Interested Article - Психология личности
- 2020-04-20
- 1
|
В статье есть список
источников
, но
не хватает
сносок
.
|
Психология личности — раздел психологии , изучающий личность и различные индивидуальные процессы, динамические аспекты душевной жизни, индивидуальные различия. Согласовывает картину личности в её взаимосвязях с миром, жизнью, социумом , другими .
Различные определения понятия личность
- Личность — совокупность общественных отношений , реализующихся в многообразных деятельностях ( А. Н. Леонтьев ).
- Личность — «живой человек из плоти и крови» , вплетенный во множество отношений к миру; эпицентр «взрывных» изменений бытия ; бытие, переходящее в идеальную форму ( С. Л. Рубинштейн ).
- Личность — субъект жизни: активный, ответственный, обладающий способностью к временной регуляции жизни и разрешению жизненных противоречий ( )
- Личность — общественный индивид , объект и субъект социальных отношений и исторического процесса, проявляющий себя в общении, в деятельности, в поведении ( В. А. Ганзен ).
- Понятие личности обозначает человеческого индивида как члена общества, обобщает интегрированные в нем социально значимые черты ( И. С. Кон ).
- Личность — субъект общественного поведения и коммуникации ( Б. Г. Ананьев ).
- Личность — человек как общественный индивидуум, субъект познания и объективного преобразования мира, разумное существо, обладающее речью и способное к трудовой деятельности ( А. В. Петровский ).
- Личность — человек как носитель сознания ( К. К. Платонов ).
- Личность есть формирующаяся в течение жизни совокупность индивидуальных психологических особенностей, которые определяют своеобразное для данного человека отношение к себе, обществу и окружающему миру в целом ( Ю. В. Щербатых ).
- Личность — это конкретный человек, который является носителем сознания, способный к познанию, переживаниям, преобразованию окружающего мира и строящий определённые отношения с этим миром и с миром других личностей.(М. Н. Щербаков)
- Личность — 1) человек, как субъект социальных отношений и сознательной деятельности; 2) системное качество индивида, определяемое включенностью в социальные связи, которое формируется в совместной деятельности и общении (М. В. Гамезо)
Теории личности
Основные направления в психологии личности
-
Глубинная психология личности
- Психоанализ З. Фрейда
- Индивидуальная психология А. Адлера
- Гуманистический психоанализ Э. Фромма
- Психоаналитическая теория невротических конфликтов К. Хорни
- Аналитическая теория личности К. Г. Юнга
- Эго-психоанализ Э. Эриксона
- Трансакционный анализ Э. Берна
-
Гуманистическая психология
- Гуманистическая теория личности А. Маслоу
- Человеко-центрированный подход К. Роджерса
-
Экзистенциальная психология
- Dasein-анализ Л. Бинсвангера и М. Босса
- Американская школа экзистенциальной психологии — И. Ялом , Р. Мэй , Дж. Бьюдженталь .
- Психология поиска и реализации смысла жизни (см. логотерапия ) В. Франкла
- Экзистенциальный анализ А. Лэнгле
-
Когнитивное и социально-когнитивное направления в психологии личности
- Теория личностных конструктов Дж. Келли
- Социально-когнитивная теория личности А.Бандуры
- Социально-когнитивная теория личности Дж. Роттер
-
Бихевиориальная психология
- Теория оперантного научения Б. Скиннера
-
Диспозициональное направление в теории личности
- Диспозициональная теория личности Г. Олпорта
- Структурная теория черт личности Р. Кэттелла
-
Психопатология личности
- Теория психопатологии душевной жизни К. Ясперса
- Теория личностных акцентуаций К. Леонгарда
- Патопсихология личности Б. В. Зейгарник
- Клиническая психология личности П. С. Гуревич
Глубинная психология личности
Основной категорией глубинной парадигмы психологии является категория бессознательного , предложенная З. Фрейдом в конце XIX века. В широком значении бессознательным называют огромный пласт душевной жизни личности, не соотнесённый с сознательным «Я» и включающий в себя витальность, психическую энергию , неосознаваемую телесность, инстинктуозные влечения ( libido и mortido ), нераскрытые потенциалы, вытесненные желания, забытые события и переживания.
