Interested Article - Торгутский побег
- 2020-12-08
- 1
Торгу́тский побе́г ( каз. Шаңды жорық — « Пыльный поход ») в литературе также встречаются термины : « Массовый исход калмыков в Китай в 1771 году »; « Переход калмыков из Восточной Европы в Центральную Азию »; « Последняя великая миграция кочевников »; « Великий исход » — массовое переселение в 1771 году волжских калмыков , среди которых преобладали торгуты , из пределов Российской империи в Цинскую империю .
Согласно независимым источникам в Джунгарию смогли пробиться из 140—170 тысяч не более 70 тысяч калмыков (или не более 75 тысяч ), которые были приняты маньчжурскими властями Китая и поселены на прежних джунгарских кочевьях.
Причины
Геноцид джунгар (1758) в Цинском Китае привел к появлению в Калмыцком ханстве беженцев, которые агитировали за восстановление Джунгарского ханства . Одним из главных сторонников откочевки в Джунгарию был Цебек-Дорджи
Во время правления ханов Дондук-Даши (1741—1761) и Убаши (1761—1771) российское правительство стало проводить политику ограничения ханской власти. В 1760-х годах в Калмыцком ханстве усилились кризисные явления, связанные с колонизацией земель русскими помещиками и крестьянами, сокращением пастбищных угодий, ущемлением прав правящей верхушки, вмешательством царской администрации в калмыцкие дела.
Снежной и морозной зимой 1767—1768 годов в калмыцких улусах начался падёж скота. Бедствия народа усилил указ 1768 года, запретивший продажу хлеба калмыкам в неустановленных местах. Начался массовый голод. Сокращение территории калмыцких кочевий правительственными указами вызвало истощение пастбищ. В улусах вновь начался падёж скота.
После устройства укрепленной Царицынской линии в районе основных кочевий калмыков стали селиться донские казаки . Сужение района кочевий обостряло внутренние отношения в ханстве. В этих условиях распространение получила идея возврата на историческую родину — в Джунгарию , находившуюся на тот момент под властью маньчжурской империи Цин .
Предыстория
Переселение готовилось в течение ряда лет (1767—1770) торгутскими и хошутскими нойонами , а также высшим буддистским духовенством , которое составило астрологический прогноз, определив благоприятный для переселения год и месяц.
Осенью 1770 года Убаши, вернувшись с кавказского фронта Русско-турецкой войны, на восточном берегу реки Волги провел собрание, в котором участововали Цебек-Дорджи , Шеаренг , Бамбар, Даши-Дондук, Еремпель и шаджин-лама Лоузан-Джалчин . На собрании после произнесения торжественной клятвы «покинуть Россию и вернуться на восток на родину», и было принято решение начинать действовать в следующем 1771 году в году тигра.
Состав
Во главе 10-тысячного войска впереди шли Бамбар, Шеаренг и Гунги, по бокам шли отряды по 5 тыс. каждый, на правом фланге под началом Акун-Абуши, левым флангом предводительствовал сын Бамбара — Церен-Делик, позади, под началом Убаши , шли остальные калмыки с их женами, детьми, скотом и имуществом. Всего вышло 33 000 или по другим данным 30 909 , 30 000 кибиток или около 140 000—170 000 человек .
Хронология
5 января 1771 года нойоны во главе с молодым наместником Калмыцкого ханства Убаши подняли улусы , кочевавшие по левобережью Волги , и начали свой переход на свою историческую родину — в Джунгарию . Кочевавшие на западном берегу Волги и на Северном Кавказе калмыки (преимущественно дербеты ) не смогли или не захотели присоединиться к миграции. Реакция российского правительства была относительно мягкой. Памятуя прошлые заслуги калмыков перед русским царем посланные военные чины лишь упрашивали беглецов остаться. Так был остановлен Эркетеневский улус .
18 января восставшие калмыки были уже на берегах реки Яик . Яицкие казаки не смогли остановить беглецов, которые сожгли и разгромили форты и крепости недавно созданной Яицкой линии на участке в 70 вёрст (крепости Кулагинскую, Калмыковую в Индерских горах, Сорочиковую (Сарайчиковую) и форпосты: Зеленовский, Атаманский, Красный Яр, Котельный, Харькинов и Гребенщиков) и в течение недели переправляли через Яик (Урал) свои семьи и скот.
