Interested Article - Герасим Болдинский
- 2020-12-31
- 1
Гера́сим Бо́лдинский (в миру Григорий ; 1489 , Переславль-Залесский — 1 мая 1554 , Троицкий Болдин монастырь ) — монах Русской церкви , основатель Болдина монастыря под Дорогобужем и Жиздринского Троицкого монастыря .
Дни памяти:
- 1 (14) мая — преставление;
- 23 мая ( 5 июня ) — Собор Ростово-Ярославских святых
- 7 (20) июля — обретение мощей ;
- в воскресенье перед 28 июля ( 10 августа ) — Собор Смоленских святых .
Хронология жития
«Сей убо преподобный отецъ нашъ Герасимъ отечество и воспитание имея во граде Переяславле, рекомемъ Залежъском, в нем же родися от благоговеину родителю… Егда же родися отроча, тогда нарекоша имя ему Григорий…» .
В 1502 году Григорий умолил почитаемого подвижника Даниила принять его послушником и поселился в одной келье с Даниилом в Горицком монастыре города Переславля-Залесского .
После 1508 года Григорий принял постриг в Троицком Данилове монастыре и наречён в иночестве Герасимом . Монастырь строился на «божедомьи», то есть на месте, где была богадельня , призревавшая увечных, слепых, хромых, не способных к работе, и должен был взять на себя заботу об этих несчастных. Уходу за ними и были посвящены труды новопостриженого инока Герасима. Самое же главное его послушание состояло в изготовлении обуви для «божедомных людей», почему среди братии Горицкого монастыря он и назывался «кожешвец» (сапожник). «И когда жил Герасим в своей келье, начал он труды к трудам прилагать и подвиги к подвигам, в посте и молитве беспрестанной день и ночь без сна пребывая» .
25 марта 1528 года «пришел есми аз на место сие, аки един от нищих, на лес сей, в пустыни, на ней же разбойницы живяху, зовому Болдино , в Дорогобужской уездъ , в лето 7036-го <1528> марта въ 25 день, Богом наставляем» .
Однажды проходившие мимо свирепые люди, не боящиеся Бога, ругались на преподобного, зло били и влачили его .
В 1530 году, по прошествии двух лет со времени поселения его при Московской дороге в Дорогобужском лесу было ему видение в ночи. Преподобный ясно услышал невдалеке от своей хижины звон как бы множества колоколов, искусно подобранных один к другому. «И абие тако же во вторую нощь и третию звонъ велий слышитъ на долгъ часъ… И заутра воста иде на место, идеже слыша звонъ… Бе же ту источникъ, Болдинъ нарицаемый, у него же бяше место зело красно и суховидно, окатно всюду… Посреди же места того бяше древо, дуб глаголемый. Дивно же древо сие…» . На возвышении посреди поляны рос величественный дуб, разделявшийся вверху на три мощные ветви, такие, что капли дождя не могли промочить человека, который пожелал бы укрыться под его сенью. «… и воздвиже руце на небо, молитву творя на долгъ часъ, глаголя: Сей покой мой, зде вселюся в векъ века…» . С посохом в руке и котомкой за плечами Герасим отправился пешком в Москву бить челом Великому князю Василию III о дозволении построить монастырь.
9 мая 1530 года был освящён храм во имя Живоначальной Троицы с приделом , посвящённым преподобному Сергию . Спустя некоторое время был выстроен тёплый храм в память Введения во храм Пресвятой Богородицы .
В 1535 году Герасим со своим учеником Симеоном пришёл в Вязьму , где позже основал Иоанно-Предтеченский монастырь .
В 1542—1543 годах «повеле поставити им игумена от ученикъ своих, именем Симеона… Потом же создал обитель во Брянском уезде , на Брынском лесу. И повеле им поставити строителя, именем Петра Корастелева, на реке на Жиздре, во имя Пресвятыя Троицы (Церковь, выстроенная во имя Живоначальной Троицы имела приделы Введения во храм Пресвятой Богородицы и преподобного Сергия Радонежского . Потом создал обитель в Дорогобужском же уезде, на реке на Непре <Днепре>, еже есть, постави Сергия, в Вырковых <Сверковых> Луках» .
Герасим скончался 1 мая 1554 года в основанном им монастыре: «И тако святую свою трудолюбную и многострадальную душу предаде в руце Божии… в лето 7062-е <1554>, индикта 12-гонадесят, майя въ 1 день в седмый час нощи» .
3 февраля 2016 года решением Архиерейского собора Русской православной церкви был канонизирован для общецерковного почитания в числе других подвижников, которые почитались, но не были прославлены общецерковно .
Примечания
- «Болдинский» — топонимическое прозвище
- , с. 215.
- , с. 216.
- ↑ , с. 210.
- Из Жития Преподобного Герасима Болдинского, хранившегося в Императорской публичной библиотеке в Петербурге под № 711 — см. от 1 февраля 2012 на Wayback Machine , изданное в 1893 году настоятелем Болдина монастыря архимандритом Андреем и переизданное в 2002 году настоятелем Свято-Троицкого Болдина монастыря архимандритом Антонием.
- ↑ Из Жития Преподобного Герасима Болдинского, хранившегося в Московской Румянцевской библиотеке в сборнике Ундольского под литерой «Д» — см. от 1 февраля 2012 на Wayback Machine , изданное в 1893 году настоятелем Болдина монастыря архимандритом Андреем и переизданное в 2002 году настоятелем Свято-Троицкого Болдина монастыря архимандритом Антонием.
- , с. 225.
- , с. 226.
- Жизнеописатель особо отмечал, что Герасим «на конях никогда не ездил до скончания жизни своей».
- Шереметевский В. В. // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб. — М. , 1896—1918.
- от 1 февраля 2012 на Wayback Machine
- Место, называвшееся Сверковы Луки, находилось в 30 верстах от Дорогобужа вниз по Днепру; в литовское владение, до 1522 года, там уже был небольшой монастырь.
- , с. 248.
- .
- . Дата обращения: 18 марта 2017. 5 декабря 2021 года.
Литература
- Васильев П. П. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
- . — М. : Тип. А. И. Снегиревой, 1893. — 66 с.
- Житие и акафист преподобному и богоносному отцу нашему Даннилу игумену Переяславскому чудотворцу. — Переславль-Залесский, 2003.
- Колобков В. А. Митрополит Филипп и становление московского самодержавия. Опричнина Ивана Грозного. — СПб. : Алетейя , 2004. — 640 с. — (Древнерус. сказания о достопамятных людях, местах и событиях). — ISBN 5-89329-567-6 .
- Автобиография и житие в древнерусской литературе…. — СПб. : Наука , 1996. — 367 с. — (Новые имена в науке). — ISBN 5-02-028139-5 .
- Крушельницкая Е. В., Пономарёв А. М. // Православная энциклопедия . — М. , 2006. — Т. XI : « — Гомар ». — С. 144—149. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 5-89572-017-X .
- Свято-Троицкий Болдин монастырь. Хронология жизни обители, дела и судьбы настоятелей монастыря в контексте истории страны / А. Пономарёв. — Смоленск, 2008. — С. 9—14. — 176 с.
Ссылки
- (Библиотека литературы Древней Руси / РАН. ИРЛИ)
- 2020-12-31
- 1