Interested Article - Асуты

Асу́ты ( монг. Асуд ) — этнос, входящий в состав южных монголов , халхасцев , торгутов , юншиэбу . Потомки омонголившихся аланов .

История

В период военных походов в начале XIII в. в Европу и Среднюю Азию монголы приводили часть населения на свои земли. Часть приводимого населения занималась различными ремёслами, другая часть входила в состав монгольской армии и т.д. Таким же путём в Монголию пришли аланы , предки современных осетин с Кавказа . Потомки аланов, омонголившись, образовали впоследствии род асуд. В « Сокровенном сказании монголов » они отмечены как asut. В некоторых случаях асуд произносят как асад .

Осетины согласно этнолингвистической классификации относятся к иранской группе индоевропейской семьи языков. В русской литературе их называли асы или ясы, по-грузински назывались ос, в византийских источниках о них писали алан . Асы или осы иногда именуются как ассы или авсети. В древние времена ассы были известны под именем сарматы и состояли из нескольких племён. Ассы же были одними из них.

В 1220-х гг. войска монгольского полководца Субэдэя , дойдя до Северного Кавказа , заняли территории проживания ассов или ос, после чего в 1239 г. часть местного населения была переведена в Монголию. Правители вначале поселили их в бассейне р. Хуанхэ и собрали в одну тысячу — минган. В период правления великого хана Мунхэ войска отличились в войнах с государством Сун , за что их предводитель был пожалован грамотой «Барсын гэрэгэ» (‘Гэрэг тигра’) .

В 1272 г. асутские войска были реорганизованы в три тысячи (минганы). Наряду с этим были выделены ещё 700 воинов из асутов, на которых была возложена личная охрана Хубилай-хана и его дворцов . Некоторые из военачальников и нойонов асутских войск были назначены даргачами в китайские земли, где они управляли местным населением. По некоторым данным, на территории монгольского государства Юань было около 10000 асутов, большинство из которых состояли в войсках . В 1286 г. отдельно была создана администрация асут, а в местностях и Сугу государства Юань дислоцировались асутские войска вместе со своими семьями.

С распадом монгольского государства Юань часть асутов осталась в Китае, а те, кто жил в Монголии и занимался скотоводством, стали подданными монгольских аристократов. Асуты обитали в местах севернее Датун и Калган по соседству с харчинами и тумэтами . С конца XIV в. они вместе с еншөөбу и харчин были объединены в один тумэн правого крыла Восточной Монголии, вследствие чего асуты стали называться одним из пяти отоков еншөөбу. С 1430-х гг. асуты подчинились Аруктаю-тайджи, весьма укрепились и успешно воевали с войсками Минской династии. В этот период они также участвовали в войнах с восточно-монгольскими князьями и ойратами . В середине XV в. асуты вошли в состав еншөөбу во главе с Ибрай-тайши .

Батумунху Даян-хан отдал племя асут своему сыну Увсанз-хунтайджи. Однако впоследствии, воспользовавшись распрями двух его сыновей, Бодидара-нойон, сын Барсболда, захватил асутов. После этого асуты, попав под власть предводителя Холочи, стали заселять южную часть современного Силингольского сейма Внутренней Монголии . В дальнейшем ими овладели харчинские и тумэтские правители, вследствие чего большинство асутов растворились в их среде.

Другая часть асутов, находившаяся в составе семи северных халхаских отоков, пришла к Аминдуралу, четвёртому сыну Гэрэсэндзэ-хунтайджи, который разделил собственость между своими семью сыновьями. Именно эти асуты впоследствии образовали малый оток в хошуне Сэцэн дзасака Сэцэнхановского аймака, поселились на юго-востоке нынешнего Говьсумбэр аймака и севернее сомона Дархан Хэнтэйского аймака Монголии. По данным переписи 1918 г., население асутского отока хошуна Сэцэн дзасака составляло 173 человека . Находясь среди монголов около 700 лет, асуты полностью утратили родной язык, религию и культуру. Омонголившись, они со временем сформировали крупный оток. Ныне асуты не помнят своего происхождения и осознают себя монголами .

Современность

В настоящее время асуты проживают на территории аймака Шилин-Гол , а также хошуна Ар-Хорчин-Ци городского округа Чифэн Внутренней Монголии .

