Пустынь (Владимирская область)
- 1 year ago
- 0
- 0
Введе́нская О́птина пу́стынь — ставропигиальный мужской монастырь Русской православной церкви , расположенный недалеко от города Козельска Калужской области .
Монастырь находится на расстоянии 3 км на северо-восток от города Козельск : дорога пересекает реку Жиздру и идёт вдоль монастырской рощи. В 1832—1839 годах вокруг монастыря построили невысокую ограду и четыре наугольные башни.
В плане монастырь почти квадратный. В центре находится главный храм монастыря — собор во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы. Вокруг собора крестообразно расположены церкви. На севере — церковь во имя Марии Египетской , переделанная в 1858 году из старой трапезной , на юге — церковь во имя Казанской иконы Божией Матери, построенная в 1811 году, на востоке — церковь во имя Владимирской иконы Божией Матери.
За монастырской рощей расположен скит, в котором происходят круглосуточные богослужения. В 2009 году в нём жили десять монахов. Когда он устраивался, вокруг него было запрещено рубить лес, «дабы навсегда он был закрытым». Здесь ещё целы домики, где останавливались Николай Гоголь , Фёдор Достоевский , Сергей Нилус , Константин Леонтьев . Сохранилась деревянная церковь во имя Иоанна Предтечи (1822), срубленная из того самого леса, который рос на месте скита. Вход в скит для мирян закрыт с 2013 года.
Сергей Нилус дал описание убранства оптинских келий в начале XX века: деревянная кровать, образ в углу с лампадой, стул, столик и рукомойник с тазом. Одежда послушникам (свитка) выдавалась в «рухольной» .
По преданию, основан в конце XIV века раскаявшимся разбойником по имени Опта (Оптия), в иночестве — Макарий. Синодик Оптиной обители 1670 года, переписанный с древнего синодика, свидетельствует, что Оптинская обитель существовала уже в XV столетии: в ней в разных отделениях проживали иноки и инокини, что было возможно до Соборного определения 1503 года , которое ввело строгое разделение монастырей на мужские и женские.
Первые письменные свидетельства об Макарьевской Оптиной пустыни относятся к царствованию Бориса Годунова . В Козельских писцовых книгах (1629, 1630, 1631 годы) значится, что монастырю дано на поминовение о царе Феодоре Иоанновиче (ум. 1598) «на свечи и ладан». По окончании Смутного времени Оптина пустынь оправилась от постигших её бедствий, от литовского разорения. Старейшая вкладная книга с 1670 года свидетельствует о вкладах царствующих особ.
В 1689 году началось в монастыре строительство первой каменной церкви Введения Пресвятыя Богородицы с приделом во имя преподобного Пафнутия Боровского .
В XVIII веке материальное состояние монастыря было тяжёлым. В 1704 году по указу Петра I Оптина пустынь должна была платить оброк государству, деньги были нужны на строительство Петербурга и на войну со шведами . Этот оброк был обременителен для Оптиной пустыни. По просьбам к прежним вкладчикам можно судить о бедственном положении Оптиной пустыни. К 1724 году в обители было 12 человек.
Оптина пустынь была упразднена в 1724 году по Духовному регламенту и была присоединена к Белёвскому Спасо-Преображенскому монастырю . Однако в конце 1726 года по указу императрицы Екатерины I Оптина пустынь восстановлена. На основании указа архиепископа Сарского и Подонского Леонида от 11 июля 1727 года архимандриту Тихону, настоятелю Белёвского Спасо-Преображенского монастыря, Оптиной пустыни было возвращено монастырское имущество.
В 1741 году началось строительство деревянной колокольни. В 1750 году началось строительство нового храма во имя Введения Пресвятыя Богородицы, с двумя приделами: с южной стороны — придел преподобного Пафнутия Боровского , чудотворца, с северной — великомученика Феодора Стратилата . В 1759 году храм уже был почти готов, в этом же году освящён был придел Пафнутия Боровского.
