Ван Цян (теннисистка)
- 1 year ago
- 0
- 0
Цян (самоназвание — сев-ц .: rrmea , [ ʐme ], жмэ — местные люди, в китайской передаче кит. трад. 爾瑪 , упр. 尔玛 , пиньинь ěrmă , кит. трад. 爾咩 , упр. 尔咩 , пиньинь ěrmiē ; официальное — кит. упр. 羌族 , пиньинь Qiāng Zú ) — народ в Китае , близкородственный тибетцам , входит в 56 официально признанных народов Китая . Живут в основном в провинции Сычуань, незначительное количество — в провинциях Ганьсу и Цинхай . Численность — 306 072 (2000, перепись).
Говорят на северном и южном цянских языках, относящихся к цянской группе тибето-бирманской ветви сино-тибетской языковой семьи, из которых североцянским владеет 57 800 человек, а южноцянским — 81 300 человек (1999). Оба языка являются исчезающими и используются для внутрисемейного общения взрослой и пожилой частью населения. Для североцянского был разработан алфавит на латинской основе. Как основной язык используются китайский или тибетский . Распространено владение письменным китайским .
Первые упоминания о цян найдены на гадальных костях и датируются 1-м тыс. до н. э. Однако непосредственно соотносить древних цян с современными нельзя, так как первые, видимо, являются предками всех или почти всех тибето-бирманских народов .
В числе предков цянов упоминаются жуны и цюань-жуны . По одной из версий, они были прототибетцами , по другой версии — древними монголами .
Гадательные надписи упоминают, что цяны были владельцами лошадей (多马羌) и участвовали в королевской охоте; в то же время они были союзниками Чжоу , враждовали с Шан , становились рабами и приносились в жертву.
Часть древних цян осела в районе Сычуани в период Вёсен и Осеней ( VIII — V вв. до н. э.) . В свою очередь, культура каменных дозорных башен, носители которой являются непосредственными предками современных цян, существовала на севере Сычуани с начала н. э.
В I—III веках н. э. происходили войны империи Восточная Хань с цянами .
Цян до середины XX века сохраняли квази феодальные отношения.
Поселения цян обычно невелики (порядка 10 семей) и расположены на вершинах или склонах гор. Традиционный дом представляет собой каменное двух-трёхэтажное строение с толстыми стенами и маленькими окнами и дверьми. Последнее обстоятельство связано с тем, что частые военные конфликты между китайцами и тибетцами, затрагивающие территорию цян, а также внутренние конфликты повышали требования к фортификации построек, в том числе и жилых. На первом этаже находились помещения, в которых содержали скот. Второй и третий этажи были жилые, на втором этаже находился очаг и домашний алтарь . В прошлом в деревне находились одна или несколько дозорных башен , с гладкими стенами и шести- или восьмигранным основанием. Иногда постройки соединялись подземными ходами. В настоящее время большинство дозорных башен разобрано для постройки новых домов.
Основное занятие — земледелие , скотоводство и собирательство. В прошлом — также охота . Характерная черта — отсутствие рыболовства . Главные возделываемые культуры — зерновые : ячмень (цинкэ), пшеница , просо , кукуруза , гречиха , рис, а также картофель и плодовые деревья ( грецкий орех , яблони, груши и т. д.). Из животных выращивают свиней, овец, коров, а также лошадей.
Развиты ремёсла ( ткачество ).
Мужская одежда включала куртку , безрукавку , штаны с поясом. В настоящее время традиционный мужской костюм надевают только люди старшего поколения по праздникам. Женская одежда включала головной убор , кофту , юбку , передник , иногда халат , украшенные вышивками. Детали женского костюма, особенного головного убора варьируют от деревни к деревне. В отличие от мужчин, многие женщины в деревнях ещё носят традиционную одежду.
Верующие цян — буддисты ( тибетский буддизм ), даосы или приверженцы традиционных верований, в которых религиозные церемонии проводились шаманами (пи) , и которые включали веру в духов , культ сил природы, культ гор.