Interested Article - Кьябрера, Габриэлло

Габриэ́лло Кьябре́ра ( итал. Gabriello Chiabrera ; 18 июня 1552 , Савона 14 октября 1638 , Савона ) — наряду с Марино один из наиболее известных итальянских поэтов рубежа XVI XVII веков .

Биография

Кьябрера учился в коллеже иезуитов в Риме ; общался с Паоло Мануцио (сын известного гуманиста Альда Мануция ), другом Ронсара Марком-Антуаном Мюре , мыслителем- аристотеликом Спероне Сперони. В 1575 г. познакомился с Тассо . В 1579 1581 совершил множество криминальных выходок и чуть не стал членом бандитской шайки. В середине 1580-х вернулся в Савону, занимал ряд административных должностей, посещал с дипломатическими миссиями Геную . Многие из его стихотворений связаны были с прославлением различных княжеских династий: Савойских , Гонзага , Сфорца , Эсте , Орсини , что способствовало его социальному преуспеянию.

Караваджо . Портрет папы Урбана VIII.

Среди покровителей Кьябреры был и папа Урбан VIII . С 1600 г. находился на службе у великих герцогов Тосканских . С 1602 г. и до конца жизни жил у себя на родине.

Творчество

В трёх масштабных эпических поэмах Кьябреры: «Война готов» ( Della guerra de’ Goti , 1582 ), «Флоренция» ( Firenze , 1615 ), «Амадеида» ( Amedeide , 1620 1635 ) , которые поэт считал наиболее существенной частью своего творчества, прослеживается упорное стремление автора избегать характерных для барокко метафор , следовать эстетической модели « Освобождённого Иерусалима » Тассо и добиться строгой классицистичности . Между тем в историю литературы Кьябрера вошёл именно как лирический (а не эпический) поэт, причём как сами избираемые им жанры, так и метрика стихов Кьябреры, и его повышенный интерес к изобразительному искусству роднят его с Марино. Лирика Кьябреры ориентирована на античные образцы — прежде всего на Пиндара , за что поэт был при жизни прозван «итальянским Пиндаром», — а также на Анакреонта , Горация и Катулла . Лирическая продукция Кьябреры чрезвычайно обширна: три тома « Канцон » ( Canzone , 1586 1588 ), один «Канцонетт» ( Canzonette , 1591 ), «Шутки и нравственные канцонетты» ( Scherzi e canzonette morali , 1599 ), «Различные манеры тосканских стихотворений» ( Le maniere de’ versi toscani , 1595 1599 ) и т. д. Все эти сборники неоднократно перекраивались автором. Стихотворения Кьябреры высоко ценились за музыкальность (в этом отношении он выглядит как предшественник Метастазио и Аркадии ) и изощренную строфику.

А. Аллори . Портрет Марии Медичи . Ок. 1588

Кьябрере принадлежат также тексты для шести «музыкальных драм». В их числе наиболее известна приуроченная к торжествам по случаю бракосочетания Марии Медичи и Генриха IV аллегорическая постановка «Похищение Цефала» ( Il rapimento di Cefalo , 1600 ) на музыку Каччини . Таким образом, он относится к числу литераторов, стоявших у истоков оперы .

Примечания

  1. CHIABRERA, Gabriello // (итал.) — 1960. — Vol. 24.
  2. Gabriello Chiabrera // (англ.)
  3. М. : Советская энциклопедия , 1962.
  4. «Амадеида» в иносказательной форме прославляет борьбу герцога Карла Эммануила Савойского с французскими и женевскими протестантами . В 1618 г. французский писатель Оноре д’Юрфе , весьма сведущий в истории Савойи , по просьбе герцога составил отзыв на эту поэму и в целом дал ей высокую оценку.

Ссылки

  • (итал.)

Литература

  • La scelta della misura : Gabriello Chiabrera: l’altro fuoco del barocco italiano. Atti del Convegno di studi su Gabriello Chiabrera nel 350. anniversario della morte. — Genova: 1993. — ISBN 88-7648-169-9 .
Источник —

Same as Кьябрера, Габриэлло