Interested Article - Цюань-жуны

Цюань-жуны, цюаньжуны, цюаньи, хуньи, куньи ( кит. 犬戎) — древнее племя, одно из ответвлений жунов . Проживали вдоль северо-западных границ китайских царств, занимая территории современной провинции Шэньси . Этногенетически связаны с древними монгольскими и тибето-бирманскими народами.

Этноним

Название «цюань-жуны» с китайского буквально переводится как «собаки-жуны» . В переводе « Шань хай цзина » цюань-жуны названы собаками-воинами . Жуны и ди причиняли немало бедствий жителям древнего Китая , возможно, поэтому их называли «цюаньжуны», «собачьи жуны», «собачье племя». Ван Говэй считал, что жуны и ди — это не самоназвания, а китайские наименования для данных племён . В названии «собаки-жуны», как полагают другие исследователи, отражены истоки монгольских тотемических родов нохой ( нохос ) и шоно ( чонос ) .

Цюань-жуны также назывались цюаньи или куньи (хуньи) . Упоминаются в Хань шу , в Чжу-шу цзи нянь и других древних книгах .

История

Как предполагает Мэн Вэнь-тун, первые правители наследственного владения Цинь , возникшего в X—IX веках до н. э., были выходцами из племени цюаньжунов . Цюаньжуны сыграли значительную роль в истории Китая периода Западного и Восточного Чжоу . Усиленную борьбу против племени цюаньжунов вёл Му-ван , пятый правитель династии Чжоу (X в. до н. э.). По свидетельству « Го-юй », Му-ван принудил цюаньжунов поднести четыре белых волка и четыре белых оленя, прибегнув к вооруженной силе. В связи с тем что действия Му-вана нарушали установленную систему «пяти повинностей», цюаньжуны в дальнейшем перестали являться ко двору Чжоу. При Чжао-ване , отце Му-вана, началось ослабление власти дома Чжоу. Этот процесс еще более усилился при Му-ване, чему в значительной степени способствовали войны с цюаньжунами .

В 771 г. до н. э. цюаньжуны оказали помощь Шэньхоу в свержении Ю-вана , двенадцатого правителя династии Чжоу. Дочь Шэнь-хоу была старшей женой Ю-вана, а её сын И-цзю — законным наследником. Увлекшись наложницей Бао-сы, Ю-ван отстранил законную жену и лишил И-цзю права наследовать престол. Это вызвало протест со стороны Шэнь-хоу, который совместно с цюаньжунами напал на Ю-вана и убил его в 771 г. до н. э. Убив Ю-вана, Шэнь-хоу возвел на престол И-цзю, лишенного в свое время права наследования и известного в истории под титулом Пин-вана. Однако в дальнейшем цюаньжуны стали противникам нового правителя .

На помощь Пин-вану, которому угрожали цюаньжуны, пришел циньский правитель Сян-гун . В 770 г. до н. э., теснимый цюаньжунами, Пин-ван перенес столицу на восток в Лои, а бывшие чжоуские земли к западу от горы Ци пожаловал циньскому Сян-гуну, которому для осуществления своих прав предстояло изгнать оттуда цюаньжунов. Переезд Пин-вана на восток открывает период, известный в истории под названием Чунь-цю (Период Вёсен и Осеней). Годы правления Пин-вана 771—720 гг. до н. э.

В 5-й главе « Исторических записок » эти же события излагаются несколько иначе и с большими подробностями. Циньский правитель Сян-гун помог Пин-вану отразить нападение цюаньжунов, затем он охранял его во время переезда в Лои. В благодарность за помощь Пин-ван возвел Сян-гуна в ранг чжухоу и пожаловал ему земли к западу от горы Ци, находившиеся в то время в руках цюаньжунов. Через пять лет Сян-гун, приступив к осуществлению пожалованных ему прав, напал на цюаньжунов и дошел до гор Ци. Во время похода Сян-гун умер, в связи с чем цюаньжуны были окончательно изгнаны только при его сыне Вэнь-гуне .

Этническая принадлежность

А. С. Шабалов в отношении как древних жунов , так и собственно цюань-жунов придерживается мнения, что данные народы были монголоязычны . Согласно Н. Я. Бичурину , цюань-жуны — одно из древних монгольских поколений . Л. Л. Викторова в числе племён и народов, генетически связанных с монголами, упоминает цюань-жунов, шань-жунов , бэйди и дунху . Согласно другой точке зрения, в Период Сражающихся царств цюань-жуны говорили на тибето-бирманских языках . Цяны , как полагает ряд исследователей, являются потомками цюань-жунов .

