Орган публичной власти
- 1 year ago
- 0
- 0
Главное здание или Комплекс зданий на Невском проспекте Российской национальной библиотеки протянулся от угла Садовой улицы и Невского проспекта до угла площади Островского и переулка Крылова.
Несмотря на то, что комплекс сооружений зрительно воспринимается как единое строение, в действительности он представляет собой четыре самостоятельных здания, которые возводились порознь в разное время .
Первым был возведен Соколовский корпус на пересечении Невского проспекта и Садовой улицы. Позже со стороны площади Островского был построен корпус Росси , к которому затем были пристроены корпуса Собольщикова и Воротилова . Помимо четырёх основных корпусов по Садовой улице к комплексу зданий библиотеки примыкают Дом Балабина и Дом Крылова , которые в настоящее время также относятся к библиотеке .
Императорская Публичная библиотека была основана 16 (27) мая 1795 года высочайшим повелением Екатерины II . Первым зданием библиотеки стало здание, расположенное на углу Невского проспекта и Садовой улицы . Это было первое здание в России приспособленное специально для нужд библиотеки. Библиотека изначально планировалась в качестве как книгохранилища, так и в качестве общедоступного «источника народного просвещения».
Уже через два дня начались подготовительные работы перед строительством: объявлены торги, приобретены строительные материалы, наняты работные люди, отпущены средства из казны для оплаты расходов. В июне того же года началась сама стройка. В июле 1796 года Екатерина II утвердила архитектурный проект Егора Соколова .
Первоначально строительство велось под непосредственным наблюдением императрицы. Известно, что Екатерина предложила дополнить здание библиотеки обсерваторией. Для её оборудования Екатерина приобрела телескоп английского астронома У. Гершеля .
Однако, после смерти Екатерины строительство велось с перебоями. В 1799—1801 годах производилась наружная и внутренняя отделка, на здании и в нишах по фасаду были установлены статуи и бюсты из пудожского камня работы А. Трискони по моделям И. П. Прокофьева . На колоннаде главного фасада были поставлены шесть статуй античных писателей и ученых .
С 1801 года отделку библиотеки, по проекту Соколова, продолжил архитектор Л. И. Руска . Отделкой отдельных помещений библиотеки занимался архитектор А. Н. Воронихин . Работы были закончены в 1812 году. К этому времени в арочных нишах нижнего этажа под полукруглыми окнами были пробиты прямоугольные окна. Здание было оштукатурено и окрашено в два цвета: стены — в серый, а колонны, тяги и карнизы — в белый .
Перед библиотекой ставилась задача собрать все книги, напечатанные в России , изданные за границей на русском языке , а также книги о России на иностранных языках (так называемая « »).
Открытие Императорской публичной библиотеки состоялось 2 (14) января 1814 года . Библиотека была открыта для всех, независимо от социального положения.
В дни блокады библиотека не прекращала свою работу, ценой неимоверных усилий, в условиях нехватки топлива и электричества её сотрудники сохранили уникальные фонды библиотеки.
Сейчас в корпусе Соколова находятся читальный зал отдела рукописей, зал отдела рукописей, овальный зал отдела рукописей, выставочный зал отдела рукописей, зал русского книжного фонда, овальный зал русского книжного фонда .
Изображение корпуса Соколова использовано для оформления серебряной памятной монеты , выпущенной Банком России в 1995 году.
В конце 1820-х годов возникла необходимость в расширении библиотеки. Генеральный план нового корпуса здания библиотеки, выходящего на площадь Островского , был создан К. И. Росси , а рабочий проект разработан А. Ф. Щедриным . Здание было возведено к 1828 году , а наружная отделка завершена в 1832 году .
Карлу Росси удалось не только сохранить корпус Соколова, но и вписать его в общую композицию библиотечного комплекса. Сохранилось членение по горизонтали, полуциркульные и прямоугольные окна, были использованы тот же ордер и основные декоративные элементы. В фасад корпуса Соколова Росси внёс отдельные изменения, но основной объём был сохранён. Таким образом удалось добиться архитектурного единства обоих строений .
Характерной особенностью здания стало органическое сочетание архитектурного и скульптурного убранства, что придавало всему комплексу библиотеки особую выразительность. Основой композиции фасада здания, обращенного к площади, стала колоннада ионического ордера, приподнятая, как и в старом корпусе, на массивный рустованный нижний этаж. На месте заделанных окон и ниш верхнего этажа был помещен скульптурный фриз. В центральной части дворового фасада место колонн были использованы пилястры. Дворовый фасад корпуса Соколова остался без изменений .