В 1764 году по указу Екатерины II в ходе секуляризационной реформы Оптина пустынь вошла в число заштатных монастырей в Крутицкую епархию .
В 1768 году завершилось строительство нового соборного храма благодаря богатым вкладам новых благодетелей. В 1770 году по отчёту числились трое монашествующих. В 1773 году в монастыре были двое монахов преклонного возраста.
Положение монастыря стало меняться в 1795 году, когда митрополит Московский и Калужский Платон обратил внимание на нужды обители. В 1796 году он посетил Оптину пустынь, и ему очень понравилось это место. По его настоянию в настоятели обители был назначен иеромонах Авраамий, опытный старец из Песношенской обители. Уже в 1797 году братия обители насчитывала 12 человек.
В 1799 году Оптина пустынь перешла во вновь открытую Калужскую епархию . Епископ Калужский Феофилакт (Русанов) обращал особое внимание на возрождавшуюся обитель.
В 1802 году было начато строительство новой трёхъярусной колокольни в 30 сажен высоты. К ней с обеих сторон были пристроены флигели для братских келий. В 1804 году было закончено строительство колокольни и левого флигеля, а в 1806 г. построили и правый. В 1805 году было начато строительство Казанского храма, а в 1809 году начали строить больничную церковь с шестью при ней кельями. Материал на строительство церкви пожертвовал надворный советник Камынин. Оба храма были достроены в 1811 году и освящены преосвященным Евлампием, епископом Калужским и Боровским: 26 августа 1811 года освятили больничную, 23 октября 1811 года — Казанскую церковь.
18 января 1809 года по просьбе игумена Авраамия и по ходатайству епископа Феофилакта указом Святейшего Синода штат насельников монастыря был увеличен до 30 насельников (вместе с настоятелем).
В 1821 году в монастыре был устроен скит. Здесь селились пустынники — люди, которые многие годы провели в совершенном уединении. Всей духовной жизнью монастыря стал ведать старец (настоятель оставался администратором). Со всех сторон к монастырю потянулись люди, стремившиеся к духовной жизни. Оптина стала одним из духовных центров России . Стали поступать пожертвования; монастырь приобрел угодья, мельницу, обустроил каменные здания.
При игумене Моисее обитель Оптинская цвела такой высокой нравственностью, что каждый мальчик послушник был, как старец. Я видел там в полном смысле слова земных ангелов и небесных жителей. Что это было за примерное благочиние, послушание, терпение, смиренномудрие, кротость, смирение! Оптина была школой для российского монашества
Монастырь активно занимался книгоиздательством, в этом ему помогали братья Киреевские, Иван и Пётр , писатели Константин Леонтьев , Сергей Нилус и другие [ источник не указан 552 дня ] .
С Оптиной пустынью связаны эпизоды в жизни некоторых писателей и мыслителей России. Летом 1878 года В. С. Соловьёв сопровождал Ф. М. Достоевского в Оптину после тяжёлой драмы — смерти сына в мае того же года. Писатель пробыл в скиту три дня. Некоторые детали в « Братьях Карамазовых » возникли под впечатлением этой поездки. Прототипом старца Зосимы явился старец Амвросий (прп. Амвросий Оптинский , канонизирован в 1988 году), живший в то время в скиту Оптиной пустыни.
На рубеже 1890-х и в 1900-х годов в Оптиной пустыни проживал Митя Козельский — русский юродивый, пользовавшийся позже расположением и доверием императора Николая II и императрицы Александры Фёдоровны. После удаления от двора он стал ярым противником Григория Распутина . 23 января 1918 года декретом СНК Оптина пустынь была закрыта, но монастырь ещё существовал под видом «сельскохозяйственной артели». Весной 1923 года закрыли сельхозартель, обитель перешла в ведение Главнауки . Как исторический памятник была названа «Музей Оптина пустынь».
На территории монастыря Оптина пустынь в 1931 году был открыт дом отдыха имени Горького. В ноябре 1939 года, после раздела Польши по приказу Лаврентия Берии НКВД СССР преобразовал дом отдыха в концлагерь « Козельск-1» , где разместили около 5000 польских офицеров , около 4400 из них позднее были отправлены в Катынь на расстрел .