З. Фрейд предложил структурную и топографическую модели личности. Структурная модель состоит из компонентов
«Я» консолидируется в онтогенезе личности из первичного бессознательного психоида и представляет собой инстанцию, в большей степени принадлежащую сфере сознательного. Благодаря «Я» личность обладает способностью к осознанным отношениям с миром, рефлексии, саморегуляции и самодетерминации. Сверх-Я появляется на эдипальной стадии и представляет собой интериоризированные родительские образы, а именно — в аспекте норм и правил социальной жизни. . С т.з. З. Фрейда именно в Сверх-Я заложена бессознательная идея Абсолюта, то есть основы религиозности личности. «Оно» состоит из двух инстинктов — либидо и мортидо и представляет собой первооснову психической жизни личности и чистую энергию, питающую сознательную активность. Идеи о генезе, динамике, взаимоотношениях и противоречиях этих структурных элементов образуют практико-ориентированную модель личности, используемую в современной практике психоанализа.
Топографическая модель личности включает в себя сознательное, предсознательное и бессознательное. В сознательном находятся соотносимые с «Я» содержания индивидуальной жизни. В предсознательном находятся забытые, вытесненные содержания, которые ранее были соотнесены с «Я» и могут быть либо актуализированы усилием Я, либо извлечены методом психоанализа. В отличие от сферы бессознательного, эти содержания уже «известны» сознательному Эго и обладают вербально-знаковыми характеристиками. В свою очередь, бессознательные содержания довербальны, — это чистые влечения, инстинкты, потенции, психическая энергия.
Еще одной практико-ориентированной моделью З. Фрейда является модель психосексуальной периодизации жизни, в основу которой положена идея о «миграции либидо» по различным зонам тела в процессе онтогенетического развития личности. Основаниями периодизации являются телесные зоны сосредоточения либидозной энергии; основные темы родительского воспитания и социальных взаимодействий личности; типичные и индивидуальные черты личности, формируемые на каждой стадии; успешность прохождения стадий или формирование фиксаций.
Основные методы ортодоксального психоанализа — это метод кушетки , метод свободных ассоциаций , метод толкования сновидений, анализ сопротивления, переноса и контрпереноса.
Классический психоанализ привнес в психологию личности идеи бессознательной детерминации индивидуальной жизни и оказал существенное влияние на культуру самопознания и психогигиены . Кроме того, нельзя не оценить предложенный З. Фрейдом более широкий взгляд на природу сексуальности, как на первичную витальную силу, мощную энергию жизни и творчества, — в оппозицию к обособлению функции воспроизводства рода.
Взгляды К. Юнга на природу бессознательного существенно отличались от понимания бессознательного З. Фрейдом. Согласно К. Юнгу бессознательное включает личное и коллективное бессознательное. В личном бессознательном находятся содержания, схожие с содержания предсознания в теории З. Фрейда. Коллективному бессознательному принадлежат конкретные паттерны восприятий, реагирований, отношений, моделей поведения, которые были закреплены в органических основах психики своими бесчисленными повторениями в опыте человечества.
Архетипы представляют собой системы установок, передающихся по наследству вместе со структурой мозга, являясь её психическим аспектом. Это «хтоническая» часть души, через которую она связана с природой, миром, землёй.
Эти паттерны К. Г. Юнг назвал архетипами и описал основные из них: самость, персона, тень, анима и анимус, мать, отец, ребёнок, герой, трикстер. Архетипические содержания бессознательного констеллируют в значимых ситуациях индивидуальной жизни, и их влияния, как правило, неосознаваемы для личности.
Если вы наблюдаете поведение невротика, то можете видеть его совершающим некоторые поступки по видимости сознательно и целенаправленно. Однако если вы спросите его о них, то обнаружите, что он или не осознает их, или имеет в виду нечто совсем другое. Он слушает и не слышит, он смотрит и не видит, он знает, однако не осознает. Подобные примеры столь часты, что специалист понимает, что бессознательное содержание разума ведёт себя так, как если бы оно было сознательным. В таких случаях никогда нельзя быть уверенным в том, сознательны ли мысль, слова или действия, или нет.