27 января для противодействия перекочёвке калмыков правительство Екатерины II разослало циркуляр яицким казакам , губернатору в Оренбург и ханам подвластных казахских жузов . Нурали-хан требовал от русских пушек и драгунский полк для остановки продвижения калмыков. Генерал фон Траубенберг в своём отчёте правительству указал, что оставлять в помощь хану Нурали российскую артиллерию и драгунский полк означало бы их верную гибель и скептически оценивал возможности иррегулярного ополчения казахских ханов самостоятельно, без поддержки российских войск, остановить калмыцкое войско, которое, по его словам, имея собственную артиллерию и боевой опыт регулярной армии, свободно бы прошло на территорию бывших своих кочевий в Джунгарии .
18 февраля калмыки Убаши достигли берегов реки Эмбы . Спокойный отдых на Эмбе продолжался почти месяц: 15 марта калмыки подверглись первому нападению казахcкого отряда Яман-Кары, который был разгромлен. Cтычки калмыков с казахами произошли на реках Орь и Сагыз .
12 апреля из Орской крепости (ныне Оренбургская область ) вышел 7-тысячный корпус под командованием Траубенберга. Также вышли отряды из некоторых других городов, но их действия не имели успеха из-за позднего реагирования, недостатка продовольствия и фуража .
13 апреля калмыки миновали Муголжарские горы (ныне Актюбинская область ). 18 апреля Убаши попытался договориться с Нурали-ханом. Затем путь калмыков проходил через реку Тургай .
13 мая фон Траубенберг принял решение прекратить преследование Убаши и возвращаться в Усть-Уйскую крепость .
В августе калмыки вышли к китайской границе на реке Или . Подданные Убаши были так ослаблены и измотаны, что им оставалось только ждать милости китайского императора Цяньлуна . По другой версии уже 24 июля калмыки были приняты в китайское подданство .
Последствия
Этот поход обернулся национальной трагедией калмыков. В пути небольшой по численности калмыцкий этнос всего за год потерял погибшими в боях, от ран, холода, голода, болезней, а также пленными более 100 000 человек, лишился почти всего скота и имущества — основного богатства . Всего не более 70-75 тысяч калмыков достигли Цинской границы . Но встречается и резко другая точка зрения насчет числа дошедших калмыков, к примеру современные казахские источники оценивают число дошедших в 15-20 тысяч .
Китайскую границу калмыки пересекли в середине августа. Таким образом, путь от Волги до Китая они проделали за семь с половиной месяцев. Калмыки были встречены цинскими войсками и чиновниками. Император Цяньлун предписал принять новых подданных с примерным человеколюбием . Цинские власти поселили их в верховьях реки Или , снабдив их на первое время самым необходимым: рисом, чаем, хлебом, скотом и одеждой. Когда же окончательно разместили калмыков по кочевьям, тогда для обзаведения ещё было выдано им :
- Лошадей, рогатого скота и овец — 1 125 000 голов;
- Кирпичного чая — 20 000 ящиков;
- Пщеницы и просса — 20 000 чет;
- Овчины — 51 000;
- Бязей (белая бумажная ткань) — 51 000;
- Хлопчатой бумаги — 1500 пуд (24.5 тонны);
- Юрт — 400;
- Серебра — 400 пуд (6.5 тонны).
Принятие цинского подданства калмыками происходило без участия рядового населения. Согласно китайской политической традиции, принятие китайского подданства понималось как признание некитайской знатью своего вассалитета по отношению к китайскому императору, получение титула и инвеституры. Группа калмыцких аристократов во главе с Убаши была отделена от общей массы калмыков и по почтовым дорогам доставлена в Жэхэ .
Калмыцкая знать была радушно встречена в Жэхэ. Для них были устроены различные увеселения и банкеты; кроме того, в середине октября 1771 года калмыки были приглашены участвовать в императорской облавной охоте в Муране, что было великой честью, предоставлявшейся далеко не каждому цинскому феодалу. Правда, калмыки могли участвовать пока лишь в качестве наблюдателей: вероятно, император не вполне им доверял .
Убаши и другие нойоны были пожалованы маньчжурскими феодальными титулами. За Убаши был сохранен его ханский титул с пожалованием почетного звания « Зориггу » («Храбрый») . Цебек-Дорджи получил титул цинь-вана и почетное звание « Буянту » («Добродетельный») . Шеаренг удостоился титула цинь-вана с пожалованием ему почетного звания « Билигту » («Талантливый») . Бамбар также получил титул цинь-вана и почетное звание « Биширэлту » («Благословенный») .