Во время Великой Отечественной войны на территории Оптиной пустыни сначала был госпиталь, в 1944—1945 годах проверочно-фильтрационный лагерь НКВД СССР для возвратившихся из плена советских офицеров, а после войны до 1949 года размещалась воинская часть.
17 ноября 1987 года постановлением Правительства РСФСР Оптина пустынь была передана Русской православной церкви. По словам Константина Харчева , «Оптину пустынь предложил вернуть член Политбюро Александр Яковлев» . Определение Священного синода Русской православной церкви об открытии монастыря принято 30 декабря 1987 года .
3 июня 1988 в надвратой башне обители в день Владимирской иконы Божией Матери состоялась первая Божественная литургия.
1 февраля 1990 года Оптиной пустыни был возвращён Иоанно-Предтеченский скит.
В настоящее время монастырь практически полностью восстановлен.
название | фото | описание | годы |
---|---|---|---|
Введенский собор | Главный храм обители. Престолы: Введения во Храм Пресвятой Богородицы (главный), преп. Амвросия Оптинского (северный), святителя Николая Чудотворца (южный). Святыни: мощи преподобных Амвросия и Нектария Оптинских, а также особо почитаемая Казанская икона Божией Матери. Во Введенском храме совершаются ежедневно: полунощница, ранняя литургия, панихида, молебен с акафистом преп. Амвросию. В воскресные дни: ранняя литургия, молебен с акафистом преп. Амвросию. | 1750—1771 | |
Храм в честь Казанской иконы Божией Матери | Самый большой храм в Оптиной Пустыни, в нём проводится ежедневно вечернее богослужение, а также воскресные и праздничные поздние литургии. Престолы: Казанской иконы Божией матери (центральный); великомучеников Георгия Победоносца и Феодора Стратилата (северный); — Кресто-воздвиженский (южный). Святыни: мощи преподобных Моисея, Антония и Исаакия I Оптинских. Силами монастырских братий-иконописцев стены храма украшаются фресками, выполненными по древнему способу «влажной» росписи. |
1805
— 1811 |
|
Храм в честь Владимирской иконы Божией Матери | Однопрестольный храм-усыпальница для обретенных 7—10 июля 1998 года мощей преподобных старцев Оптинских: Льва, Макария, Илариона, Анатолия (Зерцалова), Варсонофия, Анатолия (Потапова), Иосифа. Их мощи перенесены во Владимирский храм 23 октября 1998 года и положены в гранитные раки для поклонения верующих. Во Владимирском храме ежедневно совершаются: исповедь, водосвятный молебен, акафист преподобным Старцам Оптинским. | полностью разрушен. Заново построен в 1998 | |
Храм в честь Преображения Господня | Храм является новым: на его месте никогда не было храма. Заложен 14 августа 2005 года Святейшим Патриархом Алексием II во время его последнего посещения Оптиной Пустыни. Освящён 30 декабря 2007 года наместником обители архимандритом Венедиктом. | 2005—2007 | |
Храм в честь преподобной Марии Египетской | Построен в 1824 году как братская трапезная. В 1850-х было построено новое здание трапезной, а в этом здании устроили церковь в честь преподобной Марии Египетской и святой праведной Анны, матери Пресвятой Богородицы. Храм освящён 8 июня 1858 года. В 1880-х годах храм был перестроен по инициативе старца Амвросия. В нём стало два придела: один — в честь преп. Марии Египетской и св. прав. Анны; второй — в честь святителя Амвросия Медиоланского и благоверного князя Александра Невского. Оба придела храма освящены были Калужским епископом Владимиром 1-го и 2-го декабря 1885 года. Ныне часть помещений занимает иконописная мастерская. | 1824; перестроен в 1850-е и в 1881—1886 годы | |
Часовня Воскресения Христова на месте погребения убиенных оптинских братий: иеромонаха Василия, иноков Трофима и Ферапонта |
Находится на монастырском кладбище в юго-восточной части монастыря. В часовне по субботам совершается заупокойная лития.
