Interested Article - Хвалынская культура
- 2021-07-23
- 1
Хвалы́нская культу́ра (называемая также протокурганной) — энеолитическая археологическая культура Северного Кавказа и Среднего Поволжья V - IV тыс. до н. э. Название получила по месту первых находок — близ города Хвалынск Саратовской области. Сложилась на основе самарской культуры , но в значительно более широком ареале — от Саратова на севере до Азовского моря на юго-западе и реки Урал на юго-востоке. Близка среднестоговской культуре и иногда выделяется вместе с ней в единую культурно-историческую общность. В 1980 году И. Б. Васильев сформулировал концепцию среднестоговско-хвалынской культурно-исторической общности и её вхождения субстратным компонентом в древнеямную культурно-историческую общность . Есть мнение, что хвалынская культура возникла в результате переселения части среднестоговского населения на восток из-за аридизации климата , однако сама среднестоговская культура происходит из Подонья . И. В. Горащук по нарастанию количества двустороннеобработанных и шлифованных изделий в хвалынских комплексах, приходит к выводу о том, что хвалынские скотоводы пришли в Поволжье с территории Мангышлака , продвигаясь из полупустынной зоны в степную в поисках пастбищных угодий . В дальнейшем эволюционировала в локальный вариант ямной культуры и оказала влияние на ботайскую культуру Казахстана . Представители хвалынской культуры уже были знакомы с основами обработки металлов ( медь ). Основные занятия населения — скотоводство и коневодство . Вспомогательную роль играли охота, рыболовство и собирательство.
Антропологический облик
Могильники хвалынской культуры представлены долихокранными, умеренно узколицыми (мезокефалия) европеоидами понтийского типа .
На черепах людей зрелого возраста нередко встречаются поверхностные дефекты костной ткани овально-ладьевидной формы. Высказываются предположения о ритуальных причинах данных ударных травм, наносившихся, возможно, в ходе возрастной инициации (ср. с ритуальной трепанацией черепа ).
Генетика
У большинства представителей хвалынской культуры, живших 6700 лет назад, была обнаружена Y-хромосомная гаплогруппа R1b1a , а также минорные Y-хромосомные гаплогруппы J1-CTS1026 , I2a2 , R1a , Q1a и митохондриальные гаплогруппы H2a1 , U4a2 , U4d , U5a1i .
Захоронения
Могильник под Хвалынском на пространстве 30×26 м содержал 158 скелетов преимущественно в индивидуальных погребениях, реже от 2 до 5 тел в одной могиле. Покойных укладывали на спину с согнутыми коленями. Над двенадцатью погребениями были возведены небольшие каменные насыпи. Как и погребения самарской культуры , могилы хвалынской культуры нередко содержат останки лошадей, овец и крупного рогатого скота.
Могильник под городом Нальчик на Северном Кавказе содержал 121 погребение. Тела также уложены лицом вверх и с согнутыми коленями. При погребении использовали охру и каменные плиты. Кроме того, весь могильник был закрыт курганом.
Бытует мнение, что судя по найденным в могилах предметам, в хвалынском обществе имело место социальное расслоение, так как одни могилы заметно богаче других. Тем не менее, специфических знаков отличия вождей не найдено, в то время как курганы более поздней эпохи предназначались исключительно для вождей и их окружения. Накопление материальных богатств коррелирует с ростом населения и территориальной экспансией. Однако, как показывают последние исследования, в нео-энеолитических культурах Восточной Европы богатство захоронений определялись почти исключительно возросто-половыми отношениями, наиболее богаты детские захоронения и захоронения особей достигших наиболее репродуктивного возраста (район 25-30 лет), особи после 35-40 лет наиболее бедны и практически не имеют инвентаря , таким же соотношениям подчиняется и хвалынская культура.
Если в погребениях самарской культуры металлические изделия не найдены, то в хвалынских могилах обнаружены медные украшения в виде колец. Другие украшения представлены перламутровыми бусами, браслетами из камня и кости, а также зубами животных, кабанов, медведей, волков, оленей и пр. Оружие остается каменным, но достигает высшего качества изготовления. На керамике заметны следы веревок и шерстяной ткани.