В России территория на которой кочевали калмыки, значительно сократилась: кочевья на восточном берегу Волги фактически были потеряны. Впоследствии эти земли заняли казахи. Калмыцкое ханство было упразднено . Позднее император Павел I в 1800 году восстановил Калмыцкое ханство, однако в 1803 году при Александре I оно было вновь упразднено .
Память о событии
- В китайской историографии возвращение торгутов рассматривается как «апогей Цинской династии» и заключительный этап «собирания земель и племен Центральной Азии» . Об этих событиях в КНР сняты кинофильм《渥巴锡汗》«Убаши-хан» (2005) и 30-серийный телесериал《东归英雄传》«Герои возвращаются на восток» (2008).
- В 1837 году Томас Де Квинси опубликовал книгу «Восстание татар, или Побег калмыцкого хана и его народа из пределов России к границам Китая» ( Revolt of the Tartars: Or, flight of the Kalmuck khan and his people from the Russian territories to the frontiers of China ) , где рассказал о походе с прокитайской точки зрения в характерной цветистой манере с изобилием гипербол. Этот текст многократно переиздавался. На русский язык не переведён.
- В поэме Сергея Есенина «Пугачёв» (1921) откочёвке калмыков посвящена вторая из восьми глав произведения.
- «Асарай. Наказ богов» — исторический роман нидерландского востоковеда , опубликованный в 1997 году. Ещё в 1955 году в научной статье о побеге торгутов Баркман подвёл его итоги следующим образом :
Обе группы, как оставшиеся, так и ушедшие, оказались под чужой властью, хотя, как показало будущее, последние пользовались большей свободой наслаждаться кочевой жизнью, хранить обычаи и исповедовать буддизм, чем их собратья на Волге. В любом случае торгуты перестали существовать как независимый народ.
Примечания
- ↑ Восточная литература . Дата обращения: 26 января 2024.
- Чимитдоржиев Ш. Б. . — IMBT, 2002. — 218 с. — ISBN 978-5-7925-0126-3 . 27 ноября 2022 года.
- ↑ . kalmyki.narod.ru . Москва: Наука (1967). Дата обращения: 23 июня 2021. 24 июня 2021 года.
- ↑ Иакинф (Бичурин) . . Дата обращения: 19 января 2016. 21 февраля 2020 года.
- ↑ (рус.) . Акмолинская правда (20 сентября 2013). Дата обращения: 23 июня 2021. 21 июня 2021 года.
- ↑ . Oirad.mn (28 июня 2013). Дата обращения: 23 июня 2021. Архивировано 28 июня 2013 года.
- ↑ Беспрозванных Е. Л. . cyberleninka.ru . Дата обращения: 23 июня 2021. 24 июня 2021 года.
- . Дата обращения: 19 июля 2023. 19 июля 2023 года.
- ↑ . Дата обращения: 20 июля 2023. 20 июля 2023 года.
- ↑
- . old.bigenc.ru . Дата обращения: 27 июля 2023. 23 января 2023 года.
- . diletant.media . Дата обращения: 9 ноября 2021. 9 ноября 2021 года.
- ↑ . WARHEAD.SU (2 ноября 2019). Дата обращения: 23 июня 2021. 24 июня 2021 года.
- . Дата обращения: 5 июня 2020. 5 июня 2020 года.
- . Дата обращения: 20 июля 2023. 20 июля 2023 года.
- . Дата обращения: 19 июля 2023. 19 июля 2023 года.
- . Дата обращения: 19 июля 2023. 19 июля 2023 года.
- . Дата обращения: 4 июня 2017. 25 июня 2021 года.
- ↑ Митиров А. Г. . kalmyki.narod.ru . Дата обращения: 26 февраля 2024.
- Эрдниев У. Э. . 14 октября 2010 года. . — Элиста: Калм. кн. изд-во, 1985.
- Колесник В. И. Последнее великое кочевье: переход калмыков из Центральной Азии в Восточную Европу и обратно в XVII и XVIII веках. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора исторических наук. Волгоград, 2003.
- Carl Barkman. The Return of the Torghuts from Russia to China. // Journal of Oriental Studies 2 (1955): 89-115.
- 2020-12-08
- 1