Булгары
- 1 year ago
- 0
- 0
Булга́ры , болга́ры ( лат. Bulgares , греч. Βoύλγαρoί , болг. прабългари, протобългари , тат. болгарлар , чуваш. пӑлхарсем , башк. болғарҙар , ног. булгарлар ) — тюркские племена , населявшие с IV века степи Северного Причерноморья до Каспия и Северного Кавказа и мигрировавшие во 2-й половине VII века частично в Подунавье, а позднее — в Среднее Поволжье и ряд других регионов.
Участвовали в этногенезе таких современных народов, как балкарцы , башкиры , болгары , гагаузы , карачаевцы , кумыки , татары и чуваши . Передали своё имя государству Болгария . В современной историографии используются также термины протоболгары, праболгары, древние болгары .
Вариации корневого звука «о» или «у» зависят от особенностей различных языков. В оригинале корневой звук гласной буквы после «б» звучал как среднее между гласной «у» и «о», дунайские болгары используют твёрдую «ъ», в татарском и башкирском языках этой фонеме соответствует графема «о», которая как среднее между гласной «у» и «о». Современные болгары называют себя българи, «ъ» в болгарском алфавите произносится как нейтральная шва . В чувашском болгарскому звуку «ъ» соответствует звук «ă», в обоих случаях в транскрипции МФА обозначается символом [ ə ], българ < пăлхар . Название булгары, используя твёрдое «у», употребляли греки, описавшие этот период истории в письменных источниках. Название «болгары», используя твёрдое «о», употребляли русские летописцы, описавшие военные походы русских князей на Волжскую Болгарию.
Арабский путешественник, исламский миссионер Абу Хамид аль-Гарнати , посетивший Волжскую Булгарию в 1135 и 1150 годах, упоминает прочитанную им «Историю Булгара», в которой говорится, что слово булгар — это арабизированная форма местного слова балар — умный человек .
Ещё одну этимологию этнонима булгар привёл более ста лет назад венгерский учёный-языковед Бернат Мункачи : булгар — «пять угров» . Согласно этноним башкорт восходит к формам beshgur, bashgur , то есть пять племён, пять угров. Так как Sh в современном языке, соответствует L в булгарском , следовательно, по мнению Данлопа, этнонимы башҡорт (bashgur) и булгар (bulgar) эквивалентны .
Другую версию высказал российский историк А. П. Новосельцев : «Этноним булгары во второй части, несомненно, отражает их первоначальную связь с уграми , а в первой части, очевидно, восходит к тюркскому „ булга “ („смешивать“), и тогда всё слово означает „ смешанные угры “» .
Версия А. П. Новосельцева не выдерживает критики, поскольку в финно-угорских языках нет слова «Угр»; имя Угр — производное из гуннского имени Огур и распространилось на «угорские»-финские народы благодаря венграм. Кроме того, имя Булгар зафиксировано в китайских летописях с 216 года, когда генерал Цао Цао ввёл новую организацию «пять частей» в ранговую структуру южных хунну , этимология которой вполне определённо отражает язык булгарской группы тюркских языков .
Советский археолог, доктор исторических наук и профессор МГУ Алексей Смирнов , специализирующийся на протобулгарах, ещё в 1951 году высказал мнение об ираноязычии ранних протобулгар:
«Булгары — сарматы по происхождению, но по языку тюрки . Они были тюркизированы во время их пребывания в Приазовье. Процесс шёл много столетий, начиная от гуннов, аваров и других волн кочевников, двигавшихся из Азии. Вопрос языка и народа не один и тот же. Народ может воспринять чужой язык. Так, иранцы Средней Азии восприняли тюркские языки сравнительно недавно, в середине I тыс. н. э.»
В частности А. Смирнов указывал, что протобулгары культурно в результате археологических раскопок во многом продолжали сарматскую культуру, например, производили характерную лощёную посуду, которую до них делали сарматы.
В последние несколько столетий появилось множество различных гипотез, связанных с происхождением древних болгар. Это обилие гипотез говорит как минимум о двух вещах: либо подход к решению проблемы неверен, либо корни болгар настолько древнее, что возможны любые предположения. Согласно большинству из них, происхождение протобулгар колеблется от тюрко-алтайского до памиро-ферганского и иранского, и от северо-индийского и западно-китайского до славянского . Некоторые из них фактически отжили своё время. Представляют интерес те, которые актуальны сегодня в научном (и общественном) пространстве. Среди них основные теории о происхождении протобулгар, которые условно называют — восточно-иранской, гуннской и тюркской теорией.