Асуты Монголии , входящие в состав халха-монголов и торгутов , зарегистрированы на территории Говьсумбэр аймака; Хэнтэйского аймака; в сомоне Нөмрөг Завханского аймака; сомонах Цагаандэлгэр, Говь-Угтаал, Баянжаргалан, Өндөршил, Дэрэн, Гурвансайхан Средне-Гобийского аймака; сомонах Даланжаргалан, Айраг, Иххэт, Алтанширээ Восточно-Гобийского аймака; сомонах Сэргэлэн, Алтанбулаг, Аргалан, Баянхангай, Эрдэнэ, Баяндэлгэр, Баянжаргалан Центрального аймака; сомонах Чандмань и Булган Кобдоского аймака . Асуты также упоминаются в составе монгольского рода юншиэбу (еншөөбу) .

В состав калмыков входит этническая группа асмуд (асмут , асмат). Асмуты (асматы) включают в свой состав подгруппы, называемые торел (төрл — группа родственников): гальджигуд, мааткуд, цядюрмюд, шонхормуд, чакалмуд, човушахин, уланахин, чолунахин, цаган-манджикин, бульгуд .

Асуты — не единственный монгольский род, происхождение которых связано с ираноязычными народами. В сомоне Хатанбулаг Восточно-Гобийского аймака Монголии проживают представители рода ташигад (ташигид), являющиеся потомками омонголившихся согдийцев . Роды ташигуд, ташигруд также входят в состав южных монголов , проживающих во Внутренней Монголии . Кроме этого согдийское происхождение имеет халха-монгольский род согдаг (согда) , проживающий в сомонах Цагаан-Уул, Цэцэрлэг Хубсугульского аймака; сомонах Баянтэс, Баянхайрхан, Баян-Уул Завханского аймака; сомонах Тариат и Хангай Архангайского аймака Монголии .

Примечания

  1. Очир А. Монгольские этнонимы: вопросы происхождения и этнического состава монгольских народов / д.и.н. Э. П. Бакаева, д.и.н. К. В. Орлова. — Элиста: КИГИ РАН, 2016. — 286 с. — ISBN 978-5-903833-93-1 .
  2. Шагдарсүрэн Ц. Монголжсон харь овгийн тухай тэмдэглэл // Монголын судлал. T. VIII. Fasc. XIX. Улаанбаатар, 1971. С. 255–267.
  3. Yuvan ulus-un sudur. Пер. Ч. Дандаа. Рукопись. Хранится в Национальной библиотеке Монголии. Тетрадь 130, 132.
  4. Ogel B. Sino-Turcica cingizhan ve cindeki hanedaninin Turk musavirleri. Taipei, 1964. P. 410.
  5. Пүрэв О. Халхын Сэцэн хан аймгийн Боржигин Сэцэн вангийн хошууны түүхэн газар зүй // Боржигин судлал. 1999. № 1. Улаанбаатар, 1999.
  6. Бакаева Э.П. // Проблемы этнической истории и культуры тюрко-монгольских народов. — 2009. — № 1 . — С. 69-86 . — ISSN . 11 апреля 2019 года.
  7. Монгол Ард Улсын угсаатны судлал, хэлний шинжлэлийн атлас. Т. I. 75 х.; Т. II. 245 х. Улаанбаатар, 1979.
  8. Тайжиуд Аюудайн Очир, Бэсүд Жамбалдоржийн Сэржээ. Монголчуудын овгийн лавлах. Улаанбаатар, 1998. 67 х.
  9. Джигачидай Буяндэлгэр. Этническая история баргутов (XV–XVII вв.) // Культурное наследие народов Центральной Азии. — 2012. — С. 186-205 .
  10. Авлиев В.Н. // Вопросы образования и науки: теоретический и методический аспекты. — 2014. — С. 9-10 . 20 июня 2017 года.
  11. Бакаева Э.П. // Вестник БНЦ СО РАН. — 2013. — № 2 (10) . — С. 91—112 .
  12. Bügünüdei Goncuγ . Моngγul obuγ // Öbör Mongγol-un Soyol-un Keblel-ün Qoriya, 1993. 203 х. (на монгольском языке)
  13. . Дата обращения: 4 января 2019. 4 января 2019 года.

Ссылки

от 22 января 2020 на Wayback Machine — документальный фильм 2014 г. , посвящённый асутам. Режиссёром и продюсером выступила Темина Туаева , Заслуженный деятель искусств Российской Федерации (2006), Заслуженный работник культуры Республики Северная Осетия — Алания (1996).

Источник —

Same as Асуты