Interested Article - Ислам в Казахстане
- 2021-03-04
- 1
Ислам в Казахстане — самая распространённая религия среди верующего населения Республики Казахстан . Мусульмане составляют 70 % населения по переписи 2009 года .
- Основное направление — суннизм
- Мазхаб (правовая школа) — Ханафитский мазхаб (суннизм)
- Акида (вероубеждение) — Матуридитская акида
- Уполномоченный орган — Духовное управление мусульман Казахстана (ДУМК).
История
Распространение ислама на территорию современного Казахстана происходило в течение нескольких столетий, начиная с южных регионов.
Первым толчком к распространению ислама, стала Таласская битва 751 -го года. При которой карлуки Карлукского каганата , объединившись с войсками Аббасидской империи , одержали победу над войсками Танского Китая . Победа в сражении, остановила экспансию китайской империи Тан на запад, и позволило исламу утвердиться среди оседлого населения Семиречья и на Сырдарье к концу Х века .
Примерно в середине Х века на территории Кызылординской области возникла новое мусульманское государство - Сельжукская империя , в котором правили тюркские кочевники огузы династии Сельжукидов . Единовластными султанами сельджуков были внук Сельджука Тогрул-бег (1035, 1058—1063), его правнук Алп-Арслан (1063—1072), а также Мелик-шах I (1072—1092), Султан Санджар (1118—1157).
Сельджуки получили своё название по имени Сельджука , предводителя и вождя огузов и поселившегося, по преданию, в 955 году в городе Дженде на Сырдарье , находившемся на территории современного Казахстана . Ему было не более 20 лет, когда он стал сю-баши у огузского ябгу. Прожил, по преданию, 107 лет и умер в Дженде . Сельджук оставил после себя пятерых сыновей. Внуки Сельджука стали выдающимися правителями: Тогрул-бек , Чагры-бек Дауд , Алп-Арслан . Впоследствии, покорив Восточно-Римскую империю , Месопотамию , и большую часть Персии они создали огромную империю и стали основателями династии Сельджукидов , правившей этими землями с XI по XIV века .
Согласно иранскому учёному-историку Атабаки Туражу, изначально ислам утвердился в городе
Туркестане
и его окрестностях
.
Затем, согласно средневековому исламскому историку
Ибн аль-Асиру
, благодаря
саманидским
миссионерам в городе
Таразе
и его окрестностях
.
В средние века, ключевую роль в распространении ислама, также сыграл писавший поэтические стихи и философские труды на тюркских языках тюркский суфийский мыслитель — Кожа Ахмет Яссауи , основатель суфийского ордена Ясавия .
Далее после его смерти,суфийский орден основанный Яссави стал одним из самых влиятельных в Центральной Азии. На сегодня, Яссави очень высоко почетается в Казахстане и Центральной Азии. Его мавзолей является почитаемым местом среди правоверных мусульман.
Ислам стал официальной религией на территории современного Казахстана в 960 году при тюркской Караханидской империи , возникшей в Семиречье в 840 году. Династия Караханидов была тюркской , из кочевого племени ягма . Каган Караханидов Мусе Байташ Богра-хан в 960 году сделал ислам ханафитский мазхаба государственной религией Караханидской империи . Ученый-историк Макдиси сообщал, что уже во второй половине X века в каждом Караханидском городе присутствовала мечеть .
Памятник той эпохи — сочинение средневекового тюркского писателя и поэта Юсуфа Баласагунского (1015—1016) «Кудатгу Билиг», в котором получила отражение исламское мировоззрение . Для него характерна веротерпимость, признание свободы мнений в религии, а также симбиоз ислама и эстетичное описание добродетели.
Поэма Юсуфа Баласагуна «Благодатное знание» (Кутты билик) — одновременно и художественное произведение, и этико-дидактический и политико-философский трактат. Действующие лица — аллегорические образы, олицетворяющие справедливость (Кун-Тогды), счастье (Ай-Толды), разум (Огдулмиш), довольство (Огдурмиш). Поэма построена в форме диалогов между основными персонажами.
Поэма написана в размере мутакариб арабской системы стихосложения аруз и является первым примером использования аруза в тюркской литературе. Форма написания — сдвоенный стих маснави . Поэма «Благодатное знание» (Кутты билик) начинается со строками автора о том, что его поэма написана на тюркском языке :
Да, книг у арабов, таджиков немало,
А нашею речью сия – лишь начало.
Кто мудр, эту книгу оценит с почтеньем,
Лишь тот ценит знанья, кто зрел разуменьем..
В период Золотой Орды большое влияние обретают суфийские ордена Накшбандия и Ясавия , которые играют роль мозговых центров при ханах. Первым монгольским ханом, принявшим ислам, становится монгольский император Берке (1255—1266). Приняли ислам также его младшие братья Беркечар, Бури и Тукай-Тимур. Туда-Менгу стал вторым монгольским мусульманским императором Золотой Орды . Позже монгольский хан из династии Батуидов Узбек-хан (1312—1340) сделал ислам ханафитского мазхаба государственной религией Золотой Орды . Наряду с Золотой Ордой на территории современного Казахстана существовало другое мусульманское государство Моголистан , в котором правила династия Туглуктимуридов .
