Иосиф Оптинский
- 1 year ago
- 0
- 0
Амвро́сий О́птинский (в миру Алекса́ндр Миха́йлович Гренко́в ; 23 ноября ( 5 декабря ) 1812 — 10 ( 22 ) октября 1891 ) — священнослужитель Русской православной церкви , иеросхимонах . Прославлен в лике святых 6 июня 1988 года на Поместном соборе Русской православной церкви ; почитался при жизни как старец . Прообраз старца Зосимы в романе Фёдора Достоевского « Братья Карамазовы ».
Дни памяти:
Если не указано иное, даты приведены по старому стилю
Ныне общепринято, что Александр Гренков родился 23 ноября ( 5 декабря ) 1812 года. Хотя источники, прямо и косвенно, указывали и другую дату: 21 ноября 1812 года и 1814 год (в аттестате студента Тамбовской духовной семинарии Александра Гренкова от 15 июля 1836 года указано: «…имеющий от роду 22 года…»)
Родился он в доме своего деда-священника, в селе Большая Липовица Тамбовской губернии в семье пономаря Михаила Фёдоровича и Марфы Николаевны Гренковых; был шестым из восьмерых детей. Отец рано умер, и Александр жил в многочисленной семье с матерью у деда.
В двенадцатилетнем возрасте он был отдан на полуказённое содержание в Тамбовское духовное училище. В июле 1830 года он, как один из лучших выпускников, был направлен в Тамбовскую духовную семинарию . Во время учёбы в семинарии он тяжело заболел и дал обет постричься в монахи. Однако по окончании семинарии в 1836 году (по первому разряду) он поступил домашним учителем детей к богатому помещику. Затем, с 7 марта 1838 года , был преподавателем греческого языка Липецкого духовного училища.
После вторичной болезни , посетив вместе с товарищем и сослуживцем Павлом Покровским , Троице-Сергиеву лавру и старца Илариона (Фокина) из села Троекурова , осенью 1839 года он тайно от всех ушёл в указанный старцем монастырь Оптина пустынь .
8 октября 1839 года Александр Гренков прибыл в Оптину пустынь . Старец Лев благословил его жить в гостинице и переписывать перевод сочинения греческого монаха Агапия Ланда «Грешных спасение» . В январе 1840 года Александр перешёл жить в обитель, а 2 апреля 1840 года, после урегулирования ситуации с его исчезновением из Липецкого училища, принят послушником в число братии монастыря; был келейником и чтецом у старца Льва, работал в хлебне. В ноябре 1840 года был переведён в скит, где в течение года трудился на кухне.
Ещё до смерти старца Льва, он с 1841 года начал проходить послушание у старца о. Макария . Повинуясь его воле летом 1841 года он был пострижен в рясофор , а 29 ноября 1842 года — в мантию , с именем в честь святителя Амвросия Медиоланского ; 4 февраля 1843 года рукоположён во иеродиакона , а 9 декабря 1845 года рукоположён в Калуге во иеромонаха , причём во время поездки простудился и тяжело заболел, получив осложнение на внутренние органы, так, что из-за болезни почти не мог служить.
При своём посещении, 23 августа 1846 года, Оптиной пустыни епископ Николай , по просьбе игумена и духовника обители , иеромонах Амвросий был назначен помощником о. Макария «в духовничестве». У вступившего на путь старчества молодого монаха, к весне 1848 года состояние здоровья стало настолько угрожающим, что, вероятно, в это время он был пострижен в великую схиму без изменения имени , выведен за штат и числился на иждивении монастыря. После этого его здоровье несколько поправилось.
После кончины старца о. Макария 7 сентября 1860 года Амвросий принял на себя труд старчества. Однако, согласно опубликованной переписки между Н. П. Киреевской и Амвросием Оптинским, окончательное признание последнего в качестве старца произошло только в конце 1863 года . До этого в Оптиной пустыни имел место переходный этап, который характеризовался неоднозначным отношением духовных чад покойного старца Макария к Амвросию.
Старец Амвросий постоянно имел какой-нибудь недуг: «то усиливался у него гастрит, то открывалась рвота, то ощущалась нервная боль, то простуда с лихорадочным ознобом и просто жестокая лихорадка» . В 1862 году старец Амвросий получил вывих руки, неудачное лечение которого ещё больше ослабило его здоровье, так что он уже не мог ходить на богослужения в храм, а зимой совсем не мог выходить из помещения . В августе 1868 года он опасно заболел геморроидальным кровотечением . Игумен Исаакий послал в село инока с просьбой принести в Оптину пустынь Калужскую икону Божией Матери . Икону доставили в монастырь. После молебна с акафистом Богородице в келье старца и молитв, Амвросий получил облегчение в болезни, которая посещала его периодически до самой кончины.
В 1870 году он получил редкую в то время награду — золотой наперсный крест .
С именем старца Амвросия связано устройство в 1884 году Шамординской женской обители . Он благословил своё духовное чадо схимонахиню Софию на создание недалеко от Оптиной, с сельце Шамордино, женской общины, которая позже была преобразована в монастырь . Днём создания монастыря считается 1 (14) октября 1884 года , когда была освящена первая церковь, устроенная трудами и молитвами Амвросия.
Поставленная им игуменья София за четыре года своего настоятельства устроила монашескую жизнь монастыря. После её кончины старец Амвросий благословил на игуменство другую духовную дочь — , которую на закате жизни не благословил уходить на покой, несмотря на болезни .
В основанной по его благословению Шамординской обители он и скончался — 10 октября 1891 года. На его мраморном надгробии выгравированы слова апостола Павла :
«Бых немощным, яко немощен, да немощныя приобрящу. Всем бых вся, да всяко некия спасу» ( 1Кор. ).
Евгений Погожев (Поселянин) говорил:
Меня поразила его святость и та непостижимая бездна любви, которые были в нём. И я, смотря на него, стал понимать, что значение старцев — благословлять и одобрять жизнь и посылаемые Богом радости, учить людей жить счастливо и помогать им нести выпадающие на их долю тягости, в чем бы они ни состояли.
В. В. Розанов писал:
Благодеяние от него льётся духовное, да, наконец, и физическое. Все поднимаются духом, только взирая на него… Самые принципиальные люди посещали его (о. Амвросия), и никто не сказал ничего отрицательного. Золото прошло через огонь скептицизма и не потускнело.
Жить — не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать, и всем моё почтение.
Иди — куда поведут, смотри — что покажут, и всё говори: да будет воля Твоя!
Праведных ведёт в Царство Божие апостол Пётр, а грешных — Сама Царица Небесная.
Читайте «Отче наш», но не лгите: «…остави нам долги наша, яко же и мы оставляем…»
Отчего человек бывает плох? Оттого, что забывает, что над ним Бог.
В церкви не должно говорить. Это злая привычка. За это посылаются скорби.
Древних христиан враг искушал мучениями, а нынешних — болезнями и помыслами.