Кийа
- 1 year ago
- 0
- 0
Ибрахим Хатами Кийа (родился 23 сентября 1961 года) — иранский сценарист и режиссёр . Обладатель награды за лучшую режиссуру за фильм на (2017)
Ибрахим Хатами Кийа родился в 1961 году в в семье отца- перса и матери азербайджанского происхождения. Рос в религиозной семье, в которой было семеро детей: шесть сестёр и один брат.
Получив среднее образование, поступил в Тегеранский университет , где осваивал сценарное искусство, а также работал фотографом на съемочных площадках.
Молодость Хатами Кийа пришлась на период исламской революции , а затем ирано-иракской войны . В 1979 году после исламской революции он проходит курс по искусству, получает некоторые знания о фотографии и разработке фильмов. Он пробует себя в анимации снимая на 8-мм киноплёнку . Затем отправляется в исламский центр любительского кинопроизводства, изучает историю кино и написание сценариев. В этот период он снимал анимационный «Promised» (Mo’ood) и короткометражный фильм «Dummies» (Koordelan) .
Далее он отправился на передовую снимать документальные фильмы об ирано-иракской войне . Присутствие на фронте, наблюдение за происходящим оказывает на него сильное впечатление. В те годы он снимал видеохронику боевых действий.
На его творчество сильно влияют фильмы Брат Солнце, сестра Луна ( Дзеффирелли, Франко ) и Уловка-22 (фильм) ( Олтмен, Роберт ).
С течением времени его опыт в создании фильмов увеличился и с 1980 года Хатами Кийа начинает свою кинематографическую деятельность с написания сценария и постановки короткометражных фильмов, посвященных вопросам ирано-иракской войны 1980—1988 годов, повествуя о жизни ветеранов священной обороны и последствиям событий в иранском обществе.
В 1984 году на 8-мм камеру он снимает короткометражный фильм «Могила» (Torbat), основанный на его собственном опыте на передовой.
В 1985 он снимает ещё один короткометражный фильм «Путь» (Serat), в котором разрабатывает свой авторский стиль, и в этом отношении эта картина занимает особое место в его кинокарьере. Также в 1985 году снимает «Красный ошейник» (Тoghe-Sorkh). В этом фильме он экспериментирует и пытается рассказать историю войны аллегорическим способом.
Принято считать, что свою режиссёрскую карьеру Хатами Кийа начал со своего первого полнометражного художественного фильма « » (Hoviyat) (или «Идентичность») 1986 года снятого по его собственному сценарию, в котором он показал чувства и переживания иранских бойцов. Этот фильм не показывался в кино и транслировался только по телевидению.
В 1988 год — в год окончания войны Ибрагим Хатами Кийа создает свои лучшие фильмы на тему «священной обороны». В 1989 году он снял документальный фильм «Скаут» (The Scout), отредактированный Мохсеном Махмалбафом . Фильм « » получил специальный призёр жюри на седьмом кинофестивале Фаджр
В 1990 году Хатами Кийа дебютирует с фильмом « » («Иммигрант»), который стал победителем в номинации «Лучший сценарий» (Ибрахим Хатами Кийа) на восьмом кинофестивале Фаджр , а также хорошо показал себя в прокате.
После окончания войны, Хатамикия не прекратил создавать произведения на военную тематику. Он снял множество картин, посвященных социальным проблемам бойцов, их семей в послевоенные годы, фильмы о раненых в химических атаках, о пленных, вернувшихся на родину; о героях войны и т. д..
Фильм « » 1991 года («Contact the Righteous») о бомбардировке Тегераном иракцев вызвал резонанс среди критиков, после его публичного показа режиссёра обвинили в том, что он не знает городской жизни и всё, на что он способен, это снимать фильмы в боевых полях.