Архетипы имеют свои эквиваленты в культуре, выраженные в конкретных сюжетах, образах и символах культуры. Так, например, архетип матери представлен в образах Марии, Геи , Афродиты , Медеи , Мачехи; архетипическими сюжетами материнства могут выступать рождение ребёнка, самопожертвование, спасение, опекание ребёнка, или же изгнание, разрушение жизни ребёнка.
Идея об использовании сюжетов и символов культуры как моделей для понимания и интерпретации содержаний индивидуальной жизни легла в основу юнгианского метода, получила своё развитие в современной аналитической психологии и стала одним из оснований в психологии личности.
Гуманистическая психология
Подход гуманистической психологии в изучении личности в чём-то схож с экзистенциальной психологией. Человек и его существование признаются уникальными, важным пунктом является самосовершенствование и ответственность индивида за свои поступки. Личность человека изучается как нечто целостное, а не поделённое на различные части (эмоции, подсознательное , поведение и т. д.).
Экзистенциальная психология
В экзистенциальной психологии акцент делается, во-первых, на уникальность жизни каждого отдельного человека, а во-вторых, отличительной чертой экзистенциального подхода в психологии является смещение внимания с «сущности» на «существование», процесс, осуществляется наблюдение и анализ именно процесса жизни человека.
Когнитивно-бихевиоральная психология
В когнитивной психологии личности акцент ставится на различных функциях мышления человека, его восприятии, запоминании и воспроизведении окружающих событий и мира в целом. Дополняют этот подход в изучении личности и бихевиористские концепции, которые ставят во главу угла исключительно фактическое поведение человека, его слова, действия, реакции на внешние раздражители.
Личность в отечественной психологии XX века
Основы психологических исследований в отечественной психологии были заложены в дореволюционной России А. Ф. Лазурским , В. М. Бехтеревым и М. Я. Басовым . Среди работ по теории личности в СССР в психологии выделяются работы В. С. Мерлина , Л. С. Выготского , А. Н. Леонтьева , С. Л. Рубинштейна , , А. В. Петровского , , Б. А. Сосновского , А. Г. Ковалёва , В. Н. Мясищева и К. К. Платонова .
Концепция личности А. Г. Ковалёва
А. Г. Ковалёв ставит вопрос о целостном духовном облике личности, его происхождении и строении как вопрос о синтезе сложных структур:
- темперамента (структуры природных свойств),
- направленности (система потребностей, интересов, идеалов),
- (система интеллектуальных, волевых и эмоциональных свойств).
Все эти структуры возникают из взаимосвязи психических свойств личности, характеризующих устойчивый, постоянный уровень активности, обеспечивающий наилучшее приспособление индивида к воздействующим раздражителям вследствие наибольшей адекватности их отражения. В процессе деятельности свойства определённым образом связываются друг с другом в соответствии с требованиями деятельности.
Концепция личности В. Н. Мясищева
В. Н. Мясищев строит концепцию личности, центральным элементом которой является понятие отношение. Отношение личности — это активная, сознательная, интегральная, избирательная основанная на опыте связь личности с различными сторонами действительности.
В. Н. Мясищев еди нство личности характеризует: направленностью (доминирующие отношения: к людям, к себе, к предметам внешнего мира), общим уровнем развития (в процессе развития повышается общий уровень развития личности), структурой личности и динамикой нервно-психической реактивностью (имеется в виду не только динамика высшей нервной деятельности ( ВНД ), но и объективная динамика условий жизни).
С этой точки зрения структура личности — лишь одно из определений её единства и целостности, то есть более частная характеристика личности, интеграционные особенности которой связаны с мотивацией, отношениями и тенденциями личности.
Концепция личности К. К. Платонова
Концепция динамической структуры личности ( К.К. Платонов ). Наиболее общей структурой личности является отнесение всех её особенностей и черт к одной из четырёх групп, образующих 4 основные стороны личности:
- Социально обусловленные особенности (направленность — желания, стремления, идеалы, мировоззрение, моральные качества).