В Самарской, Оренбургской и Саратовской областях были обнаружены погребения, относящиеся к хвалынской культуре. Были исследованы два грунтовых могильника на севере Саратовской области близ г. Хвалынск. Это Хвалынский I и Хвалынский II. В Саратовской области так же изучен Хлоповский могильник. В Самарской области к хвалынской культуре относится Криволучское погребение на р. Чагре. А в Оренбургской области Ивановский могильник на правом берегу р. Ток, левого притока р. Самара (Васильев, 2003)
Поселения
Кроме погребений известны также и поселения, относящиеся к хвалынской культуре. В Оренбургской области хвалынская керамика встречена на Ивановской и Турганикской стоянках (Моргунова, 1989). В Самарской области на р. Сок, правом притоке р. Волга, было исследовано Гундоровское поселение. Материалы хвалынской культуры были найдены так же на стоянке Лебяжинка I . В Астраханской области была обнаружена и раскопана серия хвалынских памятников — стоянок и могильников. Это Кара-Худук, Каиршак VI , Комбак-тэ, Тау-тюбе, Северный Букей и др. Материалы, связанные с хвалынской культурой были обнаружены так же в Восточном Прикаспии на полуострове Мангышлак . В Волгоградской области хвалынская керамика была обнаружена на стоянке Кумыска на р. Торгун (Васильев, 2003). В Пензенской области хвалынские материалы были обнаружены и исследованы В. В. Ставицким на стоянке Труево I на верхней Суре (Ставицкий 2001).
Археологическая преемственность
Многое говорит о родстве хвалынской культуры с древнеямной культурно-исторической общностью – в частности, скорченность покойников, охра, круглодонность сосудов, а также черепа и кости коров, реконструируемые как шкуры, положенные в могилу целиком вместе с ногами и головой.
Примечания
- . Дата обращения: 1 мая 2023. 21 февраля 2023 года.
- 19 декабря 2005 года.
- Сафронов В. А. Индоевропейские прародины. Горький: Волго-Вятское кн. издательство, 1989.
- Л. С. Клейн Древние миграции и происхождение индоевропейских народов. СПб., 2007, с. 95.
- Котова Н. С. Ранний энеолит степного Поднепровья и Приазовья. Луганск 2006.
- Горащук И. В. от 5 июня 2020 на Wayback Machine // Вопросы археологии Поволжья. — Самара, 2003. — С. 118—133.
- Трофимова Т. А. Этногенез татар Среднего Поволжья в свете данных антропологии. — Казань, 1948.
- . Дата обращения: 6 марта 2009. Архивировано из 25 декабря 2008 года.
- Хохлов А. А. Ритуальные травмы на черепах у носителей хвалынской энеолитической культуры Поволжья // Этнографическое обозрение . 2012. № 2.
- ↑ David W. Anthony . от 12 мая 2020 на Wayback Machine // Volume 47, Number 1 & 2, Spring/Summer 2019
- Iain Mathieson et al. от 3 марта 2016 на Wayback Machine , 2015
- Котова Н.С. Ранний энеолит степного Поднепровья и Приазовья. Луганск 2006. с. 153-156.
- (недоступная ссылка)
- Клейн Л.С. Древние миграции и происхождение индоевропейских народов. СПб., 2007, сс. 94-95.
Литература
- Мариупольская культурно-историческая область // БРЭ. Т.19. М., 2012.
- Михайловское поселение // БРЭ. Т.20. М.,2012.
- Клейн Л.С. Древние миграции и происхождение индоевропейских народов. СПб., 2007.
Ссылки
- от 21 ноября 2013 на Wayback Machine
- J. P. Mallory, «Khvalynsk Culture», Encyclopedia of Indo-European Culture , Fitzroy Dearborn, 1997.
- Marija Gimbutas, «The Civilization of the Goddess», HarperSanFrancisco, 1991, ISBN 0-06-250368-5 or ISBN 0-06-250337-5
- David W. Anthony et al. // Praehistorische Zeitschrift, March 23, 2022
- 2021-07-23
- 1