Культура ямочно-гребенчатой керамики
- 1 year ago
- 0
- 0
Во́лосовская культу́ра — неолитическая археологическая культура (IV—III тысячелетие до н. э.), расположенная на территории центральной России и Поволжья . Выделена В. А. Городцовым на основе раскопанных им Волосовской и Панфиловской стоянок. Название получила по стоянке, открытой О. Н. Бадером у деревни Волосово (Городской округ Навашинский Нижегородской области) близ устья реки Велетьмы (приток Оки).
Антропологический тип европеоидный с лапоноидной примесью .
Московская , Нижегородская , Новгородская , Вологодская , Владимирская , Ивановская , Костромская область , Рязанская , Самарская , Саратовская , Тверская , Ярославская области, республики Марий Эл и Мордовия в России, Эстония , Латвия .
Согласно точке зрения О. Н. Бадера и А. Х. Халикова , предки волосовцев мигрировали из Урало - Камского региона. Волосовская и гаринско-борская культуры формируются в результате контактов населения Волго-Камской культурно-исторической общности позднего энеолита с красномостовским типом и новоильинской культурой . По мнению А. Л. Никитина и Д. А. Крайнова , носители волосовской культуры пришли с северо-запада, с территории Восточной Прибалтики, о чём свидетельствуют археологические и антропологические материалы . По мнению В. В. Сидорова и , сложение данной культуры произошло на территории Валдайской возвышенности, после чего носители данных древностей расселились по территории Волго-Окского междуречья. В. В. Ставицкий считает, что сложение волосовских древностей было связано с трансформацией керамических традиций населения льяловской культуры . Предполагается, что волосовцы говорили на прафинно-угорском или некоем палеоевропейском языке , но антропологически и этногенетически в полиэтносе волосовцев просматриваются элементы позднейшего населения этих территорий — славян и балтов. [ источник не указан 3589 дней ] Д. А. Крайнов считал, что когда индоевропейские фатьяновские племена проникли в район междуречья Волги и Оки на территорию, где проживали поздненеолитические волосовские племена, то они попали в частично родственную среду потомков северных индоевропейцев . В составе волосовцев были преимущественно поздненеолитические племена охотников и рыболовов Восточной Европы . С. В. Ошибкина отмечала сходство вещественного материала волосовской культурой с артефактами со свайного поселения Модлона в Вологодской области .
Время существования — 2200—1500 года до нашей эры, хотя есть и версии углубления ранней даты на несколько веков (3700—3600 лет до н. э. (калиброванная дата) — начале III тыс. до н. э. ). Была распространена в бассейне реки Ока, ниже нынешнего г. Рязань и в низовьях реки Клязьма . В 2000—1500 годах до нашей эры волосовская культура распространилась далеко на северо-запад (стоянка Николо-Перевоз-I на Дубне и другие).
В конце своей истории волосовская культура подверглась вторжению племён фатьяновской культуры , а также абашевских племён . По мнению А. В. Уткина и Е. Л. Костылёвой, скотоводы фатьяновцы, появившись на территории волосовцев со своими стадами, принесли на эту территорию новые инфекционные заболевания, но и сами получили от волосовцев их инфекции. В результате чего население стало вымирать целыми посёлками. Об этом свидетельствуют хронологически одновременные коллективные захоронения без признаков насильственного умерщвления (до 16 человек) на фатьяновско-балановских и волосовских кладбищах .
Финал волосовских древностей связан со сложением местных культур бронзового века лесной полосы.
Северные европеоиды , с чётко выраженной мезокранией , сходны с черепами из ряда поздненеолитических захоронений в Прибалтике, а также с представителями верхневолжской культуры , иногда встречаются останки людей с лапоноидными чертами, что объясняется влиянием племён ямочно-гребенчатой керамики .
Орудия волосовцы изготавливали из кремня (фигурки птиц-уточек) и кости (яркие артефакты — роговая маска шамана и нож из лопатки лося). Найдены янтарные подвески. Этот факт приводится в пользу миграции волосовцев с территории Прибалтики ). Волосовцы украшали себя бусами из зубов животных . Из оружия были представлены копья, стрелы, дротики, имелись мотыгообразные орудия.
Волосовцам была известна керамика : сосуды из глины ( миски , чашки ) с примесью раковин. Орнамент волосовской керамики ямочный, сетчатый, ромбовидный, пунктирный.
Волосовцы жили оседло в посёлках по 25—30 человек, состоящих из полуземлянок c двускатной крышей. По мнению И. К. Цветковой, волосовские поселения состояли из 50—60 взрослых людей, составлявших род, а расположенные недалеко друг от друга несколько поселений составляли племя . Мастерские стояли отдельно от жилищ. Имелись святилища со следами огня и черепов. Предполагается, что у волосовцев существовал культ медведя , аналогичный культу медведя у юхновцев , и, возможно, других животных (лосихи, куницы). В 10 волосовских погребениях вместе с ямами-святилищами и с помещением трупа в грунт, выявлены ритуальные клады с артефактами (наконечники стрел, янтарными и костяными изделиями). Это свидетельствует о сложном погребальном обряде, существовавшем у энеолитического населения . Захоронения волосовцы производили вблизи жилищ в вытянутом положении, позже — скорченном положении .
Основным занятием волосовцев была охота ( лось , кабан , куница , бобр , медведь ) и рыбная ловля ( сом , осётр , язь , щука ), о чём свидетельствуют находки гарпунов и рыболовных крючков . Зафиксировано наличие домашней собаки , наличие свиноводства дискуссионно.