Первый стационарный монастырь в северной Монголии (
Халхе
), —
Эрдэни-Дзу
, — был построен
Тушэту-ханом
Абатаем
в
1585 году
. Со времени
Дзанабадзара
, первого монгольского
Богдо-гэгэна
, в Халхе началось массовое строительство новых монастырей. Монастыри основывались и содержались всеми слоями общества — от
общеимперской
администрации и халхаских ханов до мелкой знати и сомонных аратских сообществ.
К моменту социалистической революции
1921 года
в Монголии насчитывалось свыше тысячи крупных и мелких монастырей и храмов. В период религиозных репрессий
Чойбалсана
большая часть их была разрушена и заброшена; имущество конфисковано. К настоящему времени монгольским буддистам возвращена часть уцелевших монастырей и храмов. К
1997 году
в стране насчитывалось более 160 храмов и монастырей, включая заново построенные.
Типология монастырей
Морфология
Хурэ́
(
монг.
хүрээ
) — изначально
монастырь
, при котором постоянно жило
духовенство
(ср.:
курень
).
Их-хурэ
, резиденция
Богдо-гэгэна
, была крупнейшим кочующим монастырём Халхи, впоследствии осевшим и выросшим до размеров
города
. В настоящее время
хурэ
в Монголии не осталось.
Сумэ́
(
монг.
сүм
) — изначально
храм
, ламство которого не жило при нём постоянно, собираясь лишь по дням
крупных праздников
, либо отдельный храм в крупном монастыре. В настоящее время словом «
сүм
» именуются храмы любых религий.
Хийд
(
монг.
хийд
) — небольшой монастырь, предназначенный для проведения затворов. Сравним с православным
скитом
. В настоящее же время хийдом, напротив, именуется любой монастырь.
В дореволюционной Монголии за монастырями чаще всего закреплялся в качестве части названия тип, характеризовавший его на момент постройки, независимо от текущих социальных реалий. В настоящее время из них бытуют лишь
хийд
в значении «
монастырь
» и
сүм
в значении «
храм
». В российских же регионах расселения монгольских народов закрепилась следующая номенклатура:
Дуга́н
(от
тиб.
འདུ་ཁང།
—
зал собраний
) — «
часовня
», отдельно стоящий или монастырский храм у бурят, а также в Монголии.
Даца́н
(от
тиб.
གྲྭ་ཚང།
) — в
Тибете
изначально отделение,
факультет
при крупном монастыре, в котором ведётся обучение
. У бурят слово приобрело значение «монастыря» вообще; у монголов — отдельный храм при крупном монастыре, не обязательно связанный с учебным процессом.
Императорские
— построенные и содержавшиеся на средства бюджета империи
Цин
. Духовенство привлекалось либо жалованием, платившимся империей, либо прикомандировывалось по одному от хошуна. Пример императорского монастыря —
Амарбаясгалант
.
Хутухтинские
(
монг.
хутагтын
), иначе гэгэновские (
монг.
гэгээний
) — монастыри, построенные монгольской знатью в качестве резиденций монгольских религиозных иерархов и переданные им в дар. Обычно с передачей монастыря передавалось и некоторое количество собственных подданных, получавших статус «учеников» («шабинаров»;
монг.
шавь нар
) данного иерарха. После смерти владельца наследовались его следующим перерождением-
тулку
. Пример такого монастыря —
Их-хурэ
. Крупные монгольские хубилганы часто имели до десятка подконтрольных им монастырей разного типа.
Родовые
(административно-территориальные) — строившиеся первоначально на средства родов, с деградацией родовых структур переходили в ведение административно-территориальных единиц —
хошунов
и
сомонов
.
Частные
— построенные на личные средства отдельного милостынедателя. После смерти своего патрона чаще всего приходили в упадок.
В настоящее время немногочисленные сохранившиеся с 1930-х годов монастыри находятся либо в ведении
(напр.
Гандантэгченлин
) или других религиозных организаций страны (
Амарбаясгалант
), либо — в качестве
музеев
и памятников культуры — содержатся государством (напр.,
Чойжин-ламын-сумэ
,
Манзушир
и большая часть построек в
Эрдэни-Дзу
).
По религиозным направлениям
В Монголии представлены практически все буддийские школы и учения, существовавшие в Тибете.
