Левченко, Юрий Владимирович
- 1 year ago
- 0
- 0
Горде́й Ива́нович Ле́вченко ( 7 (19) января 1897 , Дубровка, ныне Барановского района Житомирской области — 26 мая 1981 , Москва ) — советский военно-морской деятель, адмирал (1944).
Из крестьян. Окончил церковно-приходскую школу в родном селе и два класса городского училища в Новограде-Волынском .
В Русском императорском флоте с 1913 года, окончил школу юнг в Кронштадте в 1914 году. С сентября 1914 по январь 1915 года служил матросом на крейсере «Громобой» , затем его вновь направили учиться и он окончил класс артиллерийских унтер-офицеров в Кронштадте в 1916 году. С этого времени служил матросом на крейсере «Адмирал Макаров» , комендором на учебном судне « Пётр Великий », артиллерийским унтер-офицером на эсминце «Забияка» . Участник Первой мировой войны .
После Февральской революции 1917 года активно включился в политическую жизнь, был избран экипажем сначала секретарём, а затем — председателем судового комитета этого корабля. Во время Октябрьской революции во главе отряда в 30 матросов из экипажа «Забияки» прибыл в Петроград и участвовал в штурме Зимнего дворца и в захвате городской телеграфной станции .
В советском ВМФ с февраля 1918 года. С сентября 1918 года учился на Курсах командного состава флота в Петрограде. В гражданской войне в составе сводных отрядов курсантов участвовал в боях с войсками генерала Н. Н. Юденича при обороне Петрограда в 1919 году, в подавлении восстания на форте «Красная Горка» и Кронштадтского восстания . 30 июня 1919 года Курсы командного состава флота были реорганизованы в Училище командного состава флота. Левченко окончил это училище в 1922 году (это был первый выпуск советских моряков) . Член РКП(б) с 1919 года .
После окончания училища служил на кораблях Балтийского флота : с июня 1922 — вахтенный командир эскадренного миноносца «Капитан Изыльметьев» , с декабря 1922 — старший артиллерист эсминца «Сладков» , с 1923 — старший артиллерист канонерской лодки «Красное Знамя» . С ноября 1923 по февраль 1925 года Г. И. Левченко обучался в артиллерийском классе Специальных курсов усовершенствования комсостава ВМС РККА . С февраля 1925 года служил старшим артиллеристом линейного корабля «Парижская Коммуна» , а с мая 1927 — старший помощник командира этого линкора. В апреле 1928 года получил назначение на должность командира и военкома эскадренного миноносца « Артём ». С мая по октябрь 1929 года — командир эсминца «Войков» , командуя которым на осенних маневрах флота 6 сентября протаранил эсминец « Володарский », при столкновении погибли 3 и ранены 17 моряков; оба корабля пришлось ставить в ремонт . Затем учился и окончил Курсы усовершенствования высшего начсостава при Военно-морской академии . В октябре 1930 года назначен командиром крейсера « Аврора ». С апреля 1931 года — командир-комиссар отряда учебных кораблей Морских сил Балтийского моря . С января 1932 по январь 1933 года — командующий и военный комиссар Каспийской военной флотилией . С января 1933 по август 1935 года — командир и военный комиссар бригады линкоров Морских сил Балтийского моря. В августе 1935 года был понижен в должности за допущенную во время учений гибель подводной лодки «Б-3» . С августа 1935 года командовал Отдельным дивизионом эсминцев Черноморского флота . В марте 1937 года назначен командиром бригады эсминцев Черноморского флота .
С августа 1937 по январь 1938 года — начальник штаба, а с января 1938 по апрель 1939 года — командующий Балтийским флотом . С апреля 1939 года — заместитель наркома ВМФ СССР , курировал инженерное и строительное управления ВМФ.
В начале Великой Отечественной войны 1941—1945 годов как представитель военно-морского командования был направлен на Черноморский театр военных действий, где постоянно находился всё лето и осень 1941 года; участвовал в обороне Одессы , Николаева , Севастополя .
Решением Ставки ВГК от 22 октября 1941 годы был назначен командующим войсками Крыма (заместитель по сухопутным войскам П. И. Батов , член Военного совета А. С. Николаев ), ему подчинялась 51-я армия , Приморская армия и Черноморский флот . К тому времени войска немецко-румынской 11-й армии уже прорвали оборону советских войск на Перекопско-Ишуньских позициях и ворвались в степной Крым , где подготовленной обороны не было (см. Крымская оборонительная операция ). Уже 23 октября Левченко отдал приказ о немедленном проведении контрудара у Воронцовки , но удалось лишь на два дня задержать немецкое наступление. 26 октября немцы возобновили наступление и к 28 октября окончательно прорвали советскую оборону, вырвавшись на оперативный простор. Приморская армия отходила к Севастополю , а 51-я армия — к Керчи , к ней 8 ноября 1941 года прибыл и сам Левченко (до этого после падения Симферополя он с 1 ноября со своим штабом находился в Алуште ). Приказом Г. И. Левченко 4 ноября был создан Керченский оборонительный район, но ему не удалось ни задержать немцев на Ак-Монайском перешейке и в других районах на Керченском полуострове , ни организовать упорную оборону Керчи: она была оставлена с большими потерями и последние части 16 ноября 1941 года вывезены на Таманский полуостров .