- Личный опыт (объем и качество имеющихся ЗУН ( знания , , навыки ) и привычек).
- Индивидуальные особенности различных психических процессов (внимание, память).
- Биологически обусловленные особенности (темперамент, задатки, инстинкты и т. п.).
1 и 2 — социально обусловлены, 3 и 4 — генетически обусловлены.
Все 4 стороны личности тесно взаимодействуют друг с другом. Однако, доминирующее влияние всегда остаётся за социальной стороной личности — её мировоззрением, направленностью, потребностями, интересами, идеалами и эстетическими качествами.
Концепция личности Ю. В. Щербатых
По Ю. В. Щербатых , понятие личности включает в себя две пары диалектически-противоречивых характеристик, без понимания которых трудно понять данный термин.
- Личность любого человека представляет собой совокупность индивидуальных и специфичных характеристик (черт) , отличающих его от других людей.
- В то же время, в каждом конкретном обществе личности людей несут общие черты, которые определяются историческими, национальными, политическими или религиозными особенностями конкретной социальной общественности.
- Личность имеет относительно устойчивую структуру, в которой отдельные черты личности взаимосвязаны между собой в сложную иерархическую систему.
- Личность человека не является чем-то застывшим и неизменным, а развивается и меняется в процессе индивидуального развития и воздействия на неё внешних обстоятельств.
По Ганзену в структуру личности входит темперамент, направленность, характер и способности.
Концепция личности Б. Г. Ананьева
Б. Г. Ананьев считает, что в структуру личности входят такие свойства:
- определённый комплекс коррелируемых свойств индивида (возрастно-половых, нейродинамических, конституционно-биохимических);
- динамика психофизиологических функций и структура органических потребностей, также относимых к индивидным свойствам.
- Высшая интеграция индивидных свойств представлена в темпераменте и задатках;
- статус и социальные функции-роли;
- мотивация поведения и ценностные ориентации;
- структура и динамика отношений.
- личность-естественное проявление бытия определяющее место всякому явлению
Современные концепции психологии личности
В современной психологии существуют две главные концепции определения личности человека. Первую из них можно назвать объективистской , так как экспериментальным исследованиям подвергаются отдельные составляющие личности человека — эмоции , поведение , потребности , — а человек является лишь объектом влияния каких-либо внешних сил (такая концепция характерна для бихевиоризма и когнитивной психологии). Вторую концепцию психологии личности можно охарактеризовать как субъективистскую , так как в ней декларируется изначальная свобода личности, она изобилует понятиями «индивидуальность», «ответственность» и др. Данная концепция преимущественно характерна для экзистенциальной и гуманистической психологической школы.
Предмет психологии личности
При определении предмета изучения психологии личности можно столкнуться с некоторыми трудностями, так как личность — это собирательное понятие, включающее в себя несколько проявлений и поэтому данная наука делится ещё на несколько дисциплин, изучающих различные проявления личности. Психология личности подразделяется на психологию эмоций, мотивации, воли и др. В общем можно сказать, что психология личности со всеми её подразделениями изучает эмоции , чувства, мысли , самосознание , ВНД , мотивы, интеллект , социальные роли и иные проявления личности.
Методы исследования личности
Для исследования личности применяются стандартные методы психологического исследования.
- Наблюдение . Это метод исследования личности, характеризующийся невмешательством специалиста в процесс и констатацией и дальнейшим анализом собранных сведений. Различают бытовой метод наблюдения, когда происходит простая констатация увиденных фактов, которые возникают в произвольном и стихийном порядке и научный метод наблюдения, когда полученная информация подвергается дальнейшему глубинному анализу. Последний характерен для психоанализа .
- Эксперимент . Это метод исследования личности, при котором исследователь активно вмешивается в деятельность испытуемого, создаёт определённые условия, в которых тот будет находиться, чтобы в дальнейшем проанализировать его реакции и поведение .
- Метод беседы. При таком методе испытуемый сам даёт отчёт о своих проявлениях личности — эмоциях , переживаниях, мыслях. В данном методе ключевую роль играют те вопросы, которые задаёт испытуемому исследователь. В дальнейшем полученные сведения об индивиде подвергаются анализу.
