered Territories’. Even though the name ‘Judea and Samaria’ had been officially adopted as early as the beginning of 1968 instead of the ‘West Bank’, it has hardly been used until 1977.».
Emma Playfair.
International Law and the Administration of Occupied Territories: Two Decades of Israeli Occupation of the West Bank and Gaza Strip
(англ.)
. —
Oxford University Press
, 1992. — P. 41.
. — "On 17 December 1967, the Israeli military government issued an order stating that «the term „Judea and Samaria region“ shall be identical in meaning for all purposes . .to the term „the West Bank Region“. This change in terminology, which has been followed in Israeli official statements since that time, reflected a historic attachment to these areas and rejection of a name that was seen as implying Jordanian sovereignty over them.».
Ran HaCohen.
Influence of the Middle East Peace Process on the Hebrew Language
(англ.)
. — Undoing and Redoing Corpus Planning, Michael G. Clyne (ed.), 1992. — P. 385—414, 397.
. — «During a short period immediately after the 1967 war, the official term employed was ‘the Occupied Territories’ (ha-shetahim ha-kevushim). It was soon replaced by ‘the Administered Territories’ (ha-shetahim ha-muhzakim) and then by the (biblical) Hebrew geographical terms „Judea and Samaria“. The latter were officially adopted and successfully promoted by the right wing governments (since 1977) and are still the official terms in use.».