В основном среди болгарских историков получила популярность теория восточно-иранского происхождения булгар. Большой интерес для учёных представляют древние китайские источники, в которых содержатся сведения о народе богор, или болор, проживавшем в районах к западу от Тибета. Направление в целом совпадает с выдвинутым тезисом для Памиро-Гиндукушского региона, где предполагается, что он является древнейшим местом проживания древних болгар. Это мнение подтверждается и древнеармянской географией « Ашхарацуйц », составленной Мовсесом Хоренаци в VII в., в которой описывается жизнь древних болгар до их переселения в Европу. Здесь болгары засвидетельствованы под именем булхи (по чтению, предложенному академиком С. Еремяном) . Согласно « Ашхарацуйц », булгары и соседние с ними народы — массагеты , согдийцы , саки , хорезмийцы — были богатыми и развитыми в ремесленном и торговом отношении народами и значительно отличались от соседних малоразвитых кочевых племён. На территории древней Балхары , в северной части сегодняшнего Афганистана , ещё с древнейших времён до нашей эры встречаются названия городов, названия которых очень напоминают сегодняшние болгарские. Это города Мадр, Варну, Балх и другие.
Старший научный сотрудник Института экономики Болгарской академии наук доктор , автор десяток статей и научных книг по данной теории, в своих трудах подробно изложил позицию по смежным темам связанным с происхождением, прародиной, языком, хозяйством, государственностью, календарём, историей, культурой и бытом древних болгар. В силу одних малопопулярных исторических свидетельств, других, недостаточно хорошо объяснённых и интерпретированных археологических и лингвистических данных, смог доказать близость протобулгар с иранской ветвью древней индоевропейской языковой семьи. На основании сохранившихся портретов древних болгар на печатях, монетах, скульптурах, рельефах, рисунках и т. п., а также на основании большого количества историко-литературных свидетельств и некоторых других свидетельств автор определил принадлежность древних болгар как физического типа к памирско-ферганской разновидности европейской расы. Для этой расы характерны в целом правильные черты лица, хорошо очерченные брови, а также такие черты лица, которые часто придают образу ярко выраженную элегантность и красоту.
Средневековый поэт Насири Хусров в XI веке воспел красоту болгарских женщин в поэме «Я страдаю за болгарских женщин». У подножия Гиндукуша слово «болгарский» до сих пор используется как символ необычайной физической красоты. «Красивый как болгарин» и «Красивая как болгарка» — два самых распространённых выражения, с помощью которых жители этой горы, находящейся за тысячи километров от современной Болгарии, выражают своё восхищение природной человеческой красотой. Особенно много подобных выражений, связывающих имя болгар с самыми разнообразными, но всегда положительными значениями, встречается в пушту (языке пуштунов ), на котором говорит большинство населения на территории сегодняшнего Афганистана .
Одним из исторических свидетельств, в которых находит доказательства родины протоболгар, являются легендарные сведения о Булгаре, забытые официальной наукой, переданные Михаилом Сирийским (XII век), которые были подробно рассмотренные в начале прошлого века профессором В. Златарским . В них отмечается, что во время правления маврикийского императора (582—602), три брата вышли из Внутренней Скифии с 30 000 скифов. «Они совершили 60-дневный путь от ущелья горы Имеон до реки Танаис (река Дон)». Позже один из братьев отделился со своими людьми и попросил императора дать ему землю для поселения. Этих людей римляне называли болгарами .
Согласно указанной теории, древние булгары были ираноязычны и обитали в зоне, лежавшей между западной частью Гиндукуша , Парапамизом и рекою Оксом — (Аму или Хигон), отделявшую её от лежащей севернее Согдианы. В древности эта местность называлась Бактрия (греч.), или Балхара (самоназвание), со столицей в городе Балх . Отсюда болгарские историки выводят этноним «болгары», привлекая тот факт, что булгар армянские источники называли булхи , а также упоминания в индийских источниках народа балхики и родины булгар в горах Имеона (где и была Бактрия) в раннесредневековых источниках .
В качестве обоснования привлекается антропология, некоторые данные которой позволяют предположить происхождение булгар от . Так же указывается, что некоторые имена протобулгар имеют иранское происхождение, как, например, имя вождя кутригуров Забергана, старшего сына Кубрата Безмера, а также основателя первого болгарского царства Аспаруха. .
Сторонники теории считают, что древние булгары на начальном этапе говорили на восточно-иранском языке, но потом сменили его на тюркский язык .
В средневековых источниках в качестве азиатской прародины булгар фигурируют Имеонские (Имейские) горы , традиционно идентифицируемые с пограничным районом между Афганистаном и Таджикистаном.
В армянском географическом атласе VII века « Ашхарацуйц », составленном на основании более древних сведений, племя булхи помещается рядом с саками и массагетами .
Агафий Миринейский , рассказывая о набеге хана Забергана в 558 году , дал краткое описание древней истории «гуннов» (булгар), обитавших некогда в Азии за Имейской горой :
Народ гуннов некогда обитал вокруг той части Меотидского озера, которая обращена к востоку, и жил севернее реки Танаиса , как и другие варварские народы, которые обитали в Азии за Имейской горой. Все они назывались гуннами, или скифами. По племенам же в отдельности одни из них назывались котригурами, другие утигурами .
