Список наиболее часто используемых
терминов
и понятий
кёрлинга
, в том числе неофициальных.
Основные определения
А
Антисла́йдер
(
англ.
anti-slider
), также
гриппер
(
англ.
gripper
) — специальная накладка на обувь, увеличивающая сцепление со льдом. Обычно надевается на толчковую ногу, служит для комфортного перемещения игрока по льду. См. также
.
Б
Байтер
(
англ.
biter
) — камень, едва касающийся внешнего края внешней окружности дома.
Бáттон
(
англ.
button
), центр дома, «пятак», «кнопка» — окружность в центре дома диаметром 1 фут (30,48 см).
Боковая линия
(
англ.
side line
) — линия, расположенная по боковым сторонам каждой игровой площадки. Камни, касающиеся этой линии, выводятся из игры.
Боковой гард
(
англ.
Corner guard
) — Тип гарда, который находится в стороне от центральной линии; обычно используется, когда у команды есть хаммер и нужно набрать несколько очков. В кёрлинге смешанных пар в начальной расстановке используется в режиме Пауэр плей (
англ.
Power play
).
Буфер
, бампер, отбойник — ограждение из материала, гасящего удары, размещённое в конце и по краям каждой игровой площадки для кёрлинга. Служит для принятия на себя ударов от вылетевших из игровой зоны камней.
Вес
(
англ.
draw weight
) или сила броска — скорость, заданная камню при его выпуске.
Вице-скип
(
англ.
vice-skip
) — игрок, который руководит игрой команды во время выполнения
своих бросков и помогает капитану в выборе стратегии. Может быть любым «номером» в команде.
Вращение
— движение руки, придающее камню вращение вокруг своей оси по часовой стрелке или против неё — в зависимости от указания капитана.
Второй
(
англ.
second
) — игрок, бросающий третий и четвёртый камни команды в каждом энде.
Г
Гард
(
англ.
guard
) — камень-защитник. Ставится перед удачно стоящим камнем или местом, куда тот будет поставлен в дальнейшем.
Дом
(
англ.
house
) — зона на каждом конце ледовой полосы, «мишень» образованная четырьмя концентрическими кругами радиусом от 6 дюймов (15 см) до 6 футов (182 см). Команда, чей камень (или камни) в конце энда располагается ближе к центру «дома», выигрывает энд.
Дро
(
англ.
draw
) или
постановочный бросок
— то есть камень, который не выбивает других камней. Устанавливается в доме или перед домом.
З
Задетый камень
(
англ.
burned stone
) — движущийся камень, которого коснулись игрок или какая-либо часть его экипировки. В этом случае камень выводится из игры.
Задняя линия
или
бэк-лайн
(
англ.
back line
) — линия в конце дома, проходящая по ширине всей площадки, параллельно
и на расстоянии 1,829 м (6 футов) от неё. Камень, который полностью пересекает внешний край
бэк-лайн
, выводится из игры.
Запасной игрок
(
англ.
alternate
) — один из игроков команды, который не принимает участия в матче, но может заменить одного из находящихся на площадке игроков.
Запрет смещения центральных камней-защитников
(
англ.
No-tick rule
) - Если камень касается
в
, он не может быть сдвинут с данной позиции камнем противника до выполнения шестого броска в энде. Если же этот камень смещён, то камень команды-противника будет удалён, а смещённый камень возвращается на прежнюю позицию командой, не нарушившей правило.
Правило введёно на чемпионатах мира 2022 года.
Зачётная линия
— см.
Зона свободных защитников
(
англ.
free guard zone (FGZ)
) — зона между ти-лайн (центральная линия) и хог-лайн (зачётная линия) в игровой зоне площадки, не включающей дом. Если до выполнения шестого броска в энде, выпущенный камень выбивает за пределы площадки камень соперника, находящийся в зоне свободных защитников, выпущенный камень удаляется из игры, а все сдвинутые камни возвращаются на прежние позиции.
К
(
англ.
rock, stone
) — игровой снаряд в кёрлинге. Представляет собой цилиндр из полированного гранита весом 19,96 кг (44
фунта
), снабжённый ручкой.
Каунтер
(
англ.
counter
) — любой камень, находящийся в доме или касающийся его и таким образом приносящий потенциальное очко.
Клиринг
(
англ.
clearing
) — бросок, при котором и камень соперника и свой камень выводятся из игры.
Колодка
,
хэк
(
англ.
hack
) — упор для ступни на льду, от которого отталкиваются игроки при выполнении броска.
Конец дома
(
англ.
back of the house
) — зона внутри дома между линией центра дома (ти-лайн) и задней линией (бэк-лайн).
Л
Лёд
(
англ.
ice
) — во время выполнения постановочного броска (дро) или тейк-аута данный термин обозначает расстояние между щёткой скипа и целью, определяемое в зависимости от траектории и скорости движения камня.
Лид
(
англ.
lead
) — синоним термина
ведущий
или
.
Линия колодок
(
англ.
hack line
) — линия длиной 0,457 м (1 фут, 6 дюймов), расположенная параллельно ти-лайн на каждом конце центральной линии, где устанавливаются две колодки.
Н
Нулевой энд
(
англ.
blank end
) — энд, в котором ни одна из команд не набрала очков.
О
Обнулить
энд/счёт — бросок последним камнем в энде, в результате которого все камни, и свои и чужие, выходят из игры. Проводится с целью получения права последнего удара в следующем энде.
П
Пеббл
(
англ.
pebble
) — капельки воды, нанесённые на лёд игровой площадки перед началом игры. Застывая, эти капли образуют бугорки, позволяющие уменьшить трение между льдом и движущимся камнем.