В XV веке на территории современного Казахстана возникло три новых мусульманских государств кочевое Узбекское ханство Абулхаирхана , Ногайская Орда и Казахское ханство . Все казахские и узбекские ханы являются мусульманами ханафитского направления. Ногайская Орда была образована примерно в 1440-е годы на Западной части Казахстана.
В XVIII—XIX веках Российская империя последовательно расширяла территории Казахстана и Средней Азии [ стиль ] , российская императрица Екатерина II использовала татарских мулл для ведения диалогов и распространение своего влияния на казахов и других мусульман.
В настоящее время ислам воспринимается казахским населением как составная часть этнической идентичности. Основная масса казахского населения считают себя мусульманами и соблюдает в той или иной мере хотя бы часть исламских обрядов и предписаний. Например, обряд мужского обрезания (сундет) и праздник сундет-той совершает подавляющая часть казахов, погребение по мусульманским обрядам и жаназа намаз по покойному производят большинство казахов. Наряду с исламом среди верующих казахов сохраняются и некоторые остатки доисламского периода, как противоречащие, так и в принципе не противоречащие исламу. Празднование Навруз ( 21 марта ) — праздник прихода весны по астрономическому солнечному календарю , а также иранский национальный праздник. Зачастую можно услышать, как казахи иногда используют слово « Тәңір », « Кудай » как синоним слова Аллах .
В настоящее время в Казахстане функционируют около 3700 мечетей .
Современное состояние
При поддержке ряда исламских государств в Казахстане была создана целая сеть исламских образовательных учреждений. С 1991 года функционирует Высший исламский институт по подготовке имамов-хатыбов при Духовном управлении мусульман Казахстана, с 2001 года — Египетский университет исламской культуры «Нур-Мубарак» с египетскими преподавателями (с 2012 года переименован в Казахско-египетский исламский университет «Нур») . Последний вуз только за 2004—2011 годы выпустил 262 специалиста-исламоведа, значительная часть которых стала работать имамами и наиб-имамами в мечетях Казахстана . В 2002 году также был открыт Исламский институт повышения квалификации имамов Республики Казахстан . Однако не стоит преувеличивать значение ислама в общественно-политической жизни страны — например, только в 2012 году появился первый исламский телеканал «Асыл Арна» . Государственная власть стремится контролировать исламское образование — с 2011 года в стране появился государственный стандарт специальности «Исламоведение» и уже в 2011 году было выделено 150 грантов для лиц, обучающихся по этой специальности .
Особенности
Ислам в Казахстане исповедуют в основном казахи , узбеки , уйгуры , дунгане , таджики , киргизы , туркмены , татары , башкиры , ряд традиционно исламских народов Северного Кавказа , азербайджанцы (последние в своём большинстве придерживаются шиизма ).
Мечети
Всего в Казахстане, по данным ДУМК , на август 2022 года 2716 мечетей. Из них 284 мечетей имеют внутреннюю вместимость больше 500 человек.
См. также
Примечания
- . Дата обращения: 8 июля 2014. 4 марта 2016 года.
- . Центральная Азия и Кавказ: транснационализм и диаспора , стр. 24
- Ибн аль-Асир , том 8, стр. 396
- Караханидов эпохи искусство // Казахстан. Национальная энциклопедия . — Алматы: Қазақ энциклопедиясы , 2005. — Т. III. — ISBN 9965-9746-4-0 . (CC BY-SA 3.0)
- Кудатгу-Билик: (Благодатное знание). Юсуф Баласагуни. Москва., «Наука», 1983. с.11
- Андреев А. История крыма — М. : Издательство «Монолит-Евролинц-Традиция», 2002. — (История и страна) — Гл. 7.
- ↑ Рудов Г. А. Ислам в Центральной Азии: масштабы и перспективы влияния // Научно-аналитический журнал Обозреватель — Observer. — 2014. — № 6 (293). — С. 60
- Рудов Г. А. Ислам в Центральной Азии: масштабы и перспективы влияния // Научно-аналитический журнал Обозреватель — Observer. — 2014. — № 6 (293). — С. 61
- . Ulysmedia.kz: Новости и аналитика в Казахстане | Улыс, Ұлыс, Ulys, Улус (19 августа 2022). Дата обращения: 22 июля 2023. 22 июля 2023 года.
Литература
- Ислам в Казахстане: история, этничность и общество. — Алматы: КИСИ при Президенте РК , 1998. — 188 с.
- // . — 1999. — № 5 .
- „Возвращение ислама“ в Казахстан. — Алматы: Фонд «Алтынбек Сарсенбаулы», 2012. — 170 с.
Ссылки
- [history1997.forum24.ru/?1-2-20-00000001-000-0-0-1205854254 Форум — История ислама в Казахстане]
- Густерин П. // ЦентрАзия.
- 2021-03-04
- 1