Феофилакт Симокатта в описании войн между племенами Тюркского каганата локализовал прародину уннугуров (предположительно булгарское племя) в Согдиане (равнинная область на границе Афганистана, Узбекистана и Таджикистана, охваченная Гиндукушем):
Только Бакаф, некогда построенный уннугурами, был разрушен землетрясением, и Согдиана испытала на себе и мор и землетрясение .
Михаил Сириец передал легенду о трёх братьях «скифах», вышедших от горы Имаон (Памир, Гиндукуш, Тянь-Шань) в Азии и дошедших до Танаиса (Дона). Представляет интерес упоминание вместе с булгарами неких пугуров , возможно вышеупомянутых «пугу» из китайских источников (гипотетическое предположение):
«В то время три брата из Внутренней Скифии вели с собой тридцать тысяч скифов и за шестьдесят дней прошли путь от горы Имаона. Они шли в зимнее время, чтобы находить воду, и достигли Танаиса и моря Понтийского. Когда они достигли границ ромеев, один из них, по имени Булгариос, взял с собой десять тысяч мужей и отделился от своих братьев. Он пересек реку Танаис и подошел к Дунаю, впадающему в Понтийское море, и послал (своих представителей) к Маврикию просить дать ему область, чтобы поселиться в ней и стать помощью ромеев. Император предоставил ему Дакию, Верхнюю и Нижнюю Мезию… Они обосновались там и стали охраной для ромеев. И ромеи назвали их булгарами…
Другие два брата пришли в страну аланов, называемую Барсалия (Берсилия) и города которой были построены ромеями, например Каспий, именуемый ворота Тораяна ( Дербент ). Булгары и пугуры, населявшие эти места, в старые времена были христианами. И когда иноземцы начали править этой страной, они стали называться хазарами по имени старшего из братьев, которого звали Хазариг (Казариг)» .
В своё время эту теорию разделяли довольно крупные западноевропейские учёные вроде Клапрота , Цейса , Маркварта, а затем — крупнейший представитель исторической науки у болгар профессор В. Н. Златарский и один из крупнейших представителей языковедной науки, софийский профессор Ст. Младенов .
Историк-любитель, юрист по профессии на основание труда голландского китаиста Де Гроота (De Groot. Die Hunnen der vorchristlichen Zait / «Хунны в дохристианские времена»), пришёл к выводу, что между Баграшкулем и Баркулем обитали предки древних болгар, и представил свои идеи в книге «Пътят на България»,1936 г, («Путь Болгарии»). Имя Баркуль он толковал непосредственно как «Болгарское озеро», а расположенную к югу от него гору Баркультаг (самый восточный хребет Тянь-шаня) — как «Болгарская гора». Но под сильным давлением принятой в науке теории о хуннском / гуннском происхождении болгар и по причине большой скудности знаний об этом регионе он сделал вывод, что все население вокруг озёр Баграшкуль и Баркуль было из племён сюнну , и связал его с потомками гуннов Аттилы .
Согласно данной теории, булгары были частью огурского массива племён, первоначально обитавших в Центральной Азии. С этой точки зрения булгары являлись одной из самых ранних тюркских групп, продвинувшихся в Европу в ходе Великого переселения народов . Булгарский язык относится к числу тюркских языков.
Впервые мысль о тюркском происхождении древних болгар была вскользь высказана в 1772 году Шлёцером во «Всеобщей северной истории» ( нем. Allgemeine Nordische Geschichte ). В 1810 году в Москве был издан в русском переводе его труд «О происхождении славян вообще, и в особенности словен российских». В этом труде, соглашаясь с мнением Гаттерера , что болгары и мадьяры принадлежали к одному и тому же финскому племени, Шлёцер заметил: «Другие утверждают с такою же, а может быть, и с большею вероятностью, что болгары, по-видимому, были татарами». В доказательство этого вероятного предположения автор приводит известный титул хаган и личные имена, «которые без сомнения походят на имена татарского происхождения».
Несколько подробнее, но так же поверхностно пытались развить эту же теорию Иоганн Тунманн ( Johann Thunmann ) в сочинении «Исследования по истории восточно-европейских народов» ( нем. Untersuchungen über die Geschichte der östlichen Europäischen Völker. Erster Teil . — Lpz. , 1774) и Иоганн Христиан фон Энгель в сочинении «История болгар в Мизии» ( нем. Geschichte der Bulgaren in Mösien и пр. Halle, 1797).