Первый
(
англ.
first
), также
ведущий
или
лид
— игрок, выполняющий первый и второй броски команды в каждом
.
Пил
(
англ.
peel
) — бросок, предназначенный для освобождения игровой зоны площадки от камня-защитника,
.
«Поляна»
, игровая площадка (
англ.
(ice) sheet
) — ледовая поверхность, на которой происходит игра в кёрлинг.
Постановочный бросок
— см.
.
Р
Рейз
(
англ.
raise
) — вид постановочного броска (
дро
), при котором выпущенный игроком камень проталкивает другой камень.
Ролл
— см.
.
С
Свал
(
англ.
curl
) — дугообразная траектория движения камня по льду.
Свип
(
англ.
sweep
) — команда капитана, после которой его партнеры по команде начинают
свиповать
лёд.
Свиповать
,
свипинг
— натирание льда специальными щётками перед движущимся камнем с целью изменения его траектории движения. В месте свипования на льду образуется тонкая водяная плёнка, которая облегчает движение камня в соответствующем направлении. Игрок, выполняющий свипование, называется свипером.
Скип
(
англ.
skip
) — капитан команды, определяющий стратегию игры. Находится в доме и своей щёткой выставляет «прицел» для броска. Может быть любым «номером» в команде. Во время выполнения бросков скипом, его роль выполняет
.
Слайдер
— скользкая подошва одного ботинка, облегчающая скольжение игрока по льду во время броска. См. также
.
Сплит
(
англ.
split
) разведение — вид броска, при котором выпущенный камень проталкивает в дом другой камень и сам откатывается в дом.
Тестовый бросок
(
англ.
DSC, Draw Shot Challenge
) — соревнование, в котором каждая команда выполняет бросок одного камня в центр дома. Расстояние камня от центра дома измеряется и используется для определения очерёдности выполнения бросков командами в первом энде. Чей камень ближе к центру, тот получает право последнего броска в энде.
Ти-лайн
(
англ.
tee line
), линия центра дома — линия, поперечно пересекающая центр «дома», параллельно
хог-лайн
. После пересечения камнем ти-лайн противник может начинать
свиповать
для облегчения его выхода из
дома
.
Третий
(
англ.
third
) — третий игрок, выполняющий бросок пятого и шестого камней.
Тэйк-аут
(
англ.
take out
) — бросок, при котором один камень выбивает другой камень из игры.
Тэп-бэк
(
англ.
tap back
) — постановочный бросок, цель которого — подвинуть уже стоящий в доме камень в определённую точку.
У
Украсть
(очко или энд) (
англ.
steal
) — выигрыш энда командой, не имеющей преимущества последнего камня в энде.
Ф
Фриз
(
англ.
freeze
) заморозка — разновидность
дро
. Постановочный камень, который ставится вплотную к уже стоящему камню. Эта комбинация трудна для разбивания.
Х
Хаммер
(
англ.
hammer
)
молот
— последний бросок в энде. Возможность последнего броска у команды отмечается на табло специальным символом молота.
Хог-лайн
(
англ.
hog line
) или
зачётная линия
— линия в начале дорожки, проходящая по всей ширине площадки, параллельно
ти-лайн
на расстоянии 6,40 м (21 фут) от неё. Перед этой линией происходит толчок, скольжение и направление камня. Игрок, выполняющий бросок, должен выпустить камень из руки прежде, чем камень достигнет этой линии. Если это правило нарушено (
hog line violation
), камень изымается из игры.
Хит-энд-ролл
или просто
ролл
(
англ.
hit and roll
) — вид броска, при котором один камень выбивает из игры другой камень, откатываясь затем на другую игровую позицию.
Хит-энд-стей
или просто
стей
(
англ.
hit and stay
) — вид броска, при котором камень выбивает из игры камень соперника и остаётся на месте столкновения.
Хэк-лайн
— см.
Ц
Центральная линия
(
англ.
center line
) — линия, разделяющая игровую площадку посередине. Она соединяет центры домов и продолжается на 3,658 м (12 футов) за центром каждого дома.
Ч
Четвёртый
(
англ.
fourth
) — четвёртый игрок в команде, выполняющий последние два броска (седьмой и восьмой) в каждом энде.
Шутер
(
англ.
shooter
) — камень, которым совершается бросок.
Щ
Щётка
(
англ.
broom, brush
) — инструмент для свипа. Щетки различаются жёсткостью материала трущей поверхности, высотой ручки и углом наклона рабочей поверхности.
Э
Энд
(
англ.
end
) — период матча, промежуток игры, в котором команды поочерёдно выпускают по 8 камней (всего 16). Матч состоит из 8 или 10 (в прошлом также было и 12) эндов. При ничейном счёте назначается дополнительный энд —
экстра-энд
.
Экстра-энд
(
англ.
extra-end
) — дополнительный энд, который определяет победителя при ничейном результате основной части игры.
Ю
Юла
, также
спиннер
(
англ.
spinner
) — камень, совершающий большое количество вращений во время перемещения по льду.
Примечания
.
Федерация кёрлинга России
. Дата обращения:
11 апреля 2022
.
{{
cite news
}}
: Википедия:Обслуживание CS1 (url-status) (
ссылка
)
(рус.)
.
World Curling Federation
. 2022-02-17.
из оригинала
23 марта 2022
. Дата обращения:
23 марта 2022
.
{{
cite news
}}
:
Указан более чем один параметр
|archivedate=
and
|archive-date=
(
справка
)
;
|archive-date=
/
|archive-url=
несоответствие временной метки; предлагается 2022-02-22 (
справка
)
(англ.)