Interested Article - Чилеа, Франческо
- 2021-06-05
- 1
Франческо Чилеа ( итал. Francesco Cilea , 23 июля 1866 , Реджо-ди-Калабрия — 20 ноября 1950 , Варацце ) — итальянский композитор .
Биография
Франческо Чилеа родился 23 июля 1866 года в городе Пальми (Palmi), провинция Реджо-ди-Калабрия в семье адвоката . Его мать страдала психической болезнью , из-за чего мальчик жил у бабушки. Отец, несмотря на совет дирижёра местного церковного оркестра отдать мальчика учиться игре на фортепиано , поместил Франческо в частное учебное заведение в Неаполе , чтобы тот стал адвокатом. Однако Франческо стремился стать композитором. После встречи с библиотекарем Неаполитанской консерватории Франческо Флоримо , лучшим другом Беллини , он окончательно решает поступить туда на учёбу и так и поступает в 1878 году . Учился под руководством Б. Чези по классу фортепиано и у П. Серрао по классу композиции . Во время учёбы победил во множестве конкурсов , был назначен руководителем студенческого хора и оркестра. В консерватории он знакомится с другим будущим известным композитором — Умберто Джордано . В 1887 году Франческо пишет свою первую оперу «Джина» ( либретто Э. Голишиани по мотивам известной комедии). Окончил консерваторию в 1898 году .
В 1890 - 92 годах Чилеа преподавал в Неаполитанской консерватории гармонию и игру на фортепиано. После провала его последней оперы «Лесная свадьба» ( 1909 ), которая так и не вышла на сцены, Чилеа почти не сочинял и занялся преподаванием . Много путешествовал по городам Италии: в 1892- 96 годах жил в Милане , был профессором музыкально-теоретических предметов Музыкального института во Флоренции в 1896- 1904 годах . С 1913 года был директором консерватории Палермо , а в 1916 - 35 годах — консерватории в Неаполе, основал при ней музыкально-исторический музей в 1928 году .
Последние годы жизни провёл в Риме и Варацце, где и умер 20 ноября 1950 года , похоронен в городе Пальми (Palmi).
Творчество
Чилеа был видным представителем веризма . Его индивидуальный стиль связан с южноитальянскими вокальными традициями. Мелодичность, полнота музыкальной экспрессии и лиризм сочинений Чилеа привлекали многих известных певцов, таких как Карузо (исполнил партию Федерико в опере «Арлезианка»).
Второй оперой Чилеа стала «Тильда», поставленная апреле 1892 года в театре Пальяно во Флоренции. Она имела большой успех, была поставлена во многих городах Италии, а также в Вене осенью того же года.
Следующим этапом творчества композитора стала опера «Арлезианка» по одноимённой драме Альфонса Доде . До этого Жорж Бизе написал сюиты , пользовавшиеся популярностью. Однако, Чилеа не боялся конкуренции. Опера впервые была поставлена 27 ноября 1897 года в миланском театре «Лирико». Впоследствии композитор два раза переделывал оперу (1889, 1912 ). «Арлезианка» пользовалась успехом в 1930-х благодаря постановке в « Ла Скала » (1935- 36 ) с участием Маргериты Карозио (Виветта), Тито Скипы (Федерико), Джанны Педерцини (Роза Мамаи). Фрагмент из оперы «Плач Федерико» стал одной из самых популярных арий тенорового репертуара.
Следующая опера Чилеа — « Адриана Лекуврёр » ( 1902 ) вошла в золотой фонд оперной музыки . впервые была поставлена в театре «Лирико», либретто по пьесе Эжена Скриба . В мировой премьере пели Анжелика Пандольфини (Адриана), Энрико Карузо (Морис), Джузеппе де Лука (Мишонне), дирижировал Клеофонте Кампанини . Ставилась во многих города Европы. Успех оперы свидетельствовал о совершенствовании Чилеа как композитора и мелодиста, сумевшего воплотить в музыке нюансы человеческой души.
Опера «Глория» стала последней оперой композитора поставленной на сцене. «Глория» была поставлена 15 апреля 1907 года в «Ла Скала». На премьере дирижировал Артуро Тосканини и по мнению Чилеа, из-за того, что он дирижировал без энтузиазма и не любил это произведение, оно не имело успеха . «Глория» была поставлена всего три раза.
Сочинения
- Оперы :
-
- «Джина» (Неаполь, 1889)
- «Тильда» (Флоренция, 1892)
- «Арлезианка» (Милан, 1897)
- « Адриана Лекуврёр » (Милан, 1902)
- «Глория» (Неаполь, 1907)
- «Лесная свадьба» (1909)
- Сюиты :
- Камерно-инструментальные ансамбли :
-
- Фортепианное трио (1886)
- Соната для виолончели и фортепиано (1931)
и др.
Примечания
- ↑ Евгений Цодоков. . Дата обращения: 2 ноября 2019. 2 ноября 2019 года.
- . Дата обращения: 2 сентября 2010. Архивировано из [www.calend.ru/person/724/ оригинала] 27 июля 2010 года.
Литература
- Музыкальная энциклопедия / Гл. ред. Ю. В. Келдыш . — М. : Советская энциклопедия , 1982 . — Т. 6. — С. 240-241. — 1005 с.
- Краткий биографический словарь композиторов / Гл. ред. И. В. Голубовский. — 3-е изд., доп. — Калининград: Калининградская правда. — С. 163.
- 2021-06-05
- 1