Построена по проекту архитектора Алонова Ю. Г. |
2008 | |
Колокольня | Высота — 64 метра. Выдержана в стиле классицизма, имеет четыре яруса. Первый ярус имеет форму кубическую, после чего плавно переходит в цилиндрическую форму верхних ярусов. В завершении аттиковая часть, в ней разместилась палатка для часов, а над самим строением находился крест. К колокольне в 1811 году были два братских корпуса. В нижнем ярусе расположены святые врата. До революции от главного входа, располагавшегося под Владимирской башней, к колокольне вела большая лестница. Пройдя под колокольней, паломник попадал к соборному храму . | 1801 — 1804 | |
Надвратная церковь Владимирской иконы Божией Матери ( Владимирская башня ) с воротами | Расположена в середине западной стены ограды. Завершается четырёхгранным шатром. В дореволюционный период ворота под Владимирской башней были главным входом в монастырь , в связи с чем именовались святыми. В 1988 году в башне был устроен храм в память разрушенной больничной церкви. Башня стала первым местом, где после возрождения монастыря стали регулярно совершаться богослужения. В настоящее время сохранена, но регулярные богослужения не проводятся . | 1830-е | |
Деревянная звонница | Звонница, где на Пасху 1993 года были убиты иноки Трофим (Татарников) и Ферапонт (Пушкарёв) . Пропитанные их кровью доски настила сняли долотом, чтобы сохранить как святыню . | начало 1990-х | |
Часовня-сень | расположена на монастырском некрополе | ||
северный флигель братских келий | пристроен к колокольне | 1811 | |
южный флигель братских келий | пристроен к колокольне | 1811 | |
Братская трапезная | В 1865 году стены зала были расписаны живописцем Василием Петровичем Петровым в стиле классицизма с элементами барокко. После закрытия обители живописная роспись братской трапезной была закрашена. В трапезном зале расположился клуб. Западная стена трапезной, где были изображены фигуры некоторых Оптинских старцев и особо чтимых в обители архиереев, наиболее сильно пострадала, так как там располагалась будка с кинопроектором. В конце 1980-х годы при проведении исследовательских работ под несколькими слоями краски и штукатурки была обнаружена роспись. Реставрацией в начале 1990-х годов занимался известный московский художник Лев Шархун с артелью. Вновь были написаны фигуры во весь рост — преподобных Оптинских Старцев Антония, Иосифа и Варсонофия. Не восстановлена фигура настоятеля игумена Авраамия. В зале сейчас, как и до революции, братия монастыря собирается на трапезу . |
1856
— 1858 |
|
Хлебопекарнный корпус | 1842 | ||
Библиотечный корпус | 1859 | ||
Игуменский корпус | |||
Келейный корпус | |||
Церковная лавка «Свечи. Просфоры». | |||
Гостиница для священнослужителей | Соприкасается с Лазаретной башней | ||
монастырская постройка | расположена около Преображенской церкви | ||
Святые (южные) врата | Главным входом в монастырь теперь стал южный, над которым в начале 2000-х годов построена новая трёхъярусная шатровая башня . | 1830-е, 2000-е | |
Пафнутьевская башня | Юго-западный угол ограды. Названа так потому, что указывала направление на Пафнутьевский источник . | 1830-е | |
Паромная башня | Северо-западный угол ограды. Названа так потому, что находилась напротив паромной переправы через Жиздру | 1830-е | |
Никольская башня |
1812
— 1825 |
||
Северные (Никольские) ворота |
1833
— 1839 |
||
Библиотечная башня | Северо-восточный угол ограды. Названа из-за того, что близ неё располагался библиотечный корпус . |
1833
— 1839 |
|
Скитская башня |
1825
— 1839 |
||
Лазаретная башня | Юго-восточный край ограды. Названа так потому, что располагалась вблизи больницы (теперь гостиница) |
1833
— 1839 |
|