В оформлении здания активное участие принимал выдающийся российский скульптор В. И. Демут-Малиновский . Он создал статую Минервы над фронтоном , фигуры Демосфена , Гиппократа , Эвклида и скульптурный фриз .
При разработке архитектурного проекта Росси учёл функциональные требования, предъявляемые к библиотеке — внутри здания были спланированы обширные, не загроможденные колоннами или пилонами залы и удобные проходы к шкафам. На втором этаже были помещены два двусветных зала , деревянные винтовые лестницы вели на галерею верхнего этажа .
По предложению А. Ф. Щедрина в новом корпусе библиотеки были смонтированы духовые печи, водопровод и канализация .
В настоящее время в корпусе Росси находятся: кабинет Фауста , библиотека Вольтера , библиотека Санкт-Петербургского шляхетного корпуса, отдел эстампов, Ларинский зал , зал Корфа , зал справочного обслуживания и электронных ресурсов .
Кабинет Фауста или Готическая зала был построен и оборудован в средневековом стиле в 1857 году по проекту архитекторов И. И. Горностаева и В. И. Собольщикова .
В 1872 году кабинет Фауста описывался следующим образом:
… Пестро расписанные крестообразные своды плафона опираются на массивный серединный столп, составленный из четырех соединенных в одно колонн. Две стрельчатыя оконицы с своими розетками и трилистниками из цветного стекла; громадные шкафы, которых далеко выдающиеся карнизы поддерживаются витыми колонками, возвышаются до самаго свода; тяжелый стол и кресла, пюпитр для письма, какой можно видеть еще на старинных ксилографах, на нем часы с кукушкою для боя и арабский зеленый глобус с астролябиею, а сверху на невидимой нити спокойно парящий вампир, скамья для чтения книг, обложенных цепями: все, до неуклюжих растопыренных петель и запоров на боковых дверцах и до чернильницы, напоминает монастырскую библиотеку пятнадцатаго «типографскаго» столетия… Над капителями колонн средняго столба нарисованы красные гербы первых типографщиков — Фауста и Шеффера из Майнца, и из Нюренберга, Тер-Гернена из Кёльна, Венцлера из Базеля …
Зал и в настоящее время напоминает европейскую монастырскую келью XV века. В центре зала находится статуя Гутенберга работы датского скульптора Б. Торвальдсена . Над капителями колонн надписи « здесь стоят первенцы типографского искусства », и « имя Иогана Гутенберга — изобретателя книгопечатания останется жить вечно » В кабинете два витражных окна, созданных в середине XIX в. мастеровыми людьми: столяром В. Власовым, слесарем А. Степановым и стекольщиком Поповым. Они являются редкими по сохранности образцами, относящимися к раннему периоду витражного искусства в С.-Петербурге .
В кабине Фауста хранятся инкунабулы — книги, изданные до 1501 года .
|
Этот раздел статьи
ещё
не написан
.
|
|
Этот раздел статьи
ещё
не написан
.
|
В середине XIX века в связи с большим наплывом читателей возникает необходимость в строительстве третьего корпуса библиотеки. В 1857 году проект нового читального зала на 200—250 мест был заказан В. И. Собольщикову . Перед началом разработки проекта архитектор с целью ознакомления посетил европейские библиотеки .
Строительство здания началось в июне 1860 года, а завершилось в сентябре 1862 года .
Новый читальный зал был удобнее предыдущих: более светлый, снабженный подъемными машинами для книг, шкафами и столами для справочной библиотеки и дополнительными помещениями для занятий художников и женщин-читательниц .
Помимо строительства нового корпуса Собольщиков выполнил частичную переделку уже существующих корпусов библиотеки . Корпус Собольщикова находится внутри комплекса зданий Российской национальной библиотеки и не виден с улиц.
В настоящее время в корпусе Собольщикова находится Ленинский читальный зал .
|
Этот раздел статьи
ещё
не написан
.
|
В конце XIX века вновь возникла необходимость в расширении площади библиотеки. 30 ноября 1890 года император одобрил план и фасад постройки, которую решили разместить на Александрийской площади как пристройку к старому зданию. 1 сентября 1896 года состоялась закладка нового здания по проекту Е. С. Воротилова .