Война подошла к концу, и Иран начал отходить от воспоминаний о тех днях. В итоге, Хатами Кийа переходит на другие сюжеты и пытается отреагировать на критику своим следующим фильмом, мелодрамой « » (From Karkhe to Rhine) 1993 года. Керхе — река на юге Ирана, которая была местом некоторых кровавых сражений во время войны. Фильм повествует рассказ воина-инвалида по имени Саид, который был направлен на лечение в Германию. Там он встречается с сестрой, которая эмигрировала в Германию. Во время ирано-иракской войны Саид получил ранение в результате химической атаки саддамовской армии. В Германии Саид погибает в больнице. Трагическая линия этого фильма создала новое направление в жанре «священной обороны». В этом фильме Хатами Кийа показал, что не ограничивается лишь повествованием военных баталий. Главным посланием картины «От Кархе до Райна» стал протест против западных держав, помогавших Саддаму Хусейну в производстве и применении химического оружия во время войны с Ираном. «От Кархе до Райна» успешно прошёл кассовые сборы и стал поворотным фильмом в карьере режиссёра.
В 1994 году, во время войны, Хатами Кийа отправился в Боснию , чтобы ознакомиться с военной ситуацией из первых уст. Затем он написал сценарий к фильму «Зелёный пепел» («The Green Ashes»). Несмотря на положительную реакцию критиков, аллегорический язык фильма стал препятствием, что сказалось на сборах.
В 1996 году он снял ещё два фильма, история которых продолжает вращается вокруг военной темы: «Запах рубашки Иосифа» («The Scent of Joseph’s Coat») и «Башня Мину» («Minoo Tower»). В обоих фильмах появляется , восходящая звезда современного иранского кинематографа .
Фильм созданный в 1998 году, на 16-ом международном кинофестивале Фаджр получил восемь наград : «Лучший фильм», «Лучший Актёр» ( ), «Лучшая мужская роль второго плана» ( ), «Лучшая женская роль второго плана» (Bita Badran), «Лучший режиссёр» (Ebrahim Hatamikia), «Лучшая музыка» ( ), «Лучший сценарий» (Ebrahim Hatamikia) и «Лучший монтаж» ( ). «Стеклянное агентство» был номинирован ещё в трёх других категориях, считается, что это первый фильм, который критически описывает статус-кво страны. В основе драмы фильма лежит трудность, с которой бывшие бойцы, такие как Казем, сталкиваются с изменениями и растущим секуляризмом современного иранского общества.
В 1999 году Хатами Кийа снял фильм «Красная лента» , это история о молодой женщине, которая пытается вернуться к себе домой на ферму в южном Иране, где она надеется вести мирное существование. Этот фильм получил приз «Лучший режиссёр» на кинофестивале Фаджр , а также «Лучшая актриса» (Азита Хаджян).
«Стеклянное агентство» показывали на международных экранах в Берлине , а «Красная лента» в Сан-Себастьяне .
В 2001 году он снял фильм «Мертвая волна» («Dead Wave»).
В 2002 году «Низкие высоты» («Low Heights»).
В 2004 году фильм «Цвет рая» («The Color Purple») за лучший фильм, и Во имя отца («In the Name of the Father») 2006 года завоевали награды как лучший сценарий на 16 и 24 международном кинофестивале Фаджр .
В соавторстве с иранским драматургом Хатами Кийа пишет сценарий и снимает фильм «Приглашение» («Invitation») с знаменитостями в актёрском составе мировая премьера которого состоялась 10 сентября в 2008 году.
Хатами Кийа предпочёл выпустить фильм до международного кинофестиваля Фаджр , поэтому он не был включён в конкурсную программу.
Далее последовали фильмы:
в 2011 году «Отчёт о празднике» (« Report a Celebration» ); в 2014 «Че » (« Chamran» ); в 2016 году « » (Bodyguard); в 2018 « » («Damascus time»).
В 2018 году накануне выхода на экран фильма «Дамасское время» Хатами Кийа провёл рекламную акцию в торговом центре Тегерана , в итоге, которая вызвала панику среди жителей и стала неподобающей.