Бурзянцев, Александр Данилович
- 1 year ago
- 0
- 0
Бурзя́н ( башк. Бөрйән ) — родоплеменное образование ( клан ) древнебашкирского генеза в составе юго-восточных башкир .
• (Родовые подразделения: , , , калмак , , , , , , , , , , , , , , , ямаш )
• (Родовые подразделения: , , , биян , губайдулла , , , , , калмак , , , , , , урлук , , , , , , , , , , , , , , )
• БУРЗЯН (Родовые подразделения: , , , , , байулы , , бишул , , бурзян, , , , бакир , , , , , , , , , , , , иштэкэ , , йылан , , , кустур , , , , , , , калмак , , , канкыс , , , , , - кыпсак , катай , , , , - , , куян , , кыпсак , , , , , , мунаш , , , , , , , , , , , , , , , , , , , сарт , , таз , таиш , тамьян , , , , , , , , , , , , , , , , , сарт , , суун - кыпсак , , , , ырсай , , , , , , , юрматы , , , , , , , )
• (Родовые подразделения: , калмак )
• (Родовые подразделения: , , , , калмак , , , , урлук , , , , , , , )
• БАЙУЛЫ (Родовые подразделения: , , , байулы , , , , , калмак , , , , керпе , , , , , , , , , тангор , , турна , , )
• (Родовые подразделения: баим , буре , , , калмак , , , кыргыз , , мунаш , , , , , , - , )
Байбуловы, Байгутлины, Барлыбаевы и Шариповы,Балдыбаевы, Вахитовы, Гадельшины, Исмагиловы, Кулдавлетовы,Кунакбаевы, Еникеевы, Миниахметовы, Мурзагуловы, Мухаметшины, Набиуллины, Суюновы, Уразаевы, Юсуповы, Худайбердины, Сагитовы, Султангильдины, Абулгазины, Ишмулины, Ишалины,Хановы, Хамитовы, Уметбаевы, Ильясовы, Илсенбаевы, Исянгильдины, Тимерясовы, Юнусовы,Яхины и другие.
Подавляющее число протестированных бурзян (90 %) (рода ямаш, монаш, янхары, ялан, байулы), оказались принадлежащими гаплогруппе R1b , субклад R1b-Z2103>Z2106 .
Другой род бурзян — нугай — в основном являются представителями гаплогруппы R1a , субклад R1a-Z2123
Бурджаны являются потомками сарматских племён Евразии. А.-З. Валиди Тоган связывал их происхождение с борусками (βορουσκοι) Клавдия Птолемея ( II век ) . Согласно башкирским преданиям, бурджаны были отраслью аланов и в древности носили название алан-бурджан .
Бурзяне как союзники ( , баджанаков и ) встречаются в перечне приаральских племён у Ал-Масуди , где бурзяне известны под собственным именем баджны . Затем под именем бурджан — бурзяне упоминаются на территории от Прикаспия до Византии с конца I-го тысячелетия н. э. до XIV века . После распада Приазовской Великой Болгарии в IX веке бурджаны мигрировали на север, в Поволжье и Приуралье .
Арабский географ Ибн Хордадбех (IX век) упоминает царство Бурджан на территории Кавказского региона в контексте событий III века . Перечисляя титулы вассальных царей, которых основатель династии Сасанидов Ардашир Папакан «называл шахами», Ибн Хордадбех упоминает «Бурджан-шаха». Как можно заключить из списка, основатель империи Сасанидов считал Бурджан-шаха правителем отдельного владения, наряду с царями Йемена (Йаман-шах), Армении (Арманиййан-шах), Азербайджана (Азарбазкан-шах), Алании (Аллан-шах), Кушана (Кушан-шах), Турана (Туран-шах) и других стран, окружавших Сасанидскую империю . В VI веке владение Бурджан попадает в орбиту влияния Тюркского каганата . Бурджаны, будучи федератами тюркского Истеми-кагана (Синджибу-каган арабских источников), участвуют в походах в Закавказье .
Шах Хосров I Ануширван принимает решение достроить начатые ещё предыдущими правителями Ирана укрепления в области Сул , которые получили название Дербент . Для этого он совершает поход в Бурджан, чтобы бурджаны не смогли воспрепятствовать строительству. Ибн ал-Асир сообщает:
И пошёл он в страну Хайтал ( Эфталит ), чтобы отомстить за своего деда Фируза . А перед этим Ануширван породнился с каганом. И вошёл Хосров в их страну, убил царя эфталитов и искоренил членов его фамилии. Затем достиг Балха и Мавераннахра . И оставил свои войска в Фергане . Затем возвратился в Мадаин и напал на Бурджан… Затем вернулся [из Бурджана] и построил города Шабиран , Маскат и Баб-аль-Абваб .
Табари пишет ещё более определённо:
Ануширван напал на Бурджан, затем вернулся [оттуда] и построил Баб-аль-Абваб…
Баб аль-Абваб («Ворота ворот») — арабское название Дербента. В VII веке возникает Хазарский каганат , во главе которой стояла династия Ашина . Источники в числе вассалов хазарского кагана называют булгарского и хорезмийского эльтеберов , а также эльтебера так называемого « царства гуннов » на Северном Кавказе. Армянские источники локализуют названное владение к северу от Дербента. М. И. Артамонов , чья точка зрения относительно «царства гуннов» стала господствующей в отечественной историографии, считал, что его население составляли савиры :
…оно (царство гуннов) охватывало одно из подразделений болгар, ранее известное под именем савир .
Однако, в ряде последних публикаций данная точка зрения подвергается сомнению и утверждается, что ведущей этнической общностью царства были бурджаны . Во-первых, арабский энциклопедист XIII века Йакут ар-Руми , опираясь на неизвестный науке источник пишет:
Бурджан: … страна из числа областей Хазарии. Звездочёты утверждают, что [страна Бурджан] находится в шестом климате, и её местонахождение — сорок градусов долготы и сорок пять градусов широты; мусульмане нападали на [Бурджан] в дни Усмана…
Это сообщение не оставляет места для сомнений относительно местоположения Бурджана, так как мусульмане в правление халифа Усмана ( 644 — 656 ) воевали с хазарами только на территории современного Дагестана к северу от Дербента, который был военной базой арабов. Однако, на данной территории известно лишь «царство гуннов». Во-вторых, армянский географ VII века Анания Ширакаци столицей «царства гуннов» называет город Вараджан , что, без сомнения, соответствует названию Бурджан арабских источников:
К северу [от Дербенда] близ моря находится царство гуннов, на западе у Кавказа (то есть у подножья гор Кавказа — С. Х.) город гуннов Вараджан, а также города Чунгарс и Мсндр ( Семендер ). К востоку живут савиры до реки Талта, отделяющей азиатскую Сарматию от Скифии» .
Как видно из приведённого пассажа, савиры жили к северо-востоку от «царства гуннов» у реки Талта (искажённое название Волги — Итиля ). Армянский писатель Мовсес Каганкатваци называет правителя «царства гуннов» Алп-Илитвером , то есть эльтебером по имени Алп. Каганкатваци даёт красочное описание вождя «гуннов»:
Выделяясь силой и доблестью, он прославился в состязаниях, как победитель на греческих олимпиадах , отличившись силой среди всех остальных, он снискал себе великолепное имя доблестное, совершив многие подвиги храбрости в Туркестане при хакане хазиров , он снискал любовь хакана, и тот выдал за него свою дочь. А также был он удостоен сана илитуерства и прославлен в пределах всех трёх стран…
В ходе кровопролитных арабско-хазарских войн «царство гуннов» (Бурджан), находясь на переднем краю обороны, наиболее пострадало во время боевых действий. Топоним/этноним Бурджан применительно к Северному Кавказу более не упоминается, зато он появляется на Южном Урале, как наименование одного из древнейших этнических компонентов башкирского народа. Из этого можно сделать вывод, что после гибели «царства гуннов», а может быть и ранее, бурджаны мигрировали на территорию Башкирии. Их появление нужно связывать с турбаслинской археологической культурой , обычно датируемой V — VII веками, на том основании, что она имеет явные северокавказские параллели . Исследования показывают, что население городища Уфа-2 сформировалось в результате миграции гунно-сарматского населения с территории Волго-Донья . Хронологические нестыковки между временем гибели «царства гуннов» (Бурджан) и появлением турбаслинской культуры могут объясняться волнообразностью миграции бурджан с Северного Кавказа на Южный Урал, происходившей в несколько этапов. Так или иначе, этногенетические предания племени бурджан называют своей прародиной именно Северный Кавказ. Ю. Бикбов приводит одно из них:
Род бурзянцев в глубокой древности был разделён на две части, вследствие того что первый их родоначальник или прародитель [по имени Бурджан], имея трёх сыновей, меньшего из них любил и уважал больше старших братьев, почему последние, как оскорблённые отцом и имеющие ненависть к младшему брату, оставили навсегда отца, родину и отправились на запад. Перейдя реку Дон , они избрали там место для постоянного жительства и составили из себя род, от которого, по преданию, и произошёл род знаменитого в своё время кавказского властителя Шамиля …
Таким образом, анализ всего комплекса нарративных, этнографических и археологических источников позволяет утверждать, что носителями турбаслинской культуры, а следовательно, населением городища Уфа-2 на определённом этапе (VII — X века) могли быть бурджаны.
В XIII — XV веках бурзяне двинулись в предгорья Южного Урала , в XVI — XVII веках — в горно-лесные районы Башкортостана , а большая часть племени переселилась в верховья Сакмары и в Зауралье . В XVII — XVIII вв. началось обратное движение бурзян на юг и запад. Часть племени заняла территорию в бассейне рек Большой и Малый Ик , Большой Юшатырь , другие частично — в долине реки Дёмы , в бассейне рек Ток, Большой и Малый Уран и далее на запад, а остальные — в долинах рек Большой Иргиз , Каралык и Камелик .
В конце XVIII — XIX веках бурзяне смешались с кыпсаками и другими юго-восточными башкирами.
Знакомство европейцев с арабской историографией и географической литературой привело их к выводу о том, что арабские авторы именуют Дунайскую Булгарию — «Бурджан». Й. Маркварт пришёл к выводу, что под бурджанами арабских источников скрываются болгары дунайские и северокавказские, но не волжские, а также — в описании путешествия в Западную Европу — бургунды . Дело в том, что мусульманских писателей по данному вопросу можно поделить на четыре группы:
К первой категории относятся Якуби , Йакут , Ибн ал-Асир ; ко второй — Хишам ибн аль-Калби , Ибн Русте , аль-Масуди , автор « Худуд ал-Алама », Идриси , Ибн Са’ид , Ибн Халдун ; к третьей — Ибн Хордадбех , Табари , Ибн ал-Факих ; к четвёртой — Казвини , Абу-ль-Фида , . Последняя группа авторов представляет собой тех, кто механически компилировал данные более ранних сочинений, в результате чего их сведения приобрели фантастический характер.
Существование царства Бурджан на Северном Кавказе вполне доказано корреляцией между собой арабских и армянских источников, упоминающих независимо друг от друга топоним Бурджан и Вараджан. Гораздо сложнее ответить на вопрос, почему некоторые арабские авторы по отношению к Дунайской Болгарии применяют термин Бурджан. По всей вероятности, это связано с тем, что бурджаны в византийских источниках стали известны под именем берзилов или берзитов . Соответствие греческого топонима Берзилия и арабского Бурджан доказывается тем, что в сюжете о строительстве Дербента арабский историк Балазури в качестве места его расположения называет страну аль-Баршалия (или Буршалия), а другой историк Табари — Бурджан. В середине VI века племена Северного Кавказа — берзилы , унугуры и сабиры — признали над собой власть аваров, отступавших на запад под натиском тюркских войск. Часть этих племён могла быть увлечена волной аварской миграции в Центральную Европу и на Балканы, где в 562 году возник Аварский каганат . В начале VII веке каган организует серию походов в пределы Византийской империи . Согласно сочинению архиепископа Фессалоникийского « », в 616 году в числе племён, осадивших Фессалоники , были берзиты , в лице которых, по всей вероятности, нужно видеть известных северокавказских берзилов. Их переселение должно было вызвать перенос названия Бурджан с Кавказа на Балканы, что и нашло своё подтверждение в арабских источниках .
На территории расселения бурзян ныне находятся Баймакский , частично Бурзянский , Мелеузовский , Кугарчинский , Куюргазинский , Фёдоровский , Давлекановский районы Республики Башкортостан, часть Оренбургской области .