1 декабря 1941 года по обвинению в сдаче Керчи был арестован, признал себя виновным в пораженчестве и панике, дал показания на Г. И. Кулика . 18 декабря 1941 года Особое совещание при НКВД СССР рассмотрело дело Г. И. Левченко, за сдачу Керчи он был приговорён к 10 годам лагерей с поражением в правах на 5 лет, лишением наград и воинского звания. Однако за Левченко вступился нарком ВМФ СССР адмирал Н. Г. Кузнецов , доложивший этот вопрос лично И. В. Сталину . В свою очередь, нарком НКВД Л. П. Берия настаивал на правильной оценке действий Левченко, ссылаясь на признание им своей вины. В итоге было решено отдать Г. И. Левченко под суд .
25 января 1942 года осуждён Военной коллегией Верховного суда СССР по статье 193-21 п. «б» УК РСФСР к 10 годам лишения свободы . Однако Н. Г. Кузнецов сразу же обратился с заявлением об освобождении Левченко под его поручительство и предоставлении возможности искупить вину . Указом Президиума Верховного Совета СССР от 31 января 1942 года Г. И. Левченко был помилован и понижен в звании до капитана 1-го ранга .
С марта 1942 года командовал Ленинградской , а с июня 1942 — Кронштадтской военно-морской базой , участвуя в обороне Ленинграда. Обеспечивал транспортировку и снабжение войск во время прорыва блокады . Руководил десантной операцией по захвату острова Соммерс в Финском заливе 8 июля 1942 года, окончившейся полной гибелью десанта и значительными потерями в кораблях (потоплено 8 катеров). Нарком ВМФ адмирал Н. Г. Кузнецов при рассмотрении этой операции оценил её подготовку как «совершенно неудовлетворительную», а действия руководителя операции — как «нерешительные» .
С апреля 1944 года — заместитель наркома ВМФ СССР. Тогда же получил приказ возглавить отряд кораблей, принимаемый в Англии в счет репараций за подлежащую передаче СССР части итальянского флота (английские устаревшие линкор « Royal Sovereign », эскадренные миноносцы « », « HMS Brighton », « HMS Richmond », « HMS/HMCS Chelsea », « », « », « HMS/HMCS Georgetown » и « HMS Churchill », американский крейсер « Milwaukee ») . В апреле советские экипажи во главе с Г. И. Левченко прибыли в Англию, там он возглавил подготовку экипажей и освоение ими иностранной военной техники. В советском ВМФ линкор получил имя «Архангельск», крейсер — «Мурманск», эсминцы соответственно «Достойный», «Жаркий», «Живучий», «Дерзкий», «Жгучий», «Доблестный», «Жёсткий», «Деятельный» ). В августе 1944 года в составе конвоя привёл отряд кораблей на Северный флот в условиях сильного противодействия германских подводных лодок: корабли сопровождения обнаружили 20 попыток сближения подлодок с отрядом советских кораблей, по ним сброшено 120 глубинных бомб, по докладам с эсминцев сопровождения 2 подлодки потоплены и 2 повреждены. Достоверно известно об атаке немецкой подлодки , выпустившей 2 торпеды по линкору и эсминцам и доложившей о повреждении линкора, но как раз эту атаку на советском отряде не заметили .
В июле-августе 1945 года участвовал в работе Потсдамской конференции . Там же был назначен главой советской делегации в состав трёхсторонней Комиссии по разделу бывшего германского военного и торгового флотов, которая работала до 1946 года .
С февраля 1946 года — командующий Юго-Балтийским флотом (в январе 1947 года переименован в 4-й ВМФ ). С января 1947 года — заместитель Главнокомандующего ВМС СССР по боевой подготовке, а с марта 1950 года — заместитель военно-морского министра — главный инспектор ВМС. Н. Г. Кузнецов в частной беседе в последние годы жизни рассказал, что спасённый им в 1942 году от лагеря Г. И. Левченко в те годы написал на него лживый донос, что будучи на Потсдамской конференции, Кузнецов вывез всю обстановку из дома, который он занимал во время конференции . В 1949 году, видимо, вспомнив его «английский» опыт 1944 года, его назначили командиром отряда особого назначения по приёму и переводу кораблей бывшего итальянского флота из портов Албании в Севастополь . В начале 1951 года подал на имя И. В. Сталина записку с критикой положения дел в Военно-морском министерстве, по поводу которой 13-14 июля 1951 года состоялся Главный военный совет ВМФ с участием И. В. Сталина, руководителей ВКП(б) и Военного министерства СССР. По итогам работы Главного военного совета ВМФ был снят с должности военно-морской министр адмирал И. С. Юмашев .
С мая 1953 года являлся адмиралом-инспектором ВМС Главной инспекции Министерства обороны СССР , с января 1956 года вторично занимал пост заместителя главнокомандующего ВМФ по боевой подготовке .
С сентября 1958 года — военный инспектор-советник в Группе генеральных инспекторов Министерства обороны СССР . Тогда же являлся ответственным редактором «Морского атласа». В сентябре 1960 года вышел в отставку по состоянию здоровья.
Скончался 26 мая 1981 года в Москве. Похоронен на Новодевичьем кладбище .
24 мая 1982 года его имя присвоено большому противолодочному кораблю проекта 1155 , который в 1989 году вошёл в состав Северного флота .