Гелуг
(
монг.
гэлүг
) — школа, которая преобладает со времени вторичного проникновения буддизма в Монголию, начавшегося в
XVI веке
.
Карма-кагью
(
монг.
гарма гаржид
) — значительное количество последователей этой школы в конце
XVII века
откочевало на юго-восток Халхи, образовав Западно-Хучидский хошун. Первый карма-кагьюпинский храм в столице, административно относившийся к Баргутскому аймаку, был основан ещё при
Дзанабадзаре
, и на протяжении XVIII—XIX веков
Богдо-гэгэны
несколько раз приглашали лам этой традиции в Ургу. Ламы этой школы широко распространили в монастырях Монголии культ особой формы
дхармапалы
Махакалы
— Бернагчена (
ber nag can
;
монг.
Бернаг Махгал
). В настоящее время в Улан-Баторе существует единственный храм карма-кагью — «
».
Главный
(
монг.
гол сүм
) — храм для проведения регулярных
; в малых монастырях — центральное строение комплекса. В крупных монастырях с подразделением штата на несколько общин-отделений (
монг.
аймаг
) каждая община имела собственный главный храм.
Охранительский
(
монг.
докшидын сүм; сахиусны сүм
;
тиб.
ཆོས་སྐྱོང།
) — храм, посвящённый частному
божеству-охранителю
данного монастыря; напр., охранитель бурятского
Анинского дацана
—
Джамсаран
. В Монголии данный храм считался обязательным даже для совсем небольшого монастыря.
Соборный
(
монг.
цогчин сум
; от
тиб.
ཚོགས་ཆེན།
—
собор
) — в крупных монастырях с несколькими общинами, имеющими собственный главный храм — храм, предназначенный для общих собраний всего духовенства во время важнейших праздничных церемоний.
Специализированные
Цанидский
(
монг.
цанидын сүм
) — в монастырях, где ведётся обучение
— храм для проведения учебных философских
диспутов
.
Тантрический
(
монг.
жудын сум
) — храм для проведения
тантрических
обрядов и церемоний. В монастырях школы
гелуг
миряне в эти храмы обычно не допускались.
Астрологический
(
монг.
зурхайн сүм
) — храм для проведения церемоний, требуемых системой монгольской буддийской астрологии (
).
В старинной архитектуре Монголии искусствоведом
Н. Цултэмом
различаются 3 основных стиля, а также смешанные стили:
Монгольский стиль
Юрты
и
шатры
стали основой для развития традиционной монгольской архитектуры. Многие монастыри начинали как юрты-храмы. Когда нарастала необходимость в увеличении вместимости, монгольские зодчие использовали шести- и двенадцатиугольные структуры с коническими верхушками. Дальнейшее увеличение вместимости привело к квадратной планировке. Крыши выполнялись в форме, напоминающей шатры.
Монастырь Даши-Чойлинг представляет собой ансамбль юртообразных строений.
Тибетский стиль
В
тибетском
стиле с строились самые ранние буддийские храмы в Монголии собственно монгольской постройки. Храмов с чисто тибетской архитектурой в Монголии сравнительно мало; уже в первом стационарном монастыре
Эрдэни-Дзу
лишь один храм — Лавран — не имеет следов китайского влияния. Для храмов тибетского стиля характерна прямоугольная планировка (вытянуты с запада на восток), белые стены, плоские крыши.
Китайский стиль
Китайский стиль
был наиболее распространён в Халхе. Для храмов характерны двускатные черепичные крыши, богатое декорирование, одноэтажность. Прекрасным примером китайского стиля является архитектура храмов
Амарбаясгаланта
.
Смешанные стили
Смешанные стили свободно сочетали вышеупомянутые три. Комбинации могли быть тибето-монгольской, китайско-монгольской, тибето-китайской, или же сочетанием всех трёх. Так, величественный храм Авалокитешвары в
Улан-Баторе
сочетает тибетскую архитектуру в нижней половине с китайской традицией в верхней половине. Храм Майтреи сочетал тибетский стиль с юртообразным завершением.
Позднеев А. М.
Очерки быта буддійскихъ монастырей и буддійскаго духовенства въ Монголии въ связи съ отношеніями сего последняго къ народу.
СПб.
, Типография Императорской Академии наук, 1887. —
passim