Согласно китайской историографической традиции , цюань-жуны отождествляются с такими племенами как сюньюй , чуньвэй , гуйфан , сяньюнь , жун , шань-жун , бэйди, хунну . Сыма Цянь , автор « Ши цзи », самую раннюю историю таких племён, как сюньюй, шань-жун, сяньюнь связывал с периодом правления «Пяти Древних Императоров» . Эти племена, по «Ши цзи», существовали уже до времен государей Тана ( Тан Яо ) и Юя ( Юй Шунь ), т. е. не позднее XXIV в до н. э. Н. Я. Бичурин, в свою очередь, считал, что история монгольских народов началась не позднее XXV в до н. э. В дальнейшем, согласно сообщению Сыма Цяня, в XVIII веке до н. э. принц павшего царства Ся по имени Шунь-вэй и его подданные ушли в северные степи, встретились там с племенами сюньюй и со временем смешались с ними, приняв кочевой образ жизни .

По мнению Сыма Чжэня, племена, которые в эпоху правления Тана (Тан Яо) и Юя (Юй Шунь) назывались шаньжун или сюньюй; в эпоху Ся стали именоваться чуньвэй (шуньвэй), в эпоху Шан-Инь — гуйфан, в эпоху Чжоу — яньюн (сяньюнь), а к эпохе Хань стали известны под общим именем сюнну (хунну) . Жунов и ди (бэйди) шанцы и чжоусцы называли общим именем жунди, а также гуйфан, хуньи, цюаньи, цюаньжун, сюньюй, сяньюн , шань-жун . После периода Чжаньго их также называли ху и сюнну (хунну) . Научное обоснование отождествления вышеперечисленных племён дано в трудах Ван Го-вэя . Согласно Н. Я. Бичурину, хуньюй, хяньюнь и хунну — три разные названия одному и тому же народу, известному ныне под названием монголов .

Тюркская теория происхождения хунну является на данный момент одной из самых популярных в мировом научном сообществе. В число сторонников тюркской теории происхождения хуннов входят Э. Паркер, Жан-Пьер Абель-Ремюза , Ю. Клапорт , Г. Рамстедт , Аннемари фон Габайн , О. Прицак и другие . Известный тюрколог С. Г. Кляшторный считал хунну преимущественно тюркоязычными племенами .

Примечания

  1. История Бурятии в 3 т. Т. 1 — Древность и средневековье / С. В. Данилов, П. Б. Коновалов. — Улан-Удэ: БНЦ СО РАН, 2011. — С. 271. — 328 с.
  2. / Б. Р. Зориктуев. — Новосибирск: Наука, 1993. — С. 17. — 324 с.
  3. Миняев С. С. // Археологические Вести. — 2015. — № 21 . — С. 304–327 . — ISSN . 6 мая 2022 года.
  4. Сыма Цянь. . 18 декабря 2018 года.
  5. Миняев С. С. Исследование Ван Говэя о ранней истории сюнну // Академическое востоковедение в России и странах ближнего зарубежья. — 2015. — С. 390—394 .
  6. Крюков М. В., Софронов М. В., Чебоксаров Н. Н. Древние китайцы: проблемы этногенеза. — Москва: Наука, 1978. — С. 176. — 343 с.
  7. Таскин В. С. Материалы по истории сюнну (по китайским источникам). — Москва: Наука, 1968. — С. 120—121. — 177 с.
  8. Шабалов А. С. Происхождение уйгуров, ойратов (калмыков) и других телэских племен XVIII в. до н. э. — XIV в. н. э. — Иркутск: Издательство Иркутского государственного технического университета, 2014. — 248 с.
  9. Бичурин Н. Я. . — Litres, 2019. — С. 183—184. — 405 с. — ISBN 978-5-04-188308-9 .
  10. Викторова Л. Л. . — Изд-во "Наука", 1980. — С. 119. — 224 с.
  11. Keightley,'The Origins of Chinese Civilization', Глава 14
  12. Lillian Lan-ying Tseng. . — Harvard University Press, 2011. — С. 125. — 446 с. — ISBN 9780674060692 .
  13. Сыма Цянь. . www.vostlit.info. Дата обращения: 4 июля 2019. 19 июля 2019 года.
  14. Бичурин Н. Я. Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена. — Москва-Ленинград: Академия наук СССР, 1950.
  15. Бембеев Е. В., Команджаев А. Н. . cyberleninka.ru. Дата обращения: 5 декабря 2018.
  16. . www.rulit.me. Дата обращения: 23 декабря 2018. 23 декабря 2018 года.
  17. Сыма Цянь. (недоступная ссылка — ) . unotices.com. Дата обращения: 16 декабря 2018.
  18. Фань Вэнь-лань. . — Рипол Классик, 2013. — 300 с. — ISBN 9785458243278 .
  19. Ван Го-вэй , Гуаньтан цзилинь (Собрание сочинений Ван Го-вэя), т. 1-2, Шанхай, 1930.
  20. Таскин В. С. Материалы по истории сюнну (по китайским источникам) / Думан Л.И. — Москва: Наука, 1968. — С. 10. — 177 с.
  21. Pritsak O. 1959. XUN Der Volksname der Hsiung-nu. Central Asiatic Journal , 5: 27-34.
  22. Кляшторный С.Г. История Центральной Азии и памятники рунического письма / С. Г. Кляшторный; Филологический факультет СПбГУ. — СПб., 2003, С. 153.
Источник —

Same as Цюань-жуны