Новый корпус был возведен на площади в одну линию с корпусом Росси, однако его фасад, обработанный «под гранит», заметно отличается от стиля более раннего корпуса . Для единства восприятия построек Воротилов использовал единство масштабных соотношений и сходные элементы декора. В старом здании пробили вертикальные борозды для зрительного соединения обоих зданий. Корпуса соединили внутренней галереей .
Несмотря на усилия по созданию архитектурного единства комплекса зданий, новый корпус был сделан в другой стилистической манере — оно не столь гармонично, благодаря иным масштабным соотношениям кажется более тяжелым, лишенным изящества, характерного для построек эпохи классицизма. В определённой степени оно нарушает стилистическую целостность ансамбля площади, которую Росси планировал целиком, не предполагая возведения на ней ещё одной и к тому же достаточно протяженной постройки .
7 сентября 1901 года новый читальный зал на 400 человек был открыт для посетителей. Он соответствовал требованиям своего времени — 36 огромных двухъярусных окон обеспечивали хорошую освещенность, вентиляция — чистоту воздуха, окраска — не утомляющую глаз цветовую гамму. В аванзале, перед читальным залом, находилось справочное отделение с библиотекарем при нём .
В настоящее время в корпусе Воротилова находится универсальный читальный зал .
До середины XIX века от корпуса Соколова по Садовой улице шла глухая каменная стена, которая ограждала обширный библиотечный двор. В середине XIX века генерал-лейтенантом П. И. Балабиным здесь был построен дом, в котором он открыл гостиницу и трактир . В Балабинской гостинице в 1859 году проживал историк Н. И. Костомаров . У него бывали Т. Г. Шевченко , Н. Г. Чернышевский . В Балабинском трактире, получившего неофициальное название литературной корчмы бывали А. Ф. Писемский , Н. А. Лейкин , И. Ф. Горбунов , П. И. Мельников-Печерский .
В 1874 году доходный дом был перестроен архитектором .
В конце XIX века в этом доме были размещены магазин обоев Царскосельской обойной фабрики и Санкт-Петербургская городская станция казённых железных дорог. В начале XX века тут помещались «Петроградское общество взаимного кредита» и банкирский дом «А. Ф. Филиппов и К». В 1918 году декретом советского правительства этот дом был передан Публичной библиотеке .
В настоящее время в доме располагается администрация библиотеки.
Объект культурного наследия России
федерального значения
( ЕГРОКН ) (БД Викигида) |
«Дом Крылова» на Садовой улице, предположительно был построен в 1790-х годах и принадлежал казне. В 1796 году Павел I распорядился разместить здесь библиотеку братьев Залуских , привезённую из Варшавы после польской компании А. В. Суворовым .
Первый этаж этого здания сдавали в аренду книготорговцам, а на втором и третьем этаже располагались квартиры для сотрудников. В 1811 году в бесплатной казённой квартире из трёх комнат на 3-м этаже проживал принятый на должность помощника библиотекаря (без жалования) Николай Иванович Гнедич . Гнедича в его квартире посещали А. С. Пушкин , А. Н. Оленин , А. А. Дельвиг , К. Н. Батюшков .
В 1816 — 1841 годах на втором этаже дома проживал баснописец И. А. Крылов , а на третьем этаже квартировали будущий член Российской Академии М. Е. Лобанов , библиограф В. С Сопиков . На первом этаже помещались книжные и другие магазины, а в начале XX века здесь были и магазин тканей «Северный торговый дом Эдуарда Дихтера», магазин фототоваров, а также книгоиздательство А. А. Каспари и редакция журнала для семейного чтения «Родина».
В настоящее время в здании размещаются структурные подразделения Российской национальной библиотеки: книжный салон, информационно-сервисный центр, конференц-зал, музыкальная гостиная и зал заседаний.
В 2008 году был произведён ремонт трёх залов библиотеки с уничтожением исторического декора. Изменения коснулись трёх залов:
В связи с этим было подписано открытое обращение петербуржцев, встревоженных исчезновением элементов декора и исторического библиотечного оборудования залов РНБ . В обращении подчёркивается, что было утеряно убранство первой половины XIX века, которое было ярким примером архитектурной и культурной традиции. Авторство интерьеров, по словам работников РНБ, принадлежало таким общепризнанным архитекторам, как К. И. Росси , А. Ф. Щедрин , А. Н. Оленин , М. А. Корф
Это обращение поддержали деятели культуры и искусства:
и другие .