Анимация
- 1 year ago
- 0
- 0
Кукольная анимация (мультипликация) — метод объёмной анимации . При создании используются сцена-макет и куклы-актёры . Сцена фотографируется покадрово, после каждого кадра в сцену вносятся минимальные изменения (например, изменяется поза куклы). При воспроизведении полученной последовательности кадров возникает иллюзия движения объектов. Позволяет задействовать самый широкий спектр материалов и техники выполнения декораций, фигур, объектов.
Первый кукольный мультфильм появился в России в 1906 году . Мультипликатором был балетмейстер Мариинского театра Александр Ширяев , создавший ленту, в которой двенадцать фигурок танцуют на фоне неподвижных декораций, изображающих сцену. Фильм снят на 17,5-миллиметровую плёнку. Съёмки длились три месяца, за это время Ширяев протёр ногами дыру в паркете, поскольку постоянно ходил от кинокамеры к декорации и обратно.
Данные фильмы обнаружены в архиве Ширяева киноведом Виктором Бочаровым в 2009 году. Там же найдены ещё несколько кукольных мультфильмов: «Играющие в мяч клоуны», «Художники Пьеро» и любовная драма со счастливым концом «Шутки Арлекина». Современные мультипликаторы не могут разгадать секреты мультипликатора, поскольку куклы Ширяева не просто ходят по земле, но и прыгают и крутятся в воздухе .
До обнаружения фильма Александра Ширяева долгое время родоначальником объёмной мультипликации считался русский кинорежиссёр Владислав Старевич , работавший в этой технике с 1911 года.
Среди наиболее выдающихся ранних мультипликаторов можно выделить Затерянный мир » (1925) и « Кинг-Конг » (1933), Александра Птушко , который участвовал в создании многих довоенных советских мультфильмов (в том числе знаменитого фильма « Новый Гулливер », сочетавшего в себе мультфильм и живую актёрскую игру), а также Иржи Трнку , Гермину Тырлову и Карела Земана — основоположников чешской школы объёмной мультипликации.
, известного своими спецэффектами к блокбастерам «В 1960-е годы в отечественную кукольную мультипликацию пришли новые имена: Роман Качанов , Владимир Дегтярёв , Вадим Курчевский , Николай Серебряков и другие.
Фильм « Варежка » Романа Качанова завоевал ряд престижных призов на зарубежных фестивалях, а также заново открыл зарубежному зрителю русскую школу кукольной мультипликации. Его же фильмы « Чебурашка », « Крокодил Гена » и « Шапокляк » стали признанной классикой мировой мультипликации. На фильмах Качанова художником-кукловодом начинал свою карьеру Юрий Норштейн .
В Чехословакии кукольной мультипликацией занимались Иржи Трнка , Карел Земан и Иржи Барта . Венгр по происхождению Джордж Пал работал в этой области в Великобритании и в США.
В Эстонии студия «Таллиннфильм» работала только с кукольной мультипликацией до 1971 года. Кукольные ленты создавали Рихо Унт, Эльберт Туганов, Хейно Парс.
В Латвии основателем кукольной мультипликации стал в 1960-х годах Арнолдс Буровс , создавший более сорока фильмов. В 1990-х годах традиции его фильмов по-своему продолжила студия «Animacijas Brigade», использовавшая в своих фильмах куклы из пластилина.
В Японии в кукольной мультипликации работал ученик Иржи Трнки и Романа Качанова — Кихатиро Кавамото .
Законченный в 2006 году полнометражный кукольный фильм Кристиан Седжавски «Кровавый чай и красная ниточка» (съёмка продолжалась тринадцать лет) был удостоен многочисленных наград на международных кинофестивалях.