Конный двор | На северной стороне монастырской территории в начале XIX века возник деревянный конный двор, который в 1839 году передвинулся к западу. Кроме конюшен, сараев, келий для эконома здесь же выстраивались различные хозяйственные корпуса, которые образовали целый хозяйственный комплекс. | 1839 |
название | фото | описание | построено |
---|---|---|---|
Храм в честь св. Иоанна Предтечи и Крестителя Господня | Однопрестольный. Богослужения совершаются по особому скитскому уставу. Паломники допускаются на эти богослужения только в престольные праздники Скита. | 1825 | |
Храм в честь святителя Льва Катанского и преподобного Иоанна Рыльского | В 1901 году на строительство было получено благословение Иоанна Кронштадтского, небесным покровителем которого был преподобный Иоанн Рильский. В том же году состоялась закладка, а 26 октября 1902 года — освящение церкви. Церковь исполнена в русском стиле , в подвальном помещении устроен придел в честь архангела Михаила, на верхнем этаже, над храмом, в помещении с 14 полуовальными окнами, разместилась библиотека, над входом установлена звонница. К зданию примыкало 2-этажное помещение с кельями, под ним устроены кладовые и духовые печи, на 2-м этаже поместили скитскую ризницу. В настоящее время в здании храма размещается паломническая гостиница. В нижнем полуподвальном помещении ведутся работы по воссозданию храма в честь Архангела Михаила. Посторонние не допускаются. | 1901—1902 |
На Поместном соборе 1988 года прославлен иеросхимонах Амвросий (Гренков) . Остальные старцы прославлены 26 июля 1996 года как местночтимые , а в 2000 году общецерковно .
25 декабря 2009 года Священный синод Русской православной церкви утвердил службу Собору преподобных Оптинских старцев, подготовленную Синодальной богослужебной комиссией, и рекомендовал её к общецерковному богослужебному употреблению .
Иеромонах Никон (Беляев) прославлен в чине преподобноисповедника , расстрелянный большевиками архимандрит Исаакий II (Бобраков) — в чине преподобномученика .
Русской Православной Церковью прославлены в лике новомучеников и исповедников 15 человек, из числа тех, кто пострадал в годы репрессий XX века: преподобномученики Евфимий (Любовичев) , Пантелеимон, , Серафим, Пафнутий, Рафаил, Игнатий, Викентий, Гурий, Иоанникий, Исаакий; преподобноисповедники Рафаил, Агапит (Таубе) , Никон, Севастиан (Фомин) ; мученик Борис.
На Пасху 1993 года были убиты три монаха монастыря — иеромонах Василий и иноки Ферапонт и Трофим . Все трое были поражены в сердце длинным кинжалом с надписями на ручке «666», «сатана». Через 6 дней был арестован их убийца. Он был признан невменяемым и помещен в лечебницу закрытого типа, где находится и сейчас. В 2008 году над местом погребения убиенных монахов была построена часовня, в честь Воскресения Христова.
На Страстную Пятницу в 1994 году в лесу, на пути от скита в монастырь, ритуальным сатанинским оружием — длинной иглой — был убит молодой паломник, друг детства послушника Александра, Юрий (Георгий), приехавший в Оптину пустынь на праздник Пасхи из Тольятти .
В 2006 году в оптинском издательстве вышла книга «Оптина пустынь. Годы гонений», в которую были включены жития новопрославленных святых, составленные игуменом Дамаскиным (Орловским) . В следующем году был опубликован первый выпуск «Оптинского альманаха», большая часть которого посвящена гонениям советского периода. Также готовится к выходу сборник «Жития новомучеников и исповедников Оптиной пустыни». В этот сборник войдут жития преподобномучеников Евфимия (Любовичева) , , Иоанникия (Дмитриева) , , , , , , , , , , , мученика , преподобноисповедников Никона (Беляева) , , Севастиана (Фомина) , а также письма преподобноисповедника Рафаила в полном объёме.