- Опросники. Данный метод обычно применяется для выявления у индивида тех или иных личностных черт. Опросники бывают одномерные (когда изучается одна определённая черта, например, уровень агрессии) и многомерные, когда изучается целый спектр определённых черт. Опросники включают в себя шкалу, которая отражает склонность индивида к появлению тех или иных черт.
- Проективные методы. Это целая группа методов исследования личности, в различных версиях которых испытуемым предлагается реагировать на те или иные раздражители: интерпретировать картинки, описывать своё эмоциональное состояние в той или иной смоделированной ситуации.
См. также
Примечания
- Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2003
- Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. Человек и мир. СПб.: Питер, 2003
- Фенихель О. Психоаналитическая теория неврозов. М.: Академический проект, 2004 г.
- Фрейд З. Я и Оно. М.: Мерани, 1991.
- Юнг К. Г. Проблемы души нашего времени. М.: Прогресс. 1993.
- . из оригинала 8 апреля 2019 . Дата обращения: 8 апреля 2019 .
- . из оригинала 8 апреля 2019 . Дата обращения: 8 апреля 2019 .
- . из оригинала 8 апреля 2019 . Дата обращения: 8 апреля 2019 .
- . из оригинала 8 апреля 2019 . Дата обращения: 8 апреля 2019 .
- . cyberleninka.ru. Дата обращения: 7 апреля 2019. 7 апреля 2019 года.
- . из оригинала 10 апреля 2019 . Дата обращения: 10 апреля 2019 .
- www.psychoanalyse.ru. Дата обращения: 7 апреля 2019. 7 апреля 2019 года.
- . azps.ru. Дата обращения: 7 апреля 2019. 28 марта 2019 года.
Литература
- Асмолов А. Г. Психология личности: культурно-историческое понимание человека. Учебник. (1990; 5-е изд. 2019)
- Берн Э.
- Лэнгле А. (Пер. О. М. Ларченко и В. Б. Шумский) // Московский психотерапевтический журнал . 2003. № 2.
- / Пер. И. Авидон, А. Батустин и П. Румянцева. — СПб.: Из дательство «Речь», 2002.
- Мэй Р. / Пер. А. Багрянцевой. —М.: Институт общегуманитарных исследований, 2004.
- // Маслоу А. Психология бытия. / Пер. О. Чистякова. — М.: «Рефл-бук» — К.: «Ваклер», 1997
- Петровский А. В. , Ярошевский М. Г. . — М.: ИНФРА-М, 1998.
- // Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. Пер. М. М. Исениной под ред. д.п.н. Е. И. Исениной. — М.: « Прогресс », 1994
- Рубинштейн С. Л. / Сост., авт. комм. и послесл. А. В. Брушлинский , К. А. Абульханова-Славская . — СПб: Издательство «Питер» , 2000.
- Уколова Е. М. — М.: 2016.
- // Франкл В. Доктор и душа. / Пер. А. Бореев. — СПб.: Ювента, 1997. С. 242—279.
- Фрейд З . [lib.ru/PSIHO/FREUD/lekcii.txt Введение в психоанализ (лекции 1-15)]/ Пер. Г. В. Барышниковой. Лит. ред. Е. Е. Соколовой и Т. В. Родионовой. — СПб.: Алетейя , 1999.
- Фромм Э. . / Пер. Л. Трубицына, А. Ярхо, А. Соловейчик. — СПб.: ИД « Азбука-классика », 2007
- Холл К., Линдсей Д. / Пер. И. Б. Гриншпун . М.: «КСП+», 1997.
- Щербатых Ю. В. — СПб.: Питер , 2009
- Эриксон Э.
- // Юнг К. Г. Проблемы души нашего времени. — М.: « Прогресс », 1994. — С. 293—316.
Ссылки
- Статьи по психологии личности
- Петровский В. А.
- Научно-популярные ресурсы по психологии личности
- Берн Э.
|
Некоторые
внешние ссылки
в этой статье
ведут на сайты, занесённые в
спам-лист
|
- 2020-04-20
- 1