Тунманн называет древних болгар кровными «приятелями» мадьяр , в чём его убеждают, прежде всего, их нравы и обычаи, которые, как и у древних мадьяр , по большей части будто бы тюркские, но какие нравы и обычаи имеет в виду автор, читателю остаётся неизвестным. Затем Тунманн обращает внимание на титул « хаган » и ссылается, не приводя, впрочем, ни одного примера, на личные имена, которые резко разнятся от славянских, и, наоборот, совпадают с мадьярскими. Далее, доказательством тюркского происхождения древних болгар Тунманну служит то, что, как и мадьярские племена, древние болгары часто называются гуннами и, что сыновья болгарского царя времени Константина Багрянородного (X в.) назывались именами: один-Kan rtikinos, а другой — Bulias Tarkan, сближающимися (Kan и Tarkan) с подобными же тюркскими.
Не дальше ушёл и Энгель , который в пользу теории привёл два довода о том, что имена старых болгарских предводителей звучат по- тюркски , и, что болгарские цари в древнейших византийский источниках называются ханами или хаганами.
Точку зрения Шлёцера, Тунманна и Энгеля повторил дословно Карамзин в I т. своей «Истории» .
Немецкий учёный Цейс в сочинении «Немцы и их соседние племена» ( нем. Die Deutschen und ihre Nachbarstämme ) в 1837 году по данному вопросу изложил свою точку зрения. По Цейсу , древние болгары — это гунны, продвинувшиеся к Чёрному морю и Меотиде . Bulgares, Bulgari — это только другое название гуннов . И в настоящее время по верхнему течению Волги , где должны были удержаться остатки болгар, наряду с финскими народами мы находим только тюркские, по Цейсу это уже служит доказательством того, что номады -болгары, а следовательно и гунны , принадлежали к большому кочевому племени тюрок.
В 1866 году в Москве был опубликован капитальный труд профессора А. Н. Попова «Обзор хронографов русской редакции», в котором автор напечатал, между прочим, открытый им в двух рукописях так называемого «Елинского и римского летописца» список древнеболгарских князей, представляющий собой краткую хронографическую запись или реестр ряда имён болгарских князей в порядке их преемственного правления. В науке этот список известен под двумя названиями: «Родословие» болгарских князей, хотя никаких элементов родословия, по существу, он в себе не заключает, и под более удачным названием, которое дал ему известный хорватский историк Рачкий , — «Именник» болгарских князей .
После открытия Попова тюркско-татарская теория получила дальнейшую разработку главным образом в трудах А. А. Куника , А.Вамбери и В.Томашека .
В 70-х годах XIX века тюркско-татарская теория происхождения аспаруховых болгар была изложена, не дав никаких положительных результатов, начинающим тогда русским славистом, впоследствии профессором Московского университета Матвеем Соколовым , в сочинении «Из древнейшей истории болгар» ( СПб. , 1879). Из краткого резюме труда М. Соколова мы легко убедимся в том, как мало сделала эта теория почти за сто лет своего существования и на каких шатких основаниях она была построена, а между тем, после Шлёцера, Тунманна и Энгеля вплоть до начала XX в. она имела немало сторонников.
Армянская география VII века , приписывавшаяся Моисею Хоренскому , давая довольно точное в подробностях географическое описание азиатской половины Сарматии, то есть Кавказа , говорит, между прочим, что к северу от реки Кубани (Варданис, Vardanes) и Псевхры (Psychrus), которая отделяет Босфор от тех мест, где находится городок Никопс, живут народы турков (тюрков) и болгар, которые именуются по названиям рек: Купи-Булгар, Дучи-Булкар, Огхондор (Woghkondor), Блкар — пришельцы, Чдар-Болкар. По толкованию К. Патканова , Купи-Булгар — это кубанские болгары; Чдар-Булгар — это болгары-котраги; Огхондор-Булгар или Вгндур-Булгар — это болгары-оногундуры византийских писателей. Таким образом, армянский географ VII века ясно говорит о народах, живущих севернее рек Кубани и Псевхри: турки (тюрки) и болгары, и затем перечисляет четыре болгарских племени, называя их: булгар, булкар, блкар, болкар. Под пером болгарского историка профессора В. Н. Златарского в ранней его работе «Студии по българската история» эти четверо болгарских племён превращаются безоговорочно в турецко(тюркско)-болгарские племена, помещаемые армянским географом на том самом месте, где византийские историки Феофан и Никифор помещают Великую Болгарию, и затем в дальнейшем изложении профессор Златарский говорит уже только о турецко(тюркско)-болгарских племенах и турецко(тюркско)-болгарском народе. Как мало надо было болгарскому историку, чтобы разрешить сложную и запутанную проблему этногенеза древнеболгарского народа! Впрочем впоследствии профессор Златарский изменил тюркско-татарской теории и в своей капитальной «Истории Болгарского государства в средние века» без особого труда и долгих размышлений перешёл на позицию так называемой гуннской теории .
Сторонник теории, советский и российский историк и археолог , автор многочисленных трудов по истории татарского народа , доктор исторических наук, профессор Альфред Халиков в статье «Основные этапы истории и археологии ранних болгар в Среднем Поволжье и Приуралье» (Сборник статей «Ранние болгары в Восточной Европе») , приняв во внимание труд болгарского исследователя истории Д. И. Димитрова и ошибочно назвав его болгарским археологом, в своём труде подробно изложил этапы истории с точки зрения «тюркской теории».
Первое упоминание о булгарах в синхронном источнике содержится в анонимном латинском хронографе 354 года , где в списке племён и народностей Причерноморья и Прикаспия (потомков Сима) на последнем месте называются вулгары (Vulgares) .
Самое раннее ретроспективное упоминание о булгарах содержится у армянского историка V века Мовсеса Хоренаци . По его словам, при армянском царе Аршаке I , сыне Вагаршака, булгары поселились в армянских землях:
В дни Аршака возникли большие смуты в цепи великой Кавказской горы, в Стране булгаров; многие из них, отделившись, пришли в нашу страну .
Время правления Аршака I датируется 1-й половиной II в. н. э. , что вызывает сомнение историков в достоверности данного сообщения. Мовсес Хоренаци ссылается на более раннего летописца Мар Абаса Катину , жившего самое позднее на рубеже III—IV веков.
Далее свидетельства об их активности исчезают из источников вплоть до распада Гуннской империи . Это даёт основания предполагать, что булгары входили в тот огромный союз племён, который современники именовали гуннами .
В ранней средневековой историографии прослеживается путаница булгарских племён с гуннами , оставившими неизгладимый след у современников своими разрушительными походами середины V века . Захарий Ритор в своей «Церковной истории» (середина VI века) относит все племена (включая « бургар »), проживающие к северу от Кавказа в Прикаспии, к гуннским. Однако Иордан разделяет булгар и гуннов, описывая в середине VI века места их расселения:
Далее за ними [ акацирами ] тянутся над Понтийским морем места расселения булгар, которых весьма прославили несчастья, [совершившиеся] по грехам нашим. А там и гунны, как плодовитейшая поросль из всех самых сильных племен…
Источники середины VI века, рассказывая о набегах кочевников в 550-е—570-е годы, упоминают либо булгар, либо гуннские племена утигуров и кутригуров (позже оногуров ). С конца VI века в Европе эти названия племён начинают заменяться этнонимом булгары , а с VII века окончательно используется только название булгар .
Отсутствуют убедительные свидетельства современников, которые позволили бы однозначно идентифицировать утигуров и кутригуров как булгарские племена, однако большинство историков склоняется к такому выводу на основании более поздних свидетельств и анализа синхронности событий.
Кутригуры обитали между изгибом нижнего Днепра и Азовским морем , контролируя в том числе степи Крыма вплоть до стен греческих колоний на полуострове. Утригуры расселились по берегам Азова в районе Таманского полуострова .
Первое свидетельство о появлении булгар на Балканах содержится в хронике VII века Иоанна Антиохийского :
Два Теодориха снова приводили в смятение дела ромеев и опустошали города близ Фракии, вынудив Зенона в первый раз склониться к союзу с так называемыми булгарами .
Союз византийцев с булгарами против остготов датируется 479 годом .
Незадолго до того булгары появились на Дунае . Заметка на полях болгарского перевода греческой стихотворной хроники Константина Манассии ( XII век ) относит переселение к 475 году .
В это время булгары ведут кочевой образ жизни. Они периодически беспокоят границы Византийской империи . Первый набег на Фракию отмечен в 491 году или, согласно хронике Марцеллина Комита , в 499 году .
В 502 году булгары повторяют набег на Фракию , а в 530 году Марцеллин Комит замечает о поражении булгар от византийцев. Вскоре булгары стали совершать набеги в союзе со славянскими племенами, которые впервые отмечены в письменных источниках с начала VI века .
В 539 — 540 годах булгары проводят рейды по Фракии к эгейскому побережью и по Иллирии до Адриатического моря . В это же время значительное число булгар поступает на службу к императору. Например, в 537 году отряд булгар принимает участие в оказании помощи византийскому гарнизону, осаждённому готами в Риме .
Известны случаи и вражды между двумя основными племенами булгар, которые умело разжигала византийская дипломатия. Чтобы обезопасить свои границы от слишком беспокойных соседей, каковыми являлись кутригуры, император Юстиниан с помощью богатых подарков и денег направил против них силы восточной ветви булгар — утигуров. В итоге кутригуры потерпели поражение, но вскоре два племени вновь смогли объединиться против империи.
Около 558 года орды булгар (в основном кутригуры) под предводительством своего вождя Забергана вторгаются во Фракию и Македонию , подходят к стенам Константинополя . И только ценой больших усилий византийцам удаётся отбросить силы Забергана назад. Несмотря на то, что войско хана все ещё сильно и представляет большую опасность для столицы империи, булгары возвращаются в свои степи. Причиной тому служат известия о появлении к востоку от Дона неизвестной воинственной орды. Это были авары , предводительствуемые каганом Баяном .
Византийские дипломаты незамедлительно использовали авар для борьбы против напирающих на Константинополь булгар. Взамен новым кочевникам предлагаются деньги и земли для поселений. Хотя аварская армия и немногочисленна (по некоторым данным — 20 000 всадников), она оказывается сильнее. Возможно, тому способствует бедственное положение авар — ведь они спасаются бегством от идущих вслед за ними тюрков (тюркютов) . Первыми подвергаются нападению утигуры ( 560 год ), затем авары пересекают Дон и вторгаются в земли кутригуров. Хан Заберган становится вассалом кагана Баяна. Дальнейшая судьба кутригуров тесно связана с политикой авар.
Около 566 года передовые отряды тюрков достигают берегов Чёрного моря в районе устья Кубани . Утигуры признали над собой сюзеренитет правителя западного крыла Тюркского каганата Истеми и уже в составе его войска участвовали в захвате древней крепости Боспор на берегу Керченского пролива , а в 581 году появились под стенами Херсонеса .
После ухода авар в Паннонию и ослабления Тюркского каганата, который из-за внутренних неурядиц утратил контроль над своими западными владениями, булгарские племена вновь получили возможность заявить о себе. Их объединение связано с деятельностью хана Кубрата . Этот правитель, возглавлявший племя оногуров (уногундуров), с детства воспитывался при императорском дворе в Константинополе (по некоторым спорным предположениям, в 12 лет был крещён).
В 632 году он провозгласил независимость от авар и встал во главе объединения, получившего в византийских источниках название Великая Болгария . Её территория занимала Нижнее Прикубанье и Восточное Приазовье, по другим оценкам — зону от Ставропольской возвышенности и Фанагории до Южного Буга. Около 634 — 641 Кубрат заключил дружественный союз с византийским императором Ираклием .
После смерти Кубрата (ок. 665 ) его империя распалась, поскольку была разделена между его многочисленными сыновьями.
Этим разделением воспользовались хазары . Старший сын Кубрата — Батбаян — остался в Приазовье и стал данником хазар. Другой сын, Котраг , ушёл со своей частью племени на правый берег Дона.
Третий сын, Аспарух , под хазарским давлением ушёл со своей ордой на Дунай , где основал Первое Болгарское государство, в состав которого вошли и прибывавшие из-за Дуная на Балканский полуостров славянские племена, положив, таким образом, начало современной Болгарии .
Ещё двое сыновей Кубрата — Кувер (Кубер) и Альцек (Алцек) — ушли в Паннонию , к аварам .
Одна группа булгар, руководимых Кувером, играла важную роль в политике Аварского каганата . В период образования Дунайской Болгарии Кувер поднял мятеж и перешёл на сторону Византии, поселившись в Македонии. Впоследствии эта группа, видимо, вошла в состав дунайских болгар.
Другая группа во главе с Альцеком вмешалась в борьбу за престолонаследие в Аварском каганате, после чего была вынуждена бежать и просить убежища у франкского короля Дагоберта ( 629 — 639 гг.) в Баварии , а потом поселиться в Италии близ Равенны . До конца VIII века эти булгары сохраняли свой язык. Фамилия Булгаро, Болгаро, Булгари до сих пор сохранилась на Апеннинах, а в Болонье и сейчас существует церковь «Санта Мария ди Булгаро».
Булгарское государство сначала находилось в зависимости от Хазарского каганата , а после его падения (в 960-е гг.) стало полностью самостоятельным. При Алмуше в 922 году государственной религией становится ислам.
Материалы Зливкинского некрополя (Украина) , некрополей Крыма и могильников на территории Волжской и Дунайской Болгарий показывают, что булгары относились к брахиокранным (круглая или короткая голова) европеоидам .
По краниологическим материалам Зливкинского могильника, относящегося к салтово-маяцкой культуре, антропологический тип булгар устанавливается как « брахикранный европеоидный тип с ослабленными монголоидными чертами, средними размерами лица и черепа » .
Европеоидная брахиокрания характерна
Происхождение европеоидной брахиокрании протобулгар связывается с так называемыми .
Не удалось выделить этнографические признаки булгар среди других кочевых народов в археологическом материале в период до VIII века . Погребения раннего периода отдельные археологи относят как принадлежащие булгарам лишь на основании сведений из письменных источников о проживании в данной местности в соответствующую эпоху булгарских племён . Алексей Комар предлагает считать носителей сухановского типа утигурами. Памятники типа Суханово занимали в Северном Причерноморье ту же зону, что и памятники типа Лихачёвки — от Пруто-Днестровского междуречья до Нижней Волги .
Общие сведения о погребальном обряде, составленные по могильникам VIII—IX вв.: ямные захоронения, тела клались на спину в неглубоких прямоугольных ямах в вытянутом положении. Ориентация головы — на север или запад. Сопутствующие предметы: глиняный горшок и немного мяса. Кони и вооружение стали встречаться в захоронениях в Болгарии. В позднее время встречаются также подбойные могилы. В частности, они присутствовали у волжских булгар по описаниям Ахмеда ибн Фадлана (920-е годы), который непосредственно побывал у волжских булгар:
«И когда умирает мусульманин у них, и (или) когда (умирает) какая-нибудь женщина-хорезмийка, то обмывают его обмыванием мусульман (то есть по обряду мусульман), потом везут его на повозке, которая тащит (его) понемногу (вместе) со знаменем, пока не прибудут с ним к месту, в котором похоронят его. И когда он прибудет туда, они берут его с повозки и кладут его на землю, потом очерчивают вокруг него линию и откладывают его (в сторону), потом выкапывают внутри этой линии его могилу, делают для него боковую пещеру и погребают его. И таким же образом они (жители) поступают со своими мертвыми» .
Далее этот обычай хоронить в подбое стал доминировать среди волжских булгар, судя по археологическим материалам, и до сих пор казанские татары , а также башкиры практикуют подбойные могилы .
Жилища булгар представляли собой круглые в плане юрты на кольях, с очагом в середине жилища. Ели преимущественно конину. Из зерновых культур было распространено просо . В качестве одежды использовались рубашки, кафтаны , башлыки и сапоги . Кочевой быт располагал к металлической посуде: блюдам, кумганам , кубкам .
Булгарское общество делились на семьи-аулы во главе со старейшинами, во главе которых стоял патша. В свадебных обрядах большую роль играл калым.
Для протоболгарского племени утигур характерна искусственная деформация черепа , в некоторых некрополях находят до 80 % таких черепов . У другого племени протоболгар кутригур этот обычай встречается незначительно. Сам обычай впервые зафиксирован в степях Средней Азии среди ирано-язычных кочевников , далее он начал преобладать у поздних сарматов , гуннов, кушан , хорезмийцев , аланов и других кочевников .
Протоболгары на раннем этапе использовали палаши, затем параллельно стали использовать сабли, также использовали боевые топоры, кольчуги, шлемы , круглые щиты , кистени , булавы , копья, луки и стрелы .
Булгарский язык зафиксирован на нескольких видах письменности.
1. Доно-кубанское руническое письмо зафиксировало язык протоболгар Причерноморья, его кубанский вариант, согласно мнению Кызласова, принадлежал протоболгарам. Кубанский вариант доно-кубанского рунического письма обнаружен в столице Волжской Булгарии
Биляре
на обломке глиняной посуды.
2. Другая
разновидность рунической письменности
известна на Балканах. Самые значительные находки болгарского рунического письма были найдены в Мурфатларе и в Плиске.
3. Греческое письмо было приспособлено для записи булгарского языка в Болгарском царстве.
4. На территории
Волжской Булгарии
найдено около 400
эпитафий принадлежащий булгарам
написанные
арабской вязью
. В 1863 году татарский учёный Хусейн Фейзханов опубликовал статью «Три надгробных болгарских надписи», в которой представил научной общественности результаты расшифровки булгарских эпитафий
чувашскими
словами.
Известно 15 надписей и фрагментов надписей на булгарском языке греческими буквами .
Все надписи греческими буквами происходят из одной чётко очерченой области — Северо-Восточной Болгарии (вместе с Добруджей ). За её пределам подобные надписи не были найдены, за исключением надписи из Надь-Сент-Миклоша . Язык надписей зафиксировал язык царского двора.
Религия булгар носила политеистический характер . По сведениям арабского хрониста Аль-Балхи главное божество-создатель булгар называлось « Эдфу », отличаясь от названий аналогичного божества среди других народов:
«Интересно, что все народы имеют своё название создателя. Арабы его называют Аллах в единственном числе, а других богов называют Иллах; персы его называют Хормуз, Изед, Яздан. У Заратустры он называется Хормуз, но я также слышал и названия Ход-ехт и Ход-Борехт, что просто означает Тот Самый. Индийцы и народ Синда его называют Шита Вабит и Махадева. Тюркский народ его называет Бир Тенгри, что означает „Бог Единственный“. Христиане Сирии его называют Лаха Раба Куадусса. Евреи его именуют в своем языке Элохим Адонай или Яхия Ашер Яхия. Элохим означает „бог“ на их языке. Я слышал, что булгары называют Создателя именем Эдфу, а когда я их спрашивал, как они называют своего идола, они мне отвечали — Фа. Я также спрашивал коптов, каково их имя создателя. Они отвечали: Ахад Шанак» .
Исследователи связывают булгарского Эдфу (Едфу) с Памиром, где местные иранские народы называют Солнце: ягнобцы — афтоба, пуштуны — афтаба, гилянцы — эфтеб, язгулемцы — офтоба. Также солнце в зените в тех районах именовали как Адху и Едх . В пользу этого говорит сообщение Иоанна Экзарха о том, что булгары поклоняются Солнцу и звёздам.
Археологические находки в Плиске указывают на следы зороастризма у булгар. В крепости найдено здание с платформой в центре для огня, аналоги которого находят у зороастрийцев .
Жрецов булгары называли колобрами (в болгарском оригинале колобър ) или колобарами . Предполагается, что колобр дословно означает на протобулгарском — маг , волшебник или священник , так как Феофилакт Симоката и Фотий писали именно об этих значениях этого слова .
Аналогию находят у эфталито-авар, приводя сведения византийца Теофилакта Симокаты, который называет практически идентичное название их жрецов — бо-колобры , также ближайшую аналогию слова находят в древнеперсидском в значении духовник , которая звучит на древнеперсидском, как — kolobkhar .
История распорядилась так, что потомки булгар Волжских и Дунайских пошли разными религиозными путями. Дунайские болгары при царе Борисе I в 865 приняли христианство от Византии, а волжские болгары при Алмуше в 922 — ислам от Багдадского халифата. По одной из версий, принявшие ислам булгары — предки современных татар , а не принявшие и ушедшие на правобережье — предки чувашей . Впоследствии дунайские болгары оказались завоёваны мусульманской Османской Империей (Турцией); волжские булгары были завоёваны монголами.
Во́лжско-булга́рский язы́к (в лингвистике используется также термин среднебулгарский язык) был распространён в Волжской Булгарии и в Булгарском улусе Золотой Орды . Его прямым потомком является чувашский язык . Известен по написанным арабской графикой эпитафиям XIII—XIV вв. на территории Среднего Поволжья (так называемые надписи «2-го стиля»). Отдельные лексемы известны из записки Ибн Фадлана X века и по заимствованиям в современных языках народов Поволжья и Предуралья . В 1863 году татарский учёный Хусейн Фейзханов опубликовал статью «Три надгробных болгарских надписи», в которой представил научной общественности результаты расшифровки булгарских эпитафий чувашскими словами. Спустя ещё полвека в написанном в 1904 году труде «Волжские болгары» И. Н. Смирнов пришёл к выводу, что болгарский язык — древнечувашский язык.
Первый узел обоих наших генеалогических древ — это отделение чувашского от других языков, обычно определяемое как отделение булгарской группы. — Дыбо А. В. Хронология тюркских языков и лингвистические контакты ранних тюрков. М.: Академия, 2004. — С. 766.
18. Вниз по реке Волге чуваши, древние болгары, наполняли весь уезд Казанский и Сибирский. Сии наиболее язык татарским испортили. Ныне же по принятии крещения весьма их мало остаётся, ибо многие, не желая креститься, перешли к башкирам и в другие уезды поселились.
— В. Н. Татищев . « История Российская ». Часть I. Глава 22. Оставшиеся сарматы.
…собственно же болгары волжские имели издревле закон браманов, из Индии через купечество принесённый, как и в Персии до принятия махометанства был. И оставшие болгарские народы чуваши довольно происхождением души из одного животного в другое удостоверивают.
— В. Н. Татищев. «История Российская». Часть I. Глава 25. О болгарах и хвалисах, кои у древних аргипеи и исседоны.
«Собственное же их имя (булгар), по Карпеину, видится билиры, татары же именуют их булир. Сии болгары у русских разделялись надвое: верхние и нижние.» Чуваши — разделяются надвое: Верховые (Вирьял) и Низовые (Анатри).
— В. Н. Татищев
«Ни один из нынешних народов татарских не именуют себя татарами, но каждый называется особенным именем земли своей».
— Н.М. Карамзин. "История государства Российского", С.-Петербург, 1818, т. 3, с. 172.
…потомки этих булгар, составляющие значительную часть населения Среднего Поволжья, по иронии судьбы называются именем «татары», а их язык «татарским». Хотя это не больше чем камуфляж.
— Л.Н. Гумилев. "Корни нашего родства", "Известия", 13.04.1988г.
Сами татары называют себя булгарами, ставя себя в самую непосредственную связь с этой народностью.
— Н. А. Спасский. «Очерки по родиноведению». 1912 г.
На тесную связь современных татар с булгарами указывают и те родословные, которые имеются во многих татарских семьях и которые чаще упираются в то или иное лицо, выходца из Булгара.
— Н. И. Воробьёв. 1953 г.
Теофилакт Симоката обяснява аварската дума Bookolabrax с гръцките думи Magox — магьосник и iereux — свещеник, а Фотий [Theophyl. Sim. Ed de Boor, 53, 14-19] направо нарича bookolobra tou magou, т.е, бо-колобър — магьосникът!! При скитите kalana — магьосник, жрец. Това подкрепя нашето обяснение колобър = магьосник, вълшебник .