Нагорный район (Кабардино-Балкария)
- 1 year ago
- 0
- 0
Балкария — историческая территория формирования и проживания балкарцев ( карач.-балк. таулула — дословно: «горцы») в горах Кавказа , ныне — населенная, преимущественно, балкарцами южная часть Кабардино-Балкарской Республики .
Происходит от одного из самоназваний балкарцев ( карач.-балк. малкъар ). Часть языковедов связывают его с булгарами .
Балкария занимает ущелья и предгорья Центрального Кавказа по долинам рек Баксан , Чегем , Черек и их притоков, относящихся к бассейну Терека . На территории Балкарии расположены: высочайшая гора Европы — Эльбрус ( Мингитау — в переводе с балкарского «вечная гора» ), а также известные пятитысячники — высочайшие вершины Кавказа — Дыхтау , Коштантау , Джангитау и другие. Здесь же находятся крупнейшие ледники и фирновые поля Кавказа : Азау Большой , , Терскол , , Чегет и другие, а также знаменитая Безенгийская стена (12-километровый горный массив, наиболее высокий участок Главного Кавказского хребта ).
Территория Балкарии богата горными массивами, лесами, плодородными долинами, альпийскими лугами и месторождениями полезных ископаемых.
Не позднее начала XVII века стали устанавливаться связи с Россией . В 1628—1629 гг. представители Русского Царства интересовались возможностью разработок серебряных руд в Балкарии. По пути в Грузию и обратно московские послы Ельчин и Захарьев были тепло встречены и вели торговлю в Баксанском ущелье (1639—1640), а Толочанов с Иевлевым (1651) и Жидовин с Порошиным (1655) — в Черекском. В 1736 г. у жителей Верхнего Чегема гостил с казаком с Дона и описал некоторые черты их быта и верований кизлярский дворянин Тузов. С другой стороны, балкарский узден («дворянин») Каспулат пребывал в 1643 году в русском городе Терки. А в 1657 году таубий («горский князь») Айдаболов вместе с посольством кахетинского царя Теймураза I и представителями других горных обществ Центрального Кавказа отправился в Москву, где был принят в Грановитой палате , щедро одарен соболями царём Алексеем Михайловичем и находился около года.
Название Балкария появилось при создании сначала Кабардинской АССР в которую в 1922 году ввели часть с компактным проживанием горских татар и получившая название Кабардино-Балкарская АССР.
У балкарцев сложились довольно развитые для высокогорных условий формы феодализма с глубокой социально-имущественной дифференциацией и многоступенчатой сословной иерархией . Вместе с тем устойчиво сохранялись и определённые патриархально-родовые пережитки. Высший социальный слой — это таубии («горские князья»). К таковым относились: Абаевы , Айдаболовы , Жанхотовы , Шахановы и — в Малкарском обществе, Баразбиевы, Кучуковы, Балкаруковы и Келеметовы — в Чегемском, Шакмановы — в Холамском, Сюйюнчевы — в Безенгиевском, Урусбиевы — в Баксанском. Рождённые от неравного брака с таубием назывались «чанка». Следующую привилегированную ступень занимали уздени («дворяне»), то есть собственники — феодалы, находившиеся в определённой даннической, военно-служебной и иной зависимости от таубиев. Ниже находились каракиши («чёрные люди») — податные таубиев, официально освобождённые в результате реформ 1867 года. Далее следовали азаты — «вольноотпущенники», считавшиеся лично свободными, но реально оказавшиеся в зависимости от представителей высших сословий из-за пользования их землями. Ещё ниже были чагары — «холопы», пользовавшиеся некоторыми правами и земельными наделами. Последнюю ступень занимали казаки или касаги («безродные», «бесприютные») и карауаши («черноголовые») — абсолютно бесправные дворовые холопы и холопки, находившиеся на положении рабов.
Взаимоотношения между разными сословиями жестко регламентировались и, как правило, в интересах высших социальных групп. Если таубии устраивали свадьбы, похороны и т. п., то уздени , каракиши и др. вынуждены были нести определённые расходы, преподносить подарки, оказывать услуги и почести.
В вопросах кровной мести , воровства и иных конфликтных ситуациях виновные таубии, по сравнению с остальными, наказывались несравнимо мягче или вообще не привлекались к ответственности — срабатывало право феодальной неприкосновенности. Браки , как правило, были сословно замкнутыми. При всем том многие судебные дела, споры и конфликты между общинами с соседними народами, вопросы войны и мира и т. п. решались на народных форумах — Тёре, в которых участвовали разные сословия. В особых случаях они выполняли также и законодательные функции. В каждом селе или обществе было своё Тёре во главе с таубием — олием. При необходимости могли созываться форумы нескольких или даже всех балкарских обществ, которые возглавлял наиболее влиятельный таубий — «верховный олий». По тем или иным спорным вопросам к Тёре Балкарии порой обращались также из Карачая , Осетии и др.
Тёре ( карач.-балк. Тёре ) — представительный орган, который можно считать высшим органом общественного самоуправления в Карачае и Балкарии, выполнявший также и судебные функции. Практически все разновидности тёре являлись и управленческими, и судебными органами.
Принцип формирования этого тёре был выборным, выборы Народного Тёре осуществлялись один раз в семь лет. Председателем Тёре являлся Олий , на начальном этапе верховный правитель избирался Народным Тёре, однако с течением времени данный пост автоматически закреплялся за старейшим из биев лицом.
В состав России балкарцы официально вошли в 1827 году, когда делегация от всех их обществ подала прошение в Ставрополе о принятии в русское подданство с условием сохранения у них сословной структуры, древних обычаев, шариатского суда, мусульманского вероисповедания. Этот акт, явившийся одним из весьма крутых поворотных пунктов в историческом развитии балкарцев, существенно расширил и обогатил их взаимосвязи с внешним миром. Они стали отдавать своих аманатов в русские крепости, служили в царской армии, участвовали в русско-турецкой (1877—1878), русско-японской (1904—1905) и Первой мировой (1914—1920) войнах, в революционных движениях 1905—1907 и 1917 гг .
Определённый научный интерес к географии, истории и культуре Балкарии заметно оживился в конце XVIII—XIX вв. ( Гюльденштедт , Рейнеггс, Паллас , Потоцкий , Клапрот ). Но несравнимо активнее такой интерес к ней со стороны европейских, русских, и иных исследователей и путешественников возрос в 30-е гг. XIX — 10-е гг. XX вв., то есть после вхождения Балкарии в состав России (Боссе, Шаховской , Бларамберг , Фиркович , братья Нарышкины, Караулов , Преле, Тепцов, Баранов, Долбежев , Зичи , Вырубов, композитор Танеев , географ Динник, антрополог Чехович и др.). После реформ 1867 г. в горах строились новые мосты и колесные дороги; впервые в Приэльбрусье таубием И. Урусбиевым был построен специальный дом для приезжих; у него часто гостили зарубежные и российские представители науки и культуры, туристы и альпинисты ( Миллер и Ковалевский , Танеев , Мурр, Туккер, Анисимов, Тульчинский, Пастухов , Абих и др.). В 1860 г. в Нальчике открылась начальная Горская школа, преобразованная в 1909 г. в общеобразовательное реальное училище, где балкарцы учились вместе с русскими, кабардинцами и др. Позднее начальные школы открывались и в балкарских селах Кашхатау и Чегеме (1902), Урусбиево и Хасауте (1913). Некоторые балкарцы из привилегированных сословий получали образование в учебных заведениях Владикавказа , Тбилиси , Ставрополя , Москвы , Петербурга . Все это способствовало тому, что во второй половине XIX — начале XX вв. среди балкарцев начала формироваться национальная интеллигенция, проводившая значительную культурно-просветительскую работу (публицист-историк М. Абаев и юрист Б. Шаханов , знатоки и собиратели фольклора М., И., Н. и С. Урусбиевы , скрипач С. Абаев , врачи А. Шаханов и И. Абаев, учителя Ф. Шакманова, Я. Джабоев и Э. Чеченов, общественный деятель И. Балкаруков, поэт — основоположник балкарской литературы К. Мечиев ).
Коренной перелом в жизни балкарцев произошёл в результате революции 1917 г. После Февральской революции в состав Нальчикского исполкома, который поддержал Временное правительство России , вошли таубии И. Урусбиев, Б. Шаханов , Т. Шакманов. С другой стороны, из среды балкарцев выдвинулись многие лидеры, боровшиеся в Гражданской войне за советскую власть ( М. Энеев , С.-Х. Калабеков, Ю. Настуев , А. Гемуев , Х. Асанов, К. Ульбашев и др.).
На II съезде народов Северного Кавказа ( Пятигорск , 1918), провозгласившем установление советской власти в регионе и образование Терской народной республики, делегаты Кабарды и Балкарии выступили единой фракцией. В 1922 г. создана Кабардино-Балкарская автономная область (КБАО); в 1936 г. она преобразована в автономную республику (КБАССР). Территории с численным преобладанием балкарцев были выделены в отдельные районы — Черекский, Чегемский, Холам-Безенгиевский, Эльбрусский. Росло количество сел с современной уличной планировкой, с домами нового типа и приусадебными хозяйствами, с магазинами, клубами и школами; в некоторых из них появились электричество и радио. С 1940 г. в Баксанском ущелье начал работать Тырныаузский вольфрамо-молибденовый комбинат .
Основы многовекового уклада жизни балкарцев стали круто изменяться в результате коллективизации сельского хозяйства, которая из-за специфики горных условий завершилась лишь в 1937 г. Преступные перегибы в коллективизации вызывали упорное сопротивление крестьян (выступление в Чегемском ущелье в 1930 г.).
С начала 20-х гг. были приняты радикальные меры по ликвидации безграмотности и распространению новой культуры. Стали выходить книги и газета на балкарском языке . В 20—30-х гг. в Нальчике необычайно быстро возросло число культурно-просветительских, учебных и научных учреждений, где получили образование многие балкарцы. Они учились также в Москве , Ленинграде , Ростове-на-Дону и др.
В 30-е гг. продолжалось творчество поэта К. Мечиева , появились новые имена поэтов и писателей ( С. Шахмурзаев , К. Кулиев , К. Отаров , О. Этезов, Х. Кациев и др.). В 1934 г. был создан Союз писателей Кабардино-Балкарии, в 1940 г. — балкарский Драматический театр.
Весьма значительным достижениям в социально-экономическом и культурном развитии балкарцев нанесли непоправимый урон массовые репрессии в конце 20—30-х гг. по отношению к крестьянству (особенно в связи с коллективизацией ), партийным и советским работникам (Х. Зокаев, К. Ульбашев , К. Чеченов), писателям ( А. Ульбашев , Х. Теммоев, С. Отаров) и многие др. В годы войны балкарцы подверглись беспрецедентному террору.
С 24 ноября по 4 декабря 1942 г. частями НКВД под предлогом борьбы с бандитизмом в Черекском ущелье были расстреляны сотни мирных жителей — стариков, женщин, детей, сожжены несколько сёл (Сауту, Глашево и др.).
Основная статья: Депортация балкарцев
8 марта 1944 года по обвинению в пособничестве фашистским войскам, весь балкарский народ был полностью принудительно переселён (депортирован) из мест своего постоянного проживания в Среднюю Азию и Казахстан . На месте балкарцев, как и других депортированных народов, расселяли рассеянно для быстрой ассимиляции среди местного населения. Между тем больше 15 тысяч балкарцев сражались на фронтах Великой Отечественной войны .
На основании Указов высших властей Союза ССР от 1956, 1957 гг. и др. документов репрессии против балкарцев признаны ошибочными и противозаконными. 28 марта 1957 года Указ Президиума Верховного Совета СССР принял Постановление о восстановлении государственности балкарцев и возвращении прежнего названия республики — Кабардино-Балкарская Автономная ССР , а балкарцам разрешено было вернуться на прежнее место жительства. Вопрос депортации является центральным в новейшей истории балкарского народа. Юридические и исторические аспекты этого явления тщательно исследуются с научной точки зрения.
Принято считать, что в середине XIX в . всех балкарцев было около 9,4 тыс. . Из докладной записки, отправленной в Санкт-Петербург в канцелярию военного министра, 22 апреля 1852 года :
Общество | Аулов | Дворов | Численность | |
---|---|---|---|---|
1 | Балкарцы | 14 | 850 | 5250 |
2 | Чегемцы | 6 | 300 | 1925 |
3 | Хуламцы | 3 | 120 | 850 |
4 | Безенгиевцы | 2 | 100 | 700 |
5 | Урусбиевцы | 3 | 110 | 545 |
ВСЕГО | 28 | 1480 | 9470 |
Есть мнение, что подобные расчеты того времени исходили из средних размеров семьи, а не фактического подсчета .
Национальный флаг утверждён на 1-м съезде балкарского народа 19 июня 1993 года.
Это светло-синее полотнище с двумя белыми горизонтальными полосками и стилизованным силуэтом горы Эльбрус . Светло-синий цвет символизирует тюркскую семью народов, белый цвет — чистоту, небесный и земной путь народа. Двуглавый Эльбрус символизирует единство карачаево - балкарской нации.
Автор флага - художник Ибрагим Занкишиев, уроженец селения Хабаз Нагорного района Кабардино-Балкарской АССР. В 1944 году семья Занкишиева была депортирована в Казахстан, только в 1957 году после реабилитации балкарского народа Ибрагим вернулся в родное село, окончил художественное училище в Ростове-на-Дону. Известен своими живописными работами по истории балкарского народа, особенно по теме депортации балкарцев в 